Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика
Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям (рис. 4.1). Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:
1) финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные
финансы (далее мы в ряде случаев будем именовать их как «финансы предприятий» или «финансы хозяйствующих субъектов»);
2) финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.
Определяющим признаком здесь служит наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два — хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы, объединения, компании и т.п.) и государство.
♦ Финансы хозяйствующих субъектовпредставляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; г) предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Решающую роль в национальной экономике государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Как показано на рис. 4.2, по отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:
• финансы предприятий промышленности;
• сельского хозяйства;
• строительства;
• грузового транспорта;
• связи;
• торговли и заготовок и др.
В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья (рис. 4.3):
• финансы образования;
• культуры и искусства;
• здравоохранения и физической культуры;
• науки и научного обслуживания;
• пассажирского транспорта;
• жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
• коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;
• общественных организаций;
• обороны страны и др.
В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.
В настоящее время в Российской Федерации доминирующее место (около 80 %) занимают финансы предприятий негосударственной формы собственности, в то время как в Республике Беларусь преобладают финансы предприятий государственной формы собственности (около 65 %). Такое различие объясняется разными темпами разгосударствления и приватизации в двух государствах. В перспективе, по мере дальнейшего развития приватизации и разгосударствления, ожидается, что и в Беларуси главенствующее место займут финансы второй подгруппы.
С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.
В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий. К малым относятся вновь создаваемые предприятия с ограниченной численностью работников. Они дифференцируются по отраслям: в промышленности — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслуживании — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
Государственная собственность подразделяется на республиканскую (собственность Республики Беларусь) и коммунальную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы предприятий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.
До недавнего времени подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:
1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые организации и др.);
2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);
3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.).
♦ Общегосударственные (централизованные) финансыможно определить как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.
Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.
По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит — признак финансовых затруднений в стране.
Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Так, в частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.
Необходимо иметь в виду, что государственный бюджет Республики Беларусь включает бюджеты отдельных областей и бюджет Минска, в совокупности это консолидированный бюджет страны.
Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.
Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:
1) мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;
2) финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;
3) материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;
4) поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.
Мобилизация и использование средств указанных фондов осуществляются в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоятельностью. Число внебюджетных фондов в каждой стране определяет правительство. Например, в России действует более 30 фондов. В Республике Беларусь до 1998 г. их перечень также составлял не один десяток, что усложняло контроль за расходованием. Руководство страны упразднило ряд фондов (например, фонд социальной защиты молодежи), а некоторые республиканские внебюджетные фонды включило в состав республиканского государственного бюджета (фонды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, содействия занятости, дорожный, фонд охраны природы, энергосбережения). В 2004 г. в состав бюджета был включен и Фонд социальной защиты населения (самый крупный из внебюджетных фондов). Перечисленные выше фонды именуются теперь республиканскими целевыми бюджетными фондами.
Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды). Из республиканских внебюджетных фондов к 2004 г. остались лишь инновационные, формируемые республиканскими и некоторыми другими органами управления.
Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним — размещаемый в других странах.
В Российской Федерации и в Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако постоянная нехватка в последние годы внутренних финансовых ресурсов побуждает правительства обеих стран все шире привлекать внешний, т.е. международный, государственный кредит.
Необходимо отметить, что авторы ряда учебных пособий по финансам выделяют в составе общегосударственных финансов еще одно звено — фонды страхования, или государственное, имущественное, личное и другие виды страхования. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важным сектором в общей совокупности финансовых отношений государства. Но выделять их в самостоятельное звено общегосударственных финансов нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные), формирующие фонды страхования, функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации не выделяются в Гражданском кодексе Республики Беларусь как самостоятельная сфера или звено субъектов хозяйствования. Их следует включать в состав коммерческих организаций.
В последние годы отдельные экономисты относят к общегосударственным финансам и такое звено, как фондовый рынок, который объединяет рынки межбанковских кредитов, ценных бумаг и рынок валюты. Все денежные операции в перечисленных секторах фондового рынка выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи и другие финансовые институты), которые принадлежат к коммерческим организациям. Следовательно, выделять дополнительное звено — фондовый рынок — в составе общегосударственных финансов нет необходимости.
Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий, с которыми у них единый источник — создаваемый в народном хозяйстве национальный доход. Связь между этими двумя сферами финансовой системы проявляется, в частности, при формировании и распределении финансовых ресурсов. Мобилизованные посредством финансов финансовые ресурсы направляются в значительной части на развитие предприятий материального производства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.). Таким образом проявляется единство финансовой системы.
♦ Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат,в который включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.
В других странах СНГ состав финансовой системы и ее функции в основном те же, что в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем, в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако с развитием экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в определенной мере нивелироваться.