Прогнозирование и определение риска и его оценка

Все участники проекта заинтересованы в том, чтобы исключить возможность провала проекта или хотя бы убытка для себя. Вместе с тем, ни у кого их них нет и не может быть уверенности в благополучном исходе проекта — риск в любом реальном деле общепризнан.

Под рискомпонимается неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.

Контрактная работа по проекту

Содержание контрактной работы в проекте можно свести к следующим шагам:

1. Выбор стратегии контрактной деятельности (procurement strategy).

2. Определение потребности в ресурсах, работах и услугах, необходимых для реализации проекта.

3. Планирование поставок и закупок.

4. Определение потенциальных участников проекта (контракторов) и анализ их возможностей.

5. Разработка тендерной документации.

6. Предварительная документация (отбор) участников торгов.

7. Организация и проведение торгов на проектно-изыскательские работы, разработку детальной проектно-сметной документации и принятие решения о присуждении контракта.

8. Организация и проведение торгов на поставки материально-технических ресурсов и оборудования и принятие решения о присуждении контракта.

9. Организация и проведение торгов на выполнение различного вида работ и оказание услуг по реализации проекта и принятие решения о присуждении контракта.

10. Заключение контракта с победителями торгов.

Планирование поставок и закупок

Основная задача этой фазы проекта — обеспечить поступление оборудования, конструкций, материалов и услуг в точном соответствии с планом проекта.

Этот процесс принято делить на 2 части:

§ закупки ресурсов и услуг на конкурсной основе;

§ поставки на место производства работ.

8. Структура задач материально-технической подготовки проектов

Изменение условий хозяйствования привело к появлению новой структуры задач материально-технического обеспечения проектов, которая укрупненно сводится к следующим шагам:

1. Подготовка спецификаций и технических условий, характеризующих количество и качество необходимого оборудования, машин и механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг.

2. Планирование и организация процесса закупок.

3. Изучение возможных источников закупки ресурсов и переговоры с возможными поставщиками.

4. Предварительный отбор участников торгов.

5. Подготовка документов для торгов.

6. Проведение торгов и принятие решения о присуждении контрактов заявителям, выигравшим торги.

7. Размещение заказа, включая переговоры о поставках.

8. Контроль за поставками (своевременность, комплектность, количество и качество) с принятием необходимых мер в случае появления отклонений.

9. Разрешение конфликтов.

10. Взаиморасчеты.

11. Найм на работу необходимых специалистов (подрядчиков), включая консультантов.

12. Планирование поставок.

13. Организация бухгалтерского учета.

14. Доставка, приемка и хранение товара.

15. Учет и контроль доставки.

Последние 4 позиции на Западе принято выделять в самостоятельный блок работ, называемый Поставками (Logistics). Остальные же работы относят к Закупкам (Procurement). Такое деление не случайно, так как Закупки осуществляет Заказчик, а Поставки — Подрядчик.

Рассмотрим требования к некоторым из вышеперечисленных шагов в цикле закупок и поставок, характерные для рыночной экономики.

Планирование и организация:

§ осуществляются на основе данных проектно-сметной документации;

§ графики разрабатываются на основе и в увязке с общим планом проекта и учитывают длительность разработки проектно-сметной документации, цикла закупок и доставки грузов;

§ план должен охватывать весь проект в целом;

§ выбор места закупок определяется на основе расчета стоимости вариантов;

§ в плане определяются структуры и лица, ответственные за каждую позицию, подлежащую поставке.

Выбор поставщиков:

§ осуществляется на основе изучения т.н. квалификационных анкет, призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности;

§ список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет, согласуется с заказчиком и руководителем проекта;

§ окончательный выбор поставщиков осуществляется в результате торгов.

Размещение заказов:

§ совместно с проектной организацией разрабатываются мероприятия по стандартизации (сокращению номенклатуры) закупок;

§ общие заказы оформляются только на основе работ по сокращению номенклатуры закупок;

§ оценка заявок и проведение торгов предшествуют заключению контрактов;

§ заключение контрактов производится в результате дополнительных встреч и согласований с победителями торгов по вопросам требований к перевозке и хранению грузов, а также порядка платежей и премирования.

Контроль за поставками:

§ организуется по каждому из перечисленных выше видов поставок (оборудование, работы, местные материалы, услуги);

§ основывается на общем плане проекта;

§ все изменения вносятся в общий график проекта;

§ основывается на стандартных формах отчетности.

Подрядные торги

В строительствеподрядные торги проводятся для выбора на конкурсной основе организации, выполняющей для заказчика в пределах согласованной стоимости требуемые объемы строительных работ, поставки, монтажа и пуска-наладки оборудования в установленный заказчиком срок и с требуемым качеством.

Целью организацииторгов является повышениеэффективностипроизводства, качества строительства и надежностисооружаемыхобъектов на основе конкуренции между организациями и предприятиями.

Виды торгов

В зависимости от способа проведения торги могут быть:

Открытыми, к участию в которых привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.

Открытыми с предварительной квалификацией участников.

Закрытыми по приглашениям. К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. К закрытым торгам прибегают в случаях размещения сложных заказов. В закрытых торгах обычно участвует небольшое число солидных, известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных.

Единичными с организацией, выбранной заказчиком. При единичных торгах их организаторы обращаются только к одной фирме без привлечения конкурентов, но с соблюдением внешней формы торгов и процедуры торгов по правилам данной страны. Единичные торги проводятся в исключительных случаях, когда оборудование или другой товар может быть приобретен лишь у единственной фирмы — монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещается законом данной страны.

Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты (оференты).

Оферент — лицо, от имени которого представлена оферта, т.е. комплекс документов, письменно подтверждающий намерение претендента участвовать в торгах и заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных заказчиком в тендерной документации с учетом дополнительных предложений претендентов.

Заказчик — лицо, для которого строится или реконструируется объект торгов.

Организатор торгов — лицо, которому заказчик поручил проведение торгов.

Тендерный комитет — постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором для проведения торгов.

Претендент — лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты.

В проведении торгов можно выделить несколько этапов:

1. Подготовка торгов.

2. Представление предложений участниками торгов.

3. Оценка оферт и выбор победителя подрядных торгов.

4. Подписание контракта.

Подготовка торгов

Решение о проведении торгов принимается заказчиком с учетом специфики объектов и готовности проектной документации.

Организация и подготовка торгов осуществляется тендерным комитетом, который подготавливает и публикует объявление о торгах.

Наши рекомендации