Тема 1. Сущность управления проектами

К А Ф Е Д РА

«Городского строительства и хозяйства»

Содержание

Тема 1. Сущность управления проектами

Тема 2. Жизненный цикл проекта

Тема 6. Управление разработкой инвестиционного проекта

Тема 4. Управление рисками проекта

Тема 5. Сервейинг

Тема6. Особенности инвестиционно-градостроительного развития территорий

Тема 7. Оценка эффективности инвестиционных проектов

Тема 1. Сущность управления проектами

1. Основные понятия и определения

Проект

Существует ряд определений, в соответствии с наиболее общим из которых проектом называют целенаправленное, заранее проработанное и запланированное изменение какой-либо системы.

В качестве рабочегоопределения можно использовать следующее определение проекта: комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.

Можно также привести упрощенную трактовку понятия «проект»

 
  Тема 1. Сущность управления проектами - student2.ru

Рис.1 Основные элементы проекта

В современном понимании ПРОЕКТЫ– это то, что изменяет наш мир:

· строительство жилого дома или промышленного объекта;

· программа научно-исследовательских работ;

· реконструкция предприятия;

· создание новой организации;

· разработка новой техники и технологии;

· создание корабля;

· создание кинофильма и т.д.

Окружение проекта

Некоторая динамическая среда, оказывающая на него определенное воздействие. Различают внешнее и внутреннее окружение проекта. В рамках внешнего окружения рассматривают само предприятие (руководство, финансы, сбыт, изготовление, обеспечение, инфраструктуру) и окружение предприятия (политику, экономику, общество, законы и право, науку и технику, культуру, природу, экологию, инфраструктуру).

В рамках внутреннего окружения рассматривают условия реализации проекта - такие, как стиль руководства, организацию, участников, команду, коммуникации, информационное обеспечение, экономические и социальные условия.

Управление проектом

Имеется ряд определений, наиболее общим из которых можно считать следующее (РМI, США) - искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Управление проектами получило широкое распространение благодаря своим практическим преимуществам по сравнению с традиционными методами управления в самых различных сферах. Анализ международного опыта по данным IРМА показывает, что при управлении проектами продолжительность их осуществления сокращается в среднем на 20—30%, а расходы уменьшаются на 10—15%.

Управление проектами — это наука определения цели деятельности и организации работ группы людей так, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности. Наиболее важная – цель деятельности, существуют также стоимостные и временные цели. Например:

Необходимо ввести в действие новый компьютерный центр: к 1 января 2002 г.; затраты не должны превышать 2 миллиона рублей.

Управление проектами не является точной наукой, однако, в состоянии кардинально увеличить вероятность завершения проектов в срок, в пределах бюджета и с результатами, соответствующими первоначальному замыслу. Она может сделать достижение двух из трех целей проекта несомненным фактом.

Жизненный цикл проекта

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации.

Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Проектный анализ

Методология отбора идей проекта и наиболее эффективных способов его реализации. Выполняется, как правило, на начальной (прединвестиционной) фазе проекта.

Анализ риска

Анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта.

Инвестиционный проект

Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах:

как деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий и описывающих такие действия.

В качестве объектов инвестиций могут быть:

· строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды);

· программы федерального, регионального или иного уровня. В этом случае в результате инвестиций также могут создаваться комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы);

· производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях.

Различают следующие формы инвестиций:

· денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи, и доли в уставных капиталах предприятий, ценные бумаги, кредиты, займы, залоги);

· земля;

· здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве и обладающее ликвидностью;

· имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом, секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности.

Методы управления проектами

В числе первых методов управления проектами в конце 50-х годов разработаны методы сетевого планирования и управления (методы CPM и PERT) [Управление ракетной программой “Атлас”, строительство завода синтетического волокна]. В середине 60-х годов эти методы стали активно изучаться и в меньшей степени внедряться в практику капитального строительства СССР.

Следует отметить, что еще в конце 30-х годов советскими учеными были разработаны теоретические основы и практические методы календарного планирования и поточного строительства с использованием диаграмм Ганта и т.н. циклограмм, что во многом можно считать фундаментом созданного позднее аппарата управления проектами.

К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех развитых странах методологий инвестиционной деятельности.

