Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом
В мировой практике социального страхования наиболее многообразным и разновариантным, а в странах с переходной экономикой — проблемным и несовершенным является пенсионное обеспечение. В странах социалистического лагеря оно до 1990-х гг. базировалось на системе государственного социального страхования. Пенсионному обеспечению того периода были присущи:
• слабая связь размера пенсии с трудовым вкладом;
• неперсонифицированный, косвенный и солидарный характер страховых взносов. Они формировались в специализированных фондах и использовались по «котловому» принципу. Большая часть вносилась работодателями, а меньшая — работниками. Пенсии оплачивались поколением трудоспособного населения;
• отсутствие распределения страховых взносов по видам (пенсионное, больничное, по безработице и т.п.);
• единственная степень защиты в старости (государственная пенсия);
• большая зависимость размера пенсии от состояния экономики;
• существенное отставание уровня пенсий от темпов роста заработной платы;
• ощутимый разрыв между размером пенсии у большинства населения и средней заработной платой;
• обособленность органов, аккумулировавших страховые взносы и назначавших пенсии.
Государственная пенсияне соизмерялась с количеством денег, заработанных гражданином за трудовую жизнь. Она зависела от того, сколько могло дать государство на старость.
В экономически развитых странах политика пенсионного обеспечения ведется в двух направлениях:
• гарантированное обеспечение всеобщей минимальной трудовой пенсии и поддержка малоимущих слоев населения;
• расширение возможностей граждан в обеспечении собственной старости через дополнительное накопительное страхование.
Сочетание государственной гарантии и частной инициативы позволяет поддерживать высокий социальный уровень.
Принцип, которым руководствуются в своей деятельности негосударственные пенсионные фонды,состоит в добровольном отчислении страховых взносов на накопительное пенсионное страхование как самими работниками, так и работодателями. Все страховые взносы перечисляются на персональные страховые счета. Денежные средства инвестируются в надежные объекты, прибыль от которых зачисляется на эти же персональные счета пропорционально находящимся на них средствам. При достижении пенсионного возраста сумма средств, накопленных на счету клиента, является базой для определения размера дополнительной пенсии.
В Западной Европе 70 % пенсионеров получают негосударственные пенсии. Доля дополнительной пенсии в пенсионном доходе составляет в Италии 15—16 %, во Франции — 35— 40 %, в США — 75 %.
Высокий показатель дополнительной пенсии в США объясняется доминированием накопительного принципа в формировании и использовании пенсионных фондов в этой стране.
Другой отличительной особенностью социального обеспечения пенсионеров в США является наличие трех степеней социальной защиты, поскольку большинство пенсионеров получают пенсии из трех источников:
1) по системе социального страхования;
2) из частных пенсионных фондов, формируемых за счет взносов работодателей;
3) по системе индивидуальных пенсионных счетов.
Эффективность многозвенного уровня защиты обусловлена, во-первых, взносами в систему социального страхования, которые уплачивают почти все предприниматели и наемные работники; во-вторых — взносами работодателей в частные пенсионные фонды. Последние имеют отличия в подчиненности, типах пенсионных программ и группируются по трем наиболее востребованным пенсионным схемам:
• с фиксированными взносами;
• фиксированными выплатами;
• участием в прибыли.
Каждый из видов пенсий имеет защиту со стороны государства, гарантирующую возврат пенсии по системе социального страхования правительством через Федеральную страховую корпорацию.
Система индивидуальных пенсионных счетов обслуживается, как правило, организациями, специализирующимися на страховании жизни. Уплачивая взносы страховщику или выкупая с помощью работодателя страховой полис, любой гражданин США получает право на индивидуальную пенсию.
Деятельность частных пенсионных фондов регламентирована законом о страховании пенсионных выплат — «ERISA», включающим два существенных положения.
Первое положение устанавливает минимум пенсионных выплат и право наемного работника получать пенсию от компании по одной из альтернатив: а) 100 % пенсии после десяти лет службы; б) 25 % пенсии после пяти лет службы, с последующим ростом до 100 % через пятнадцать лет службы; в) 50 % пенсии, когда в сумме возраст и срок службы у работодателя составляют сорок пять лет, с последующим ростом до 100 % через пять лет службы.
Работник, по всем признакам отвечающий условиям одной из альтернатив, оказывается под защитой федеральной гарантии даже в случае увольнения. При этом на размере пенсии не отразятся большие затраты, которые компания понесла на его профессиональную подготовку. Он не окажется в проигрыше и в том случае, если, имея по крайней мере пятилетний стаж работы в данной компании, увольняется раньше срока, предусмотренного контрактом.
Второе положение закона «ERISA» обеспечивает гарантию выплаты пенсии за счет Федеральной страховой корпорации пенсионных выплат, имеющей статус правительственного агентства и входящей в государственную систему страхования. Эта организация отвечает по обязательствам обанкротившихся пенсионных фондов или фондов с недостаточным финансированием, стоимость активов которых меньше, чем сумма имеющихся обязательств. Но для этого работодатели должны делать обязательные фиксированные взносы в Федеральную корпорацию, пропорциональные численности занятых.
