Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
Движущей силой глобализации является стремление государств к либерализации торговли, рынков капитала, укреплению международного характера производства и стратегии распределения продукции. Этому способствует также активное распространение новых технологий, устраняющих барьеры в перемещении товаров, услуг и капиталов. Глобализация представляет процесс, в рамках которого между структурами национального производства и финансов устанавливается взаимозависимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран.
Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных экономических отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих.
В современных условиях среди основных форм международных экономических отношений можно выделить следующие:
• внешняя и мировая торговля;
• денежно-кредитные отношения, функционирование денежных и финансовых рынков;
• миграция и вывоз капитала;
• международные интеграционные процессы;
• международная миграция трудовых ресурсов;
• научно-техническое и производственное сотрудничество;
• создание сети транснациональных корпораций и финансово-кредитных институтов;
• межгосударственное регулирование международных экономических отношений (торговых, финансово-кредитных, валютных и т.п.).
Тенденции к глобализации мировой экономики воспринимаются и оцениваются по-разному. Среди новых возможностей — расширение взаимозависимости и интеграции в политической и экономической сферах, углубление взаимодействия международных и транснациональных структур как основы для масштабного мирового сотрудничества. К очевидным положительным сторонам можно отнести усиление экономического взаимодействия государств, создание условий для беспрепятственного доступа стран к передовым достижениям человечества в экономической и научно-технической сферах, что способствует равномерности развития различных регионов. В то же время глобализация имеет отрицательные грани: неравновесность процесса перераспределения богатств, консервация различных уровней обеспечения прав человека. Новые информационные технологии, согласованная либерализация рынков товаров, услуг и финансов не только обеспечивают ускорение мировых экономических процессов, но и уменьшают степень свободы экономической деятельности для менее развитых государств.
Процессы глобализации в первую очередь структурно изменили финансовые отношения, опосредующие международную торговлю, движение международных финансовых потоков, регулирование международных экономических отношений. Для этой цели созданы специальные финансово-кредитные институты.
♦ Потоки международной торговливсе глубже проникают в экономику различных государств, оказывая существенное влияние на общую экономическую структуру, а также на такие ее элементы, как распределение доходов, занятость, рост производительности. Торговля по-прежнему остается двигателем глобальной интеграции. Для развивающихся стран это особенно важно по ряду причин.
Во-первых, торговля зачастую является основным средством реализации выгод, создаваемых глобализацией: с открытием доступа к рынкам возрастают возможности для экспорта, через международные механизмы передачи в развивающиеся страны приходят новые технологии; возрастающая конкуренция оптимизирует распределение ресурсов.
Во-вторых, продолжающееся перемещение производства готовой продукции из промышленно развитых стран в развивающиеся предоставляет большие возможности для расширения торговли не только товарами, но и услугами, все чаще становящиеся предметом торговли.
В-третьих, торговля тесно связана с другим элементом глобализации — международными сетями производства. При этом последовательный процесс производства, традиционно сосредоточивающийся в одном районе, делится на отдельные, пересекающие границу сегменты. Данная тенденция ведет к дальнейшей диверсификации производства с учетом торговых связей.
В-четвертых, рост торговли опирается на правовую основу успешно работающих организаций — Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем его преемника — Всемирную торговую организацию (ВТО), которые надежно регулируют торговлю на международном и национальных уровнях. ВТО служит интересам развивающихся стран за счет: а) поддержки торговой реформы; б) предоставления механизма урегулирования споров; в) укрепления доверия к торговой реформе; г) содействия формированию прозрачных торговых режимов, снижающих транзакционные издержки.
Этими выгодами объясняется стремление развивающихся стран войти в ВТО. В 1987 г. 65 из них состояли в ГАТТ, а уже к 2000 г. членами ВТО являлись 110 стран, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На них приходится около 20 % мирового импорта. Существенным является то, что благодаря политике ВТО обеспечивается все большая открытость торговли. Поддержание темпов роста торговли и расширение возможностей развивающихся стран в плане получения выгод от торговли возможны при условии, что международное сообщество продолжит ее дальнейшую либерализацию и проведение институциональных реформ.
Таким образом, тенденции развития финансов в сфере международной торговли определяются возрастанием роли международных организаций в определении и регулировании основных финансовых инструментов — таможенных пошлин, налогов и цен. Либерализация торговли оказывает сильное влияние на результаты работы предприятий. В результате снижения тарифов и изменения относительных цен на ресурсы происходит увеличение прибыли и национального дохода.
♦ Международные финансовые потокистановятся мощным фактором, определяющим создание, регулирование и либерализацию финансовых рынков, хотя до настоящего времени потоки международного капитала концентрируются в десятке с небольшим развивающихся стран. Финансовые кризисы 1997— 1999 гг. наглядно продемонстрировали растущую взаимозависимость стран мира.