Табл.1 Этапы развития методов управления

Область применения и методы
Техника сетевого планирования Организация работ над проектом Календарное планирование Логистика Разработка специальных программ для ЭВМ Стандартное планирование Структурное планирование Ресурсное планирование Системное представление о фазе закрытия проекта Планирование особо сложных проектов Пофазная организация над проектом Имитационное моделирование на ЭВМ Системное (целостное) представление о проекте Философия руководства проектом + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Методы управления проектами позволяют:

· определить цели проекта и провести обоснование;

· выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);

· определить необходимые объемы и источники финансирования;

· подобрать исполнителей – в частности через процедуры торгов и конкурсов;

· определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

· рассчитать смету и бюджет проекта;

· планировать и учитывать риски;

· обеспечить контроль за ходом выполнения проекта …

Основные участники проекта

Заказчик

Будущий владелец и пользователь результатами проекта.

Инвестор

Сторона, вкладывающая средства в проект. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, инвесторы заключают контракт с заказчиком, контролируют выполнение контрактов и осуществляют расчеты с другими участниками проекта.

Команда проекта

Специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта

Проектировщик

Юридическое лицо, выполняющее по контракту (обычно с заказчиком) проектно-изыскательские работы в рамках проекта.

Варианты схем управления проектом

Различают следующие варианты схем управления проектом.

«Основная» схема

Руководитель (менеджер) проекта – представитель (агент) заказчика, финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любая фирма – участник проекта. В этом случае менеджер проекта отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта (кроме заказчика) не состоит. Преимущество – объективность менеджера, недостаток – риск за судьбу проекта лежит на заказчике.

Прединвестиционная фаза

Анализ инвестиционных возможностей (Identification)

Предварительное ТЭО (Pre-Feasibility Study)

ТЭО (Feasibility Study)

Доклад об инвестиционных возможностях (Appraisal Report)

Инвестиционная фаза

Переговоры и заключение контрактов (Negotiating & Contracting)

Проектирование (Engineering Design)

Строительство (Construction)

Маркетинг (Pre-Production Marketing)

Обучение (Training)

Эксплутационная фаза

Приемка и запуск (Commissioning & Start)

Замена оборудования (Replacement)

Расширение, инновация (Expansion, Innovation)

Рис. 2. Прединвестиционная, инвестиционная и эксплутационная фазы проектного цикла

Содержание фаз жизненного цикла проекта применительно к сегодняшним условиям России следующее.

Планирование проекта

После определения жизнеспособности проекта и решения о начале его осуществления следует составить в письменной форме «План работ» по проекту.

План представляет собой структурно определенную последовательность этапов работ, ведущих к достижению уже определенного комплекса целей. Он должен показать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом, и включать все необходимые решения. План становиться инструментом для работы со всеми участниками проекта и является предпосылкой для составления подробного календарного графика этих работ и для точной оценки их стоимости. План реализации проекта разрабатывается с участием специалистов всех заинтересованных сторон, что способствует его реальности.

Окончательный план выполнения проекта должен быть одобрен, после чего он направляется всем участникам проекта. На этом же этапе решаются вопросы создания организации для работы над проектом (команды проекта).

Руководителю проекта следует помнить, что планирование является непрерывным процессом.

Разработка технических требований

В ходе этого этапа осуществляется выбор эксплуатационных характеристик будущих объектов проекта.

Выбор и оформление земельного участка

На этом этапе проводятся геодезические и инженерно-геологические изыскания, подготовка технических условий на инженерное обеспечение участка и получение разрешительных свидетельств на ведение работ.

На этом этапе группа экспертов оценивает объем средств, которые потребуются на реализацию проекта.

Эта оценка проекта получила название факторной и соответствует самому началу работ по созданию проектно-сметной документации (степень готовности не превышает 1 процента). Неточность оценки достигает 15-25 процентов.

Эскизное проектирование

На этой стадии утверждается состав работ по рабочему проектированию и начинается проектно-конструкторская деятельность. В начале этой фазы подбираются материалы, позволяющие начать разработку проекта. Корректируются и утверждаются технико-экономическое обоснование, являющееся основой для проектирования.

На базе этой – исправленной и утвержденной основы и формируется новая оценка затрат (так называемая приближенная), включающая и дополнительную информацию по проекту, поступающую к этому моменту. Приближенная оценка определяется на основе сведений об объемах работ при известной стоимости оборудования и материалов. Неточность оценки – 10-15%.

Контрактная фаза

Если продолжение работ по проекту утверждается, переходят к составлению так называемых квалификационных требований, являющихся материалом для подготовки контракта и проведения рабочего проектирования. С этой же целью подготавливается предварительное задание на проектирование.