Особенностью формирования пенсионных фондов является то, что взносы работодателей, а также доходы пенсионного фонда в виде процентов, дивидендов и прироста капитала вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Получатели же уплачивают налог с пенсий и пособий, и уровень налогообложения зависит от величины дохода пенсионера.
♦ В ФРГ своя специфика. Государственное пенсионное обеспечение финансируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, работающих и федеральных дотаций. Эти взносы предназначены не только для выплаты пенсий по старости, пониженной трудоспособности или потере близких родственников (вдовам, вдовцам, сиротам, бывшим супругам умерших или пропавших без вести застрахованных лиц), но и для компенсации расходов на восстановление профпригодности, реабилитацию и на воспитание детей.
Предоставление пенсий обусловлено наступлением срока, по истечении которого членам страховой кассы полагается выплата денег.
Размер пенсии определяется: а) соотношением индивидуального дохода застрахованного и среднего трудового дохода всех работающих по найму; б) временем, в течение которого уплачивались взносы; в) динамикой заработной платы (он ежегодно приводится в соответствие с ней).
Пенсионное страхование является обязательным для всех, кто работает по найму, за вознаграждение, с целью профессионального обучения, а кроме того — для лиц, которым засчитывается время по воспитанию детей или проходящих армейскую либо гражданскую службу.
В Германии не подлежат обязательному страхованию лица малозанятые, самостоятельно занятые и относящиеся к другой системе социального обеспечения (в основном по профессиональному признаку).
Люди, работающие лишь часть рабочего дня или рабочей недели (малозанятые или незначительно занятые), не подлежат обязательному пенсионному страхованию (ОПС), потому что их трудовой доход не обеспечивает им удовлетворительные возможности для существования. При незначительной занятости и небольшом доходе размер пенсии оказывается очень низким, и немецкие профессионалы в области социальной защиты считают, что обязательное пенсионное страхование частично занятых работников позволило бы им незаслуженно получать более высокую пенсию.
В Германии критерием отнесения работника к группе малозанятых (незначительно или частично занятых) является седьмая часть среднего заработка.
Особую группу в пенсионном обеспечении составляют самостоятельно занятые лица («индивидуалы»). В нее входят фермеры, врачи, адвокаты, архитекторы, ремесленники, деятели искусства, литераторы и др. Исключение из системы ОПС и предоставление им свободы в выборе формы обеспечения в старости мотивировано спецификой их деятельности, подразумевающей личную ответственность за собственную судьбу. Однако государство, не рассчитывая, что все эти лица еще в трудоспособном возрасте позаботятся о предстоящей старости и не желая в связи с этим выделять значительные средства из бюджета на социальное обеспечение своих «легкомысленных» граждан, предусмотрело ряд мероприятий:
• временное включение «индивидуалов» в систему ОПС с целью минимального обеспечения в старости;
• освобождение от обязательного предъявления документов, подтверждающих достаточность материального обеспечения, гарантированного другими источниками;
• обязательность членства в других системах социальной безопасности, функционирующих по профессиональному признаку.
Помимо разветвленной системы ОПС, охватывающей большинство работающих, а также социальных программ, подчиняющихся профессиональному признаку, в ФРГ в последние десятилетия весомую роль в социальном обеспечении играют частные работодатели. Дополнительное соцобеспечение поступает от предприятий и учреждений общественного сектора, также выступающих в роли работодателя. Все это дополняет на добровольной основе социальную защиту работников, потерявших трудоспособность по старости или болезни, оказываемую системой ОПС.
Финансирование пенсионного обеспечения германскими предприятиями имеет разные формы. Если работодатель самолично выплачивает дополнительные пенсии, то в этом случае осуществляется внутреннее финансирование через образованные на эти цели фонды накопления. При подключении независимых учреждений социального страхования (пенсионные кассы, страховые компании) происходит внешнее финансирование, основой которого служат поступившие взносы или благотворительные ассигнования. Финансирование может производиться и в форме прямого страхования, когда работающий отказывается от части своего оклада или от его повышения в пользу дополнительного пенсионного обеспечения.
♦ Шведская пенсионная система направлена на предоставление финансовых гарантий пожилым людям и группам лиц, которые не могут самостоятельно позаботиться о себе. Для этого существуют основная (базовая), общая дополнительная и частичная пенсии. Пенсионные суммы исчисляются исходя из так называемой «сокращенной общей (базовой) величины».
Основная (базовая) пенсия выплачивается по достижении пенсионного возраста. В ее состав входят следующие выплаты: пенсия по возрасту, ранняя, сопутствующая ранняя и специальная пенсии; дополнительное и пенсионное пособия; надбавка по причине увечья; пособие по уходу за ребенком; жилищно-коммунальная субсидия.
Пенсию по возрасту в Швеции начинают получать лица, дожившие до 60—70 лет (в зависимости от конкретных факторов).
Право на полную базовую пенсию по возрасту имеют те, кто как минимум 40 лет постоянно проживал в Швеции (независимо от гражданства). Размер пенсии лиц, не соответствующих данному условию, снижается за каждую годовую разницу на 1/40.