Глобализация финансовых рынков влияет на экономическое развитие, поскольку финансы играют важную роль в экономическом росте и индустриализации. Воздействие финансовой глобализации на экономический рост происходит двумя способами: а) за счет повышения глобального предложения капитала; б) стимулированием развития национальной финансовой системы. Как следствие во втором случае возрастает эффективность распределения денежных ресурсов, появляются новые финансовые инструменты, улучшается качество банковских услуг.
Быстрое развитие технологий сбора, обработки и распределения информации, открытие внутренних финансовых рынков, либерализация операций по счетам движения капитала и рост частных пенсионных сбережений стимулировали финансовые нововведения и обернулись триллионами долларов международного мобильного капитала. В то же время консолидация глобальной банковской отрасли и конкуренция со стороны небанковских финансовых учреждений (включая хеджинговые и пенсионные фонды) вывели новых игроков на международную финансовую арену. Эти тенденции, усилившись в 1990-е гг., привели к расширению возможностей для инвестирования сбережений и увеличению диапазона источников заемного капитала.
В последние два десятилетия финансовые рынки ведущих промышленно развитых стран объединились в глобальную финансовую систему, что позволяет направлять все более крупные суммы капитала помимо собственной экономики в экономику других стран — развивающихся и находящихся на переходном этапе. С конца XX в. суммы прямых чистых инвестиций возросли более чем в 12 раз.
Как развивающиеся, так и промышленно развитые страны все больше средств получают с международных рынков ценных бумаг. Транснациональные корпорации регистрируют свои акции на фондовых биржах более чем одной страны и привлекают средства финансовых рынков разных стран.
Активизация международных операций с капиталом в этот период наряду с существенным расширением торговли товарами и услугами привела к увеличению оборота валютных бирж в 8 раз. Финансовые инструменты со схожей степенью риска приносят одинаковую прибыль независимо от места их выпуска, что служит еще одним доказательством роста интеграции национальных рынков капитала. Еще 10—20 лет назад прибыльность таких инструментов существенно различалась в разных странах.
Между банками и альтернативными финансовыми институтами (хеджинговые и пенсионные фонды, страховые компании, другие учреждения по управлению инвестициями и активами) идет конкурентная борьба за привлечение национальных сбережений. Институциональные инвесторы используют ослабление ограничений во многих промышленно развитых странах для международной диверсификации своих портфелей, расширяя фонды финансового капитала, потенциально доступного развивающимся странам и странам с переходной экономикой.
♦ Регулирование денежно-кредитной и валютной политикиобусловлено тем, что глобальная финансовая интеграция выявила не только преимущества мобильности мирового капитала, но и существенные риски, вызванные финансовыми кризисами, периодически возникающими в денежно-кредитной сфере.
Ни одна страна с высоким уровнем миграции капитала не защищена от внезапных перемен в настроениях инвесторов и как следствие — изменений в направлении денежных потоков. Порой они оказываются непомерными для сильных финансовых систем и катастрофическими — для более слабых. Экономические кризисы, возникающие в результате подобных колебаний, оборачиваются огромными издержками для стран: падением жизненного уровня, безработицей, банкротством, разрушением информационного и организационного капитала. На восстановление утраченного требуются годы.
К оценке факторов риска, связанных с оттоком и притоком международного капитала, в системе денежно-кредитного и валютного регулирования применяются различные подходы, разграничивая методы либерализации применительно: а) к внутренним финансовым учреждениям; б) счетам движения капитала.
Хотя оба вида либерализации требуют разных инструментов политики и сопряжены с различными факторами риска, при неправильном управлении и те, и другие могут привести к финансовой нестабильности. События последних десятилетий показали, как высоки издержки глобальных банковских кризисов. Они затормозили экономический рост ряда государств на долгие годы, к тому же им зачастую сопутствовали валютные кризисы. Либерализация счетов движения капитала влияет на внутреннюю финансовую стабильность, поскольку портфельные инвестиции также подвержены колебаниям.
Стабильность банковской системы особенно важна для стран с переходной экономикой и развивающихся стран, где доля финансовых посреднических операций в банковском секторе выше, чем у промышленно развитых стран.
Поскольку для накопления капитала, роста производительности труда и экономики в целом имеет значение состояние банковского сектора, то в целях снижения риска банковского кризиса требуется введение жесткой системы банковского регулирования.
Образцом регулирования банковской деятельности могут служить Базельские соглашения, разработанные Комитетом по регулированию банков, а также обобщенная практика банковского надзора Банка международных расчетов — Базельские стандарты.
Совершенствование банковского регулирования, обеспечивающее надежность и безопасность банковских систем, особенно актуально в условиях колебаний международных потоков капитала. Эффективность этого процесса повышается, если он согласуется с национальной стратегией либерализации счетов движения капитала.