В объявлении (декларации) о намерении проектировать объекты излагается основные характеристики объектов, указывается место строительства и налагаемые ограничения.

Отбор потенциальных исполнителей проекта производиться следующим образом. Обычно предварительно выбираются несколько фирм-претендентов, которые приглашаются для переговоров (торгов). Переговоры ведет группа экспертов, при этом каждый эксперт оценивает претендента самостоятельно по следующим критериям: архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок, стоимостные показатели по будущей стройке, реальные архитектурные (инженерные) возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленным проектам, финансовое положение.

На основании результатов торгов оформляется контракт с выбранной проектной организацией. Контракт включает график и задание на проектирование. Затем переходят к выбору и утверждению окончательного варианта проекта. Обычно на это заказчик берет 3-4 недели, что оговариваются в контракте. На этом этапе разрабатываются в полном объеме технико-экономические обоснования и составляется задание на рабочее проектирование.

Выбор и оформление отношений с подрядными организациями и фирмами – последний этап контрактной фазы проекта.

Одновременно с заключением контракта с проектной фирмой аналогичные мероприятия осуществляются по привлечению подрядных строительных фирм, а также фирм – поставщиков оборудования и материалов.

Фаза реализации проекта

Эту фазу принято делить на две подфазы:

· детальное (рабочее) проектирование и поставки;

· строительство.

Крупные строительные фирмы часто берутся за выполнение обоих подфаз. Другие специализируются по одной из них.

На этой стадии подвергается риску наибольшая сумма денег.

При необходимости (для «подстраховки») можно предусмотреть дополнительную стадию утверждения проектных разработок и оценки затрат.

Строительная подфаза реализации проекта предполагает осуществление:

· закупок строительных материалов, изделий и конструкций;

· найма рабочих;

· аренды строительного оборудования;

· выполнения строительных монтажных и пусконаладочных работ;

· сдачи-приемки готовых объектов в эксплуатацию.

Отечественный (да и мировой) опыт имеют немало примеров того, когда из-за излишней торопливости, непонимания важности начальной фазы весь проект оказывается неуспешным. Поучителен пример строительства известного целлюлозно-бумажного комбината на Байкале, нарушившего экологическое равновесие этого удивительного природного заповедника.

Сколько стоит начальная фаза проекта?

По данным Всемирного банка, затраты на прединвестиционные исследования при нормальном подходе к делу составляют (от стоимости проекта):

формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта – 0,2-1%

исследование инвестиционных возможностей (обоснование инвестиций, краткое ТЭО) – 0,25-1,5%

технико-экономические исследования (ТЭО)

- 1-3% (для небольших проектов)

- 0,2-1% (для крупных проектов)

Декларация о намерениях

На предпроектной стадии заказчик (инвестор), исходя из своих целей и анализа ситуации, подготавливает декларацию о намерениях.

В этом документе реализуется замысел инвестора. В процессе его подготовки анализируется:

- потребность в конечных результатах;

- имеющиеся ресурсы;

- влияние проекта на окружающую среду;

- общий инвестиционный климат;

- уровень качества и стоимость т.д.

Декларация о намерениях особенно необходима при осуществлении проектов в области строительства. В этом случае она содержит следующие сведения:

- инвестор (заказчик) и его адрес;

- местоположение объекта;

- характеристика объекта;

- обоснование необходимости намечаемой деятельности;

- потребность в ресурсах при строительстве и эксплуатации;

- перечень основных сооружений и их строительные характеристики;

- транспортное обеспечение;

- возможное влияние на окружающую среду;

- источники финансирования;

- сроки намечаемого строительства.

По результатам положительного рассмотрения Декларации о намерениях заказчик (инвестор) принимает решение о разработкеОбоснований инвестиций в строительство. Выполняется оценка жизнеспособности вариантов проекта, составляются выводы по материалам обоснований и документы для принятия предварительного инвестиционного решения.

Планирование проекта

Планирование является наиболее важным процессом управления проектом, определяющим во времени всю деятельность по его осуществлению. При всем многообразии проектов существуют общие подходы и принципы планирования в проектах.

Общие принципы планирования проекта

Целенаправленность. Планирование рассматривается как процесс развертывания главной цели проекта в иерархическую последовательность целей и задач проекта до уровня отдельных мероприятий, действий, работ с определением порядка их выполнения.