Раннюю пенсию получают те, кто по истечении 16 прожитых лет становятся как минимум наполовину трудоспособными, а также те, кто достиг 60 лет и не в состоянии продолжать выполнять работу, требующую физического или психического напряжения. Если ожидается, что через несколько лет трудоспособность восстановится полностью или частично, то выплачивается временная ранняя пенсия.
Сопутствующая ранняя пенсия (сиротская пенсия) назначается ребенку до 18 лет в случае смерти одного или обоих родителей.
Специальная пенсия сопутствующего характера выплачивается лицам (независимо от пола) в возрасте до 65 лет, проживавшим с пенсионером до момента его смерти. После наступившего события она выплачивается еще в течение 12 месяцев. Специальную пенсию получают супруги-пенсионеры, имеющие право на полную базовую пенсию.
Пенсионное пособие в размере 96 % сокращенной общей (базовой) величины получают одинокие люди.
Опыт пенсионного обеспечения стран с рыночной экономикой интересен государствам с переходной экономикой, а также всем, кто приступил к реформированию пенсионного обеспечения.
Общая, дополнительная и частичные пенсии в отличие от базовой являются доходно-ориентированными, т.е. зависят от полученного в течение трудового стажа дохода.
♦ В Польше и Венгрии в конце истекшего столетия были установлены жесткие нормы инвестирования средств, аккумулированных в частных страховых фондах. Учредителями таких фондов являются банки, крупные предприятия, профсоюзы и иностранные компании.
С конца 1998 г. началась разработка концептуальных основ реформы системы пенсионного обеспечения в Болгарии. Их суть аналогична венгерскому и польскому вариантам и сводится к формированию трехуровневого пенсионного обеспечения.
♦ В Российской Федерации пенсионное обеспечение осуществляется на основе обязательного пенсионного страхования, взносы по которому аккумулируются в Пенсионном фонде, и добровольного страхования, в соответствии с которым формируются негосударственные пенсионные фонды. Пенсионная реформа в России должна выработать концепцию инвестирования средств, сосредоточенных в пенсионных фондах по накопительной схеме.
♦ Реформирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь базируется на концепции, адекватной рыночной экономике (утверждена Советом Министров Республики Беларусь в 1997 г.). Она состоит из трех компонентов: солидарного (первая составляющая), обязательного накопительного (вторая составляющая) и добровольного накопительного. Необходимость реформы обусловлена незначительным уровнем размера пенсии, который в состоянии обеспечить система государственного социального страхования в транзитивной экономике.
Совершенствование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь ориентировано на персональный характер социального страхования. Оно направлено на усиление взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, достижение полной достоверности сведений о стаже и заработках граждан, создание предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов, повышение заинтересованности в их уплате, упрощение и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий в республике. Все мероприятия регламентированы Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», который вступил в силу 01.01.2003 г.
Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов необходим индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют своих работников в ФСЗН и открывают на каждого индивидуальный лицевой счет (ИЛС), номер которого соответствует номеру гражданского паспорта и закрепляется за гражданином пожизненно. Он может работать в нескольких местах, но каждый из работодателей обязан позаботиться, чтобы информация о его доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы накапливалась на одном ИЛС. Такой порядок избавляет граждан от необходимости собирать сведения за весь трудоспособный период, облегчает начисление пенсий. Кроме того, работнику невыгодно скрывать заработки. Все это обеспечивает рост поступлений в ФСЗН. Реформа пенсионного обеспечения отвечает интересам работников, работодателей и ФСЗН.
В республике сохраняется солидарный характер социальной защиты, основанной на распределительном принципе. Одновременно новый порядок учета усиливает зависимость размера назначаемой пенсии от вклада каждого работающего на протяжении его трудового стажа.
Появление накопительной компоненты в системе пенсионного обеспечения снимает ограничения с максимального размера пенсий. Он обусловлен количеством средств, откладываемых будущими пенсионерами. В новых условиях прекращается финансирование льгот, ранее предоставлявшихся определенным категориям граждан за счет других членов общества. Профессиональные льготы должны оплачиваться соответствующими профессиональными пенсионными фондами, формируемыми в основном из средств работодателей. Это должно послужить побуждающим мотивом к обновлению производства, внедрению новых технологий, оздоровить условия труда, поскольку вредное производство — одна из причин назначения досрочных пенсий.
Создание накопительной системы позволит значительно увеличить столь необходимый для государства объем инвестиционных ресурсов. Подсчитано, что при обязательном отчислении в накопительную государственную систему 1 % фонда заработной платы сумма взносов в течение первых лет превысит 100 млн. дол. США, а в течение десятилетий — 1 млрд. дол.
Гарантией сохранения и эффективного использования накопительных пенсионных средств должны служить: совершенная система государственного управления, регулирования и контроля за формированием и использованием этих средств; выпуск различных государственных ценных бумаг, ориентированных под пенсионные накопления; совершенное законодательство по инвестированию пенсионных средств и стимулированию работодателей и граждан к осуществлению пенсионных сбережений.