Ключевым элементом последовательного подхода к регулированию денежно-кредитной и валютной политики является контроль над спросом на краткосрочные займы. Иностранный капитал этого вида в первую очередь покидает страну, дестабилизируя экономику и банковскую систему.
Помимо воздействия на краткосрочное иностранное заимствование важен выбор валютного режима политики страны в отношении инвалютных депозитов в своей финансовой системе.
♦ Международные учреждения и организацииучаствуют в оказании помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций. В условиях глобализации мировой экономики международные финансово-кредитные учреждения не только выполняют функции всемирных кредитных учреждений и инвесторов, но и отслеживают экономические показатели, координируют работу по оказанию краткосрочной помощи в решении проблем ликвидности, смягчая остроту финансового кризиса.
Глобализация международных экономических отношений обусловила появление межрегиональных международных организаций: Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК основана в 1960 г., объединяет 13 стран трех континентов), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР основана в 1961 г., состоит из 24 стран четырех континентов) и др.
Однако главную роль в глобализации международных экономических отношений в настоящее время выполняют учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), а именно:
ПРООН — Программа развития Организации Объединенных Наций;
ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию, действующая под эгидой Генеральной ассамблеи ООН;
ЮНИДО — Организация ООН по промышленному развитию;
ВТО — Всемирная торговая организация, преемница ГАТТ. В состав ВТО входят ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности) и ГАТС (Соглашение о торговле услугами);
ЕЭК ООН — Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных наций;
ЭКОСОС — Экономический и социальный совет ООН;
КНТР — Комиссия по науке и технике в целях развития;
МТЦ — Международный торговый центр;
ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности.
ООН была создана в 1945 г. Сегодня эта уникальная международная организация объединяет 185 суверенных государств, в сферу ее интересов входит их экономическое, социальное и политическое развитие. ООН содействует формированию условий для интенсивного и прогрессивного взаимного сотрудничества всех стран и народов.
Особое значение приобретает функциональный аспект ООН, связанный с обеспечением дальнейшей интеграции государств, развитием аналитической и нормативной деятельности, разработкой перспективной экономической и социальной политики в мире.
Участвуя в исследовании проблем, связанных с влиянием глобализации экономики на регулирование мировых финансовых отношений, ООН содействует стабилизации финансового развития экономик различных стран, установлению рациональных и прогрессивных внешнеэкономических отношений, совершенствованию структуры мировой экономики.
При этом важную роль играет разработка положений и процедур международных соглашений по предоставлению финансово-экономических преференций развивающимся странам, либерализации внешнеэкономических связей и их расширению. Так, под эгидой ООН промышленно развитые страны должны: разрабатывать и совершенствовать программы недискриминационных тарифных преференций для развивающихся стран; избегать мер, отрицательно влияющих на развитие их национальных экономик; искать дифференцированные подходы к каждому государству, чтобы максимально удовлетворять их нужды в международной экономической сфере.
Системному продвижению международной торговли способствует влияние ООН на процессы, содействующие свободному выбору каждым государством форм внешнеэкономических отношений с учетом развития многосторонних соглашений, отвечающих международным обязательствам и потребностям межгосударственного экономического сотрудничества.
Исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием мировой экономики, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов, а также практические шаги национальных экономик по достижению стабильного финансового развития осуществляются при содействии учреждений ООН на конкретных направлениях деятельности.
Так, целями ПРООН, как важнейшего финансирующего органа ООН, являются создание условий для устойчивости процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в накоплении реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.
Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН включают финансирование приоритетных направлений экономического развития. В настоящее время ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более чем 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения; участвует в привлечении дополнительных финансовых средств и их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие бюджетные организации, для формирования специальных фондов развития стран.
ЮНКТАД является постоянным межправительственным и координационным центром Генеральной ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель его деятельности — содействие развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией международных экономических отношений и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе. Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др.
Основным программным направлением данной организации являются глобализация и стратегия в области экономического развития, в связи с чем исследуются:
• тенденции мировой экономики и их влияние на процесс развития;
• макроэкономическая политика в контексте взаимозависимости основных макроэкономических тенденций;
• конкретные проблемы развития и успешный опыт их решения, который может быть использован странами, осуществляющими переход к рыночной экономике;
• вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностями, с точки зрения оказания помощи отдельным странам в регулировании долговых отношений.
Кроме того, в функции ЮНКТАД входят предоставление информации по вопросам торговли и развития, а также расширение банка данных.
ЮНИДО содействует промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также в разрезе секторов промышленности. В своей деятельности ЮНИДО руководствуется специальной программой, составленной с учетом бюджетов стран-участниц. Фонд промышленного развития, формируемый ЮНИДО за счет добровольных взносов и финансовых поступлений, используется для финансирования технической помощи отдельным странам в целях промышленного развития.