Комплексность. Комплексность планирования означает полный охват научных, проектных, организационных, производственных и других мероприятий и работ, направленных на достижение целей и результатов проекта.

Сбалансированность. Сбалансированность по ресурсам означает, что планы не содержат задач и работ, не обеспеченных необходимыми ресурсами.

Системность. Системность планирования предполагает применение системного подхода и учет влияния на проект факторов его окружения; рассмотрение проекта как целостной системы с определением и учетом взаимосвязей как внутри, так и вне его.

Гибкость. Гибкость планирования предполагает способность системы прогнозировать и учитывать возможные изменения, возмущения внешних факторов и их последствия.

Многофункциональность. Многофункциональность планирования означает обязательное планирование по всем установленным функциям управления проектом.

Оптимальность. Оптимальность планирования предполагает способность системы формировать не просто приемлемые (допустимые с точки зрения принятых ограничений и требований) планы, а рациональные или лучшие планы по выбранным критериям. Это достигается использованием экономико-математических или, когда это невозможно, эвристических методов.

Адаптивность. Адаптивность планирования включает все достоинства оптимального планирования, кроме того, учитывает организационные проблемы. К процессу разработки плана привлекается руководство, что позволяет учитывать неформализуемые требования. Все это делает планирование более адекватным реальным условиям, персонифицированным, обоснованным и ответственным.

Непротиворечивость. Непротиворечивость планирования обеспечивается преемственностью и взаимоувязанностью всех плановых решений.

Непрерывность. Непрерывность планирования заключается в мониторинге, контроле и при необходимости актуализации плановых решений.

Стабильность. Стабильность планирования обеспечивается неизменностью основных целей и ограничений проекта, его жизнеспособностью, а также гибкостью и адаптивностью системы.

Процессы планирования

Процессы планирования включают подпроцессы (задачи), которые по степени важности можно разделить на основные и вспомогательные.

Основные задачи планирования:

- планирование предметной области — разработка письменного документа, определяющего предметную область как основу для дальнейшего принятия решений по проекту;

- определение предметной области — структурная декомпозиция основных результатов на меньшие, более управляемые компоненты;

- определение состава работ — составление перечня специфических действий, которые необходимо выполнить для достижения различных результатов проекта;

- определение последовательности работ — документальное отражение зависимостей и взаимосвязей различных работ;

- оценка продолжительности работ — расчет времени, необходимого для их выполнения;

- разработка расписания — анализ последовательности и продолжительности работ и потребности в ресурсах с целью составления календарного плана выполнения работ;

- планирование ресурсов — определение, какие ресурсы (люди, оборудование, материалы), когда и в каких количествах необходимы для выполнения работ по проекту;

- оценка стоимости — расчет стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта, и формирование сметы проекта;

- разработка бюджета — распределение предполагаемых затрат по отдельным компонентам проекта в соответствии с его календарным планом;

- разработка плана проекта — использование результатов других процессов планирования и их включение в единый последовательный и согласованный документ.

Вспомогательные задачи планирования, необходимость которых определяется природой проекта, включают:

- планирование качества — определение стандартов качества, относящихся к проекту, и способов соответствия им;

- организационное планирование — определение, документирование и распределение проектных ролей, ответственности и отношений отчетности;

- процесс подбора кадров — отбор и назначение персонала на работы по проекту;

- планирование коммуникаций — определение информационных икоммуникационных потребностей участников проекта: кому, когда, в какой форме и какую информацию предоставлять;

- идентификацию риска — определение рисковых событий, способных повлиять на выполнение проекта, и их документирование;

- оценку риска — прогноз рискового события и взаимодействия рисковых событий с целью определения спектра вероятных выходов (результатов) проекта;

- разработку методов реагирования на риск — предпосылки и мероприятия по увеличению вероятности наступления благоприятных событий и снижению возможности наступления неблагоприятных событий;

- планирование поставок (контрактов) — определение того, что и когда поставлять;

- планирование предложений — документирование требований к продуктам и услугам и определение потенциальных источников — поставщиков.

Планирование предметной области проекта

Планирование предметной области проекта включает процессы, позволяющие гарантированно определять все требуемые работы, т.е. те, которые необходимы для достижения целей и результатов проекта. Результаты проекта (продукты или услуги), их характеристики, а также перечень комплекса работ, которые необходимо выполнить для достижения этих результатов, — все это и определяет предметную область проекта.

