Показатели результатов финансовой деятельности предприятий
Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности работы предприятия. Прибыль является важнейшим источником инвестиций коммерческих организаций, а также материального стимулирования персонала и социальных выплат.Прибыль это результативный показатель, комплексно отражающий хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений.
В статистике финансов предприятий (организаций) рассчитывают следующие показатели прибыли:
- валовую прибыль;
- прибыль от продаж;
- прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль);
- чистую прибыль.
Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). Валовая прибыль определяется по формуле:
, (1)
где - выручка от реализации продукции (работ и услуг);
- затраты на производство и реализацию продукции или полная себестоимость реализованной продукции.
На величину прибыли оказывают влияние следующие факторы: цены на продукцию, тарифы на услуги и работы; себестоимость продукции (работ, услуг); объем и состав реализованной продукции (работ, услуг).
Изменение прибыли за счет цен и тарифов определяется путем сопоставления выручки от реализации продукции текущего периода в фактических и базисных ценах по формуле:
, (2)
где - объем продукции в натуральном выражении в отчетном периоде;
- цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах.
Влияние себестоимости проявляется через показатель затрат на производство и реализацию продукции. Изменение прибыли за счет этого фактора определяется по формуле:
, ()
где - себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах.
Изменение прибыли за счет объема реализации продукции (работ, услуг) определяется по формуле:
, (4)
где - индекс физического объема продукции (работ, услуг);
- прибыль от реализации продукции в базисном периоде.
Прирост (снижение) прибыли в результате изменения состава (ассортимента) продукции определяется по формуле:
(5)
Прибыль от продажпредставляет собой разность между валовой прибылью и коммерческими, управленческими расходами. Прибыль вычисляется по формуле:
, (6)
где - коммерческие расходы;
- управленческие расходы.
Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) представляет собой финансовый результат от всех видов деятельности предприятия. Значение показателя определяется по формуле:
, (7)
где - проценты к получению;
- проценты к уплате;
- доходы от участия в других организациях;
- прочие операционные доходы;
- прочие операционные расходы;
- внереализационные доходы;
- внереализационные расходы.
Внереализационные доходы включают:
- поступления от сдачи имущества в аренду;
- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся на территории РФ и за ее пределами;
- дивиденды и доходы по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходы по операциям в иностранной валюте и положительные разницы курсов по валютным счетам;
- прибыль от операций прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных обязательств и условий, присужденные должнику или признанные им;
- прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг.
К внереализационным расходам относятся:
- стоимостной ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;
- убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;
- арбитражные и судебные издержки и т.д.;
- некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией последствий от стихийных бедствий, или затраты по их предотвращению;
- экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам;
- отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой;
- прочие расходы.
Чистая прибыль представляет собой часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия (организации) после начисления текущего налога на прибыль ( ), с учетом отложенных налоговых активов ( ) и отложенных налоговых обязательств ( ). Прибыль определяется по формуле:
(8)
Абсолютные показатели прибыли не всегда дают полное представление об эффективности деятельности предприятий, поскольку одни и те же суммы прибыли могут быть получены в различных экономических условиях, поэтому эти показатели дополняются показателями рентабельности.
Рентабельность это относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.
В статистике выделяют следующие виды рентабельности:
- рентабельность затрат;
- рентабельность продаж предприятия;
- рентабельность активов (имущества) предприятия;
- рентабельность уставного капитала;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность реализованной продукции.
Рентабельность затратопределяется по формуле:
или , (9)
где С – полная себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность продаж предприятия определяется по формуле:
или , (10, 11)
где – выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Рентабельность активов (имущества) предприятия вычисляется по формуле:
или , (12, 13)
где – средняя стоимость активов (имущества) предприятия.
Показатель отражает эффективность деятельности предприятия, так как в числителе представлены финансовые результаты, а в знаменателе – стоимость имущества, которым располагает предприятие.
Рентабельность уставного капитала определяется по формуле:
или , (14, 15)
где УК – уставный капитал.
Рентабельность собственного капитала определяется по формуле:
или , (16, 17)
где – средняя сумма собственного капитала.
Показатель отражает уровень эффективности использования собственного капитала предприятия.
Рентабельность реализованной продукции вычисляется по формуле:
(18)
На величину этого показателя оказывают влияние следующие факторы: структура реализованной продукции, себестоимость продукции и цены на реализуемую продукцию.
Абсолютное изменение уровня рентабельности продукции за счет отдельных факторов можно определить следующим образом:
- влияние изменений в структуре реализованной продукции:
; (19)
- влияние изменения себестоимости продукции:
; (20)
- влияние изменения цен на реализованную продукцию:
. (21)
Относительное и абсолютное изменение среднего уровня рентабельности определяется системой индексов: индексом переменного состава, индексом постоянного состава и индексом структурных сдвигов:
, (22, 23)
, (24, 25)
, (26, 27)
где - затраты на производство и реализацию продукции в отчетном и базисном периодах;
- удельный вес затрат на производство и реализацию продукции в общем их объеме в отчетном и базисном периодах.
Абсолютное изменение среднего уровня рентабельности:
(28)
за счет следующих факторов:
а) рентабельности продукции:
, (29)
б) структуры затрат на производство и реализацию продукции:
(30)
Пример 1.
Имеются следующие данные по предприятию, тыс. руб.:
Показатель | Базисный период | Отчетный период |
Выручка от продажи продукции (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | ||
Себестоимость продукции | ||
Коммерческие расходы | ||
Управленческие расходы | ||
Проценты к получению | - | |
Проценты к уплате | - | |
Доходы от участия в других организациях | ||
Прочие операционные доходы | ||
Прочие операционные расходы | ||
Внереализационные доходы | ||
Внереализационные расходы | ||
Текущий налог на прибыль |
Определить:
1) валовую прибыль;
2) прибыль от продаж;
3) прибыль до налогообложения;
4) чистую прибыль;
5) рентабельность затрат;
6) рентабельность продаж.
Решение:
1. Валовая прибыль предприятия равна:
базисный период
отчетный период
2. Прибыль от продаж равна:
базисный период
отчетный период
3. Прибыль до налогообложения равна:
базисный период
отчетный период
4. Чистая прибыль равна:
базисный период
отчетный период
5. Рентабельность затрат равна:
базисный период
отчетный период
5. Рентабельность продаж равна:
базисный период
отчетный период
Уровень рентабельности в отчетном периоде возрос по сравнению с базисным периодом.