ВТО — одна из крупнейших международных экономических организаций, устанавливающая принципы, правовые нормы, а также правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.
Основной целью ВТО является либерализация внешней торговли, позволяющая путем повсеместного снижения таможенных тарифов существенно повысить доходы в этой сфере мировой экономики.
Вазовыми принципами деятельности ВТО являются:
• обеспечение режима наибольшего благоприятствования внешнеторговым операциям посредством установления соответствующих таможенных пошлин и сборов, а также уравнивание прав продавцов импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов и правил торговли;
• предоставление участникам соглашения всех прав, преимуществ и льгот по ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам и другим аспектам;
• использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;
• снижение таможенных тарифов на основе регулярного проведения многосторонних переговоров;
• предоставление преференций в торговле с развивающимися странами;
• разрешение торговых споров посредством переговоров, взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
ЕЭК ООНявляется межнациональным форумом, на котором достигаются взаимная договоренность и согласие в процессах формирования общих направлений деятельности стран, реализации их совместной политики.
ЕЭК решает следующие задачи:
• содействует экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;
• обеспечивает проведение совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономической и социальной сферами стран;
• готовит конвенции, проводит согласования с целью адаптации норм и стандартов во всех областях экономики;
• помогает развитию экономических и социальных возможностей стран, ставших на путь рыночных и экономических преобразований, способствует их объединению и интеграции в европейскую и глобальную мировую экономику;
• координирует деятельность центральных органов ООН, специализированных учреждений, европейских, правительственных и межправительственных организаций.
В результате поиска эффективных мер для разрешения глобальных мировых проблем и стабилизации мировой финансовой системы был создан ряд финансово-кредитных институтов и учреждений.
Основными целями их деятельности являются:
1) исследование и выработка практических решений в области регулирования международных финансовых потоков и развития мировой экономики;
2) межгосударственное финансовое и валютно-кредитное регулирование;
3) разработка согласованной международной финансовой политики, координация стратегии и тактики функционирования международных финансовых рынков;
4) создание механизмов бесперебойного функционирования финансово-валютных отношений, обеспечение стабилизации валют, предотвращение финансовых кризисов и разработка мер по ликвидации их последствий;
5) содействие экономическому и социальному развитию, структурной перестройке экономики стран, вставших на путь рыночных преобразований, научно-техническому прогрессу.
К наиболее крупным финансово-кредитным учреждениям, оказывающим активное воздействие на мировые финансовые отношения, относятся:
БМР — Банк международных расчетов;
МВФ — Международный валютный фонд;
ВБ — Всемирный банк;
ЕБРР — Европейский банк реконструкции и развития.
Кроме того, действует ряд региональных финансово-кредитных организаций.
БМРявляется старейшей организацией в области международного валютно-финансового сотрудничества. В сферу его деятельности входят: контроль за банковской деятельностью, экономическое и валютное сотрудничество в Европе, выполнение роли центра валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками.
МВФ— межправительственная организация, в функции которой входят регулирование валютно-кредитных отношений и оказание финансовой помощи странам-членам при возникновении валютных затруднений в связи с нарушением равновесия платежных балансов. МВФ предоставляет странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей, не прибегая к ограничительным мерам в области внешней торговли и расчетов; поддерживает устойчивость обменных курсов валют; способствует созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между своими членами и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли.
ВБ— межправительственная финансово-кредитная организация, основной целью которой является привлечение государств в мировую систему хозяйствования путем развития рыночных отношений. В сферу деятельности Всемирного банка входят: координация движения капитала в мировом масштабе; стабилизация экономики путем предоставления займов, грантов и направления технической помощи в инфраструктурные отрасли; устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами за счет стимулирования инвестиционных потоков из международных финансовых источников.
ЕБРРпредставляет собой международную организацию, оказывающую поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировое хозяйство. Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование частного сектора и инфраструктуры, поддерживающей его деятельность, способствует переходу к рыночно-ориентированной экономике.
Региональные финансово-кредитные организации:Азиатский банк развития (АзБР), Межамериканский банк развития (МАБР), Группа Африканского банка развития (АфБР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд развития (ЕФР) и пр. Все они выполняют функции финансово-кредитного регулирования, поддержки стабильности региональных финансовых рынков, оказания помощи странам своего региона по вхождению в мировое экономическое сообщество.
Международные учреждения играют значительную роль в оказании помощи странам, вступившим на путь экономического развития, обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций.
Процессы глобализации меняют характер международных финансовых отношений, усиливают мобильность и интернационализируют финансовые потоки, объединяют мировые финансовые рынки, вызывают к жизни новые наднациональные институты управления мировыми хозяйственными процессами, создают предпосылки глобальной финансовой интеграции.