При разработке предметной области проекта необходима следующая информация:

- описание результатов проекта. Данный документ содержит описание характеристик результатов проекта — продукта или услуг, для создания которых был предпринят проект. Описание результатов уточняется и детализируется по мере разработки проекта;

- формальные документы об утверждении проекта. Комплект документов, который формально утверждает проект и дает разрешение на его осуществление. Документы содержат следующую основную информацию: цели, для достижения которых предпринят проект; описание основных результатов проекта.

Определение предметной области включает разбиение основных результатов проекта на более мелкие и управляемые компоненты с целью:

- повысить точность определения сроков и продолжительности выполнения работ проекта, количества необходимых для этого ресурсов и оценки затрат;

- создать основу для определения степени выполнения и контроля работ проекта;

- содействовать четкому распределению ответственности в проекте.

В результате определения предметной области проекта должна быть получена следующая информация:

- документ, утверждающий предметную область проекта и служащий основой для ее развития;

Структурная декомпозиция работ, определяющая всю предметную область проекта. Работа, не входящая в СДР, находится за пределами предметной области проекта Планирование стоимости в проекте

Планирование стоимости в проекте предназначено для обеспечения выполнения проекта в рамках установленного бюджета. Включает следующие основные этапы:

Определение ресурсов — расчет потребности в ресурсах, необходимых для успешного выполнения работ проекта.

Оценка стоимости — определение стоимости трудозатрат и ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта.

Разработка бюджета проекта — распределение предполагаемых затрат в соответствии со сроками выполнения проекта.

Управление стоимостью проекта связано в первую очередь с затратами на ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Для определения полной стоимости проекта необходимо учесть все используемые в нем ресурсы:

трудовые ресурсы;

машины, оборудование;

материалы;

денежные средства;

энергетические ресурсы;

информационные ресурсы;

вычислительную и организационную технику;

производственные площади;

прочие ресурсы.

Оценка стоимости проекта на этомэтапе состоит в уточнении и конкретизации приблизительной сметы затрат на ресурсы, определенной на предынвестиционной фазе проекта.

Для оценки стоимости проекта разрабатывается сметная документация, на основе которой определяются технико-экономические показатели и эффективность намечаемого проекта. На основе сметной документации осуществляется планирование и финансирование проекта, производятся расчеты за выполненные работы между заказчиком (менеджером проекта) и подрядчиком.

Бюджет проекта предназначен для планирования расхода средств проекта по временным периодам (год, квартал, месяц) в течение всего времени его осуществления. Обычно расход средств проекта первого года планируется более подробно, показывается поквартальное и помесячное распределение денежных средств. Бюджет проекта должен строиться таким образом, чтобы удовлетворить потребности участников проекта в финансовых ресурсах в планируемые интервалы времени.

4. Разработка сводного плана управления проектом

Сводный план управления проектом — это единый, последовательный и согласованный документ, включающий результаты планирования всех функций управления проектом и являющийся основой для выполнения и контроля проекта.

Сводный план разрабатывается для:

- управления выполнением проекта;

- утверждения выбранной альтернативы управления проектом;

- определения ключевых контрольных точек управления проектом;

- документирования предложений по управлению проектом;

- разработки способов определения прогресса и контроля выполнения проекта;

- регламентирования взаимодействия участников проекта.

Планирование поставок и закупок

Основная задача этой фазы проекта — обеспечить поступление оборудования, конструкций, материалов и услуг в точном соответствии с планом проекта.

Этот процесс принято делить на 2 части:

§ закупки ресурсов и услуг на конкурсной основе;

§ поставки на место производства работ.

8. Структура задач материально-технической подготовки проектов

Изменение условий хозяйствования привело к появлению новой структуры задач материально-технического обеспечения проектов, которая укрупненно сводится к следующим шагам:

1. Подготовка спецификаций и технических условий, характеризующих количество и качество необходимого оборудования, машин и механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг.

2. Планирование и организация процесса закупок.

3. Изучение возможных источников закупки ресурсов и переговоры с возможными поставщиками.

4. Предварительный отбор участников торгов.

5. Подготовка документов для торгов.

6. Проведение торгов и принятие решения о присуждении контрактов заявителям, выигравшим торги.

7. Размещение заказа, включая переговоры о поставках.

8. Контроль за поставками (своевременность, комплектность, количество и качество) с принятием необходимых мер в случае появления отклонений.

9. Разрешение конфликтов.

10. Взаиморасчеты.

11. Найм на работу необходимых специалистов (подрядчиков), включая консультантов.

12. Планирование поставок.

13. Организация бухгалтерского учета.

14. Доставка, приемка и хранение товара.

15. Учет и контроль доставки.

Последние 4 позиции на Западе принято выделять в самостоятельный блок работ, называемый Поставками (Logistics). Остальные же работы относят к Закупкам (Procurement). Такое деление не случайно, так как Закупки осуществляет Заказчик, а Поставки — Подрядчик.

Рассмотрим требования к некоторым из вышеперечисленных шагов в цикле закупок и поставок, характерные для рыночной экономики.

Планирование и организация:

§ осуществляются на основе данных проектно-сметной документации;

§ графики разрабатываются на основе и в увязке с общим планом проекта и учитывают длительность разработки проектно-сметной документации, цикла закупок и доставки грузов;

§ план должен охватывать весь проект в целом;

§ выбор места закупок определяется на основе расчета стоимости вариантов;

§ в плане определяются структуры и лица, ответственные за каждую позицию, подлежащую поставке.

Выбор поставщиков:

§ осуществляется на основе изучения т.н. квалификационных анкет, призванных осветить управленческие, технические, производственные и финансовые возможности;

§ список претендентов, разрабатываемый на основе изучения анкет, согласуется с заказчиком и руководителем проекта;

§ окончательный выбор поставщиков осуществляется в результате торгов.

Размещение заказов:

§ совместно с проектной организацией разрабатываются мероприятия по стандартизации (сокращению номенклатуры) закупок;

§ общие заказы оформляются только на основе работ по сокращению номенклатуры закупок;

§ оценка заявок и проведение торгов предшествуют заключению контрактов;

§ заключение контрактов производится в результате дополнительных встреч и согласований с победителями торгов по вопросам требований к перевозке и хранению грузов, а также порядка платежей и премирования.

Контроль за поставками:

§ организуется по каждому из перечисленных выше видов поставок (оборудование, работы, местные материалы, услуги);

§ основывается на общем плане проекта;

§ все изменения вносятся в общий график проекта;

§ основывается на стандартных формах отчетности.

Подрядные торги

В строительствеподрядные торги проводятся для выбора на конкурсной основе организации, выполняющей для заказчика в пределах согласованной стоимости требуемые объемы строительных работ, поставки, монтажа и пуска-наладки оборудования в установленный заказчиком срок и с требуемым качеством.

Целью организацииторгов является повышениеэффективностипроизводства, качества строительства и надежностисооружаемыхобъектов на основе конкуренции между организациями и предприятиями.

Виды торгов

В зависимости от способа проведения торги могут быть:

Открытыми, к участию в которых привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы.

Открытыми с предварительной квалификацией участников.

Закрытыми по приглашениям. К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. К закрытым торгам прибегают в случаях размещения сложных заказов. В закрытых торгах обычно участвует небольшое число солидных, известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных.

Единичными с организацией, выбранной заказчиком. При единичных торгах их организаторы обращаются только к одной фирме без привлечения конкурентов, но с соблюдением внешней формы торгов и процедуры торгов по правилам данной страны. Единичные торги проводятся в исключительных случаях, когда оборудование или другой товар может быть приобретен лишь у единственной фирмы — монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещается законом данной страны.

Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты (оференты).

Оферент — лицо, от имени которого представлена оферта, т.е. комплекс документов, письменно подтверждающий намерение претендента участвовать в торгах и заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных заказчиком в тендерной документации с учетом дополнительных предложений претендентов.

Заказчик — лицо, для которого строится или реконструируется объект торгов.

Организатор торгов — лицо, которому заказчик поручил проведение торгов.

Тендерный комитет — постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором для проведения торгов.

Претендент — лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты.

В проведении торгов можно выделить несколько этапов:

1. Подготовка торгов.

2. Представление предложений участниками торгов.

3. Оценка оферт и выбор победителя подрядных торгов.

4. Подписание контракта.

Подготовка торгов

Решение о проведении торгов принимается заказчиком с учетом специфики объектов и готовности проектной документации.

Организация и подготовка торгов осуществляется тендерным комитетом, который подготавливает и публикует объявление о торгах.

Подписание контракта

В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги, обязан внести второй гарантийный залог. Второй задаток (второй гарантийный залог) представляет собой форму обеспечения исполнения принятого на себя оферентом обязательства заключить контракт и выполнить подрядные работы ил<

Наши рекомендации