Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики.
Движущей силой глобализации является стремление государств к либерализации торговли, рынков капитала, укреплению международного характера производства и стратегии распределения продукции. Этому способствует также активное распространение новых технологий, устраняющих барьеры в перемещении товаров, услуг и капиталов. Глобализация представляет процесс, в рамках которого между структурами национального производства и финансов устанавливается взаимозависимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран.
Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных экономических отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих.
В современных условиях среди основных форм международных экономических отношений можно выделить следующие:
• внешняя и мировая торговля;
• денежно-кредитные отношения, функционирование денежных и финансовых рынков;
• миграция и вывоз капитала;
• международные интеграционные процессы;
• международная миграция трудовых ресурсов;
• научно-техническое и производственное сотрудничество;
• создание сети транснациональных корпораций и финансово-кредитных институтов;
• межгосударственное регулирование международных экономических отношений
♦ Потоки международной торговливсе глубже проникают в экономику различных государств, оказывая существенное влияние на общую экономическую структуру, а также на такие ее элементы, как распределение доходов, занятость, рост производительности. Торговля по-прежнему остается двигателем глобальной интеграции. Для развивающихся стран это особенно важно по ряду причин.
Во-первых, торговля зачастую является основным средством реализации выгод, создаваемых глобализацией: с открытием доступа к рынкам возрастают возможности для экспорта, через международные механизмы передачи в развивающиеся страны приходят новые технологии; возрастающая конкуренция оптимизирует распределение ресурсов.
Во-вторых, продолжающееся перемещение производства готовой продукции из промышленно развитых стран в развивающиеся предоставляет большие возможности для расширения торговли не только товарами, но и услугами, все чаще становящиеся предметом торговли.
В-третьих, торговля тесно связана с другим элементом глобализации — международными сетями производства. При этом последовательный процесс производства, традиционно сосредоточивающийся в одном районе, делится на отдельные, пересекающие границу сегменты. Данная тенденция ведет к дальнейшей диверсификации производства с учетом торговых связей.
В-четвертых, рост торговли опирается на правовую основу успешно работающих организаций — Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем его преемника — Всемирную торговую организацию (ВТО), которые надежно регулируют торговлю на международном и национальных уровнях. ВТО служит интересам развивающихся стран за счет: а) поддержки торговой реформы; б) предоставления механизма урегулирования споров; в) укрепления доверия к торговой реформе; г) содействия формированию прозрачных торговых режимов, снижающих транзакционные издержки.
♦ Международные финансовые потокистановятся мощным фактором, определяющим создание, регулирование и либерализацию финансовых рынков, хотя до настоящего времени потоки международного капитала концентрируются в десятке с небольшим развивающихся стран. Финансовые кризисы 1997— 1999 гг. наглядно
♦ Регулирование денежно-кредитной и валютной политикиобусловлено тем, что глобальная финансовая интеграция выявила не только преимущества мобильности мирового капитала, но и существенные риски, вызванные финансовыми кризисами, периодически возникающими в денежно-кредитной сфере.
♦ Международные учреждения и организацииучаствуют в оказании помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций. В условиях глобализации мировой экономики международные финансово-кредитные учреждения не только выполняют функции всемирных кредитных учреждений и инвесторов, но и отслеживают экономические показатели, координируют работу по оказанию краткосрочной помощи в решении проблем ликвидности, смягчая остроту финансового кризиса.
Глобализация международных экономических отношений обусловила появление межрегиональных международных организаций: Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК основана в 1960 г., объединяет 13 стран трех континентов), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР основана в 1961 г., состоит из 24 стран четырех континентов) и др.
Однако главную роль в глобализации международных экономических отношений в настоящее время выполняют учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), а именно:
ПРООН — Программа развития Организации Объединенных Наций;
ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию, действующая под эгидой Генеральной ассамблеи ООН;
ЮНИДО — Организация ООН по промышленному развитию;
ВТО — Всемирная торговая организация, преемница ГАТТ. В состав ВТО входят ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности) и ГАТС (Соглашение о торговле услугами);
ЕЭК ООН — Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных наций;
ЭКОСОС — Экономический и социальный совет ООН;
КНТР — Комиссия по науке и технике в целях развития;
МТЦ — Международный торговый центр;
ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности.
ООН была создана в 1945 г. Сегодня эта уникальная международная организация объединяет 185 суверенных государств, в сферу ее интересов входит их экономическое, социальное и политическое развитие. ООН содействует формированию условий для интенсивного и прогрессивного взаимного сотрудничества всех стран и народов.
ЮНКТАД является постоянным межправительственным и координационным центром Генеральной ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель его деятельности — содействие развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией международных экономических отношений и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе. Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др.
ВТО — одна из крупнейших международных экономических организаций, устанавливающая принципы, правовые нормы, а также правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.
Основной целью ВТО является либерализация внешней торговли, позволяющая путем повсеместного снижения таможенных тарифов существенно повысить доходы в этой сфере мировой экономики.
ЕЭК ООНявляется межнациональным форумом, на котором достигаются взаимная договоренность и согласие в процессах формирования общих направлений деятельности стран, реализации их совместной политики.
ЕЭК решает следующие задачи:
• содействует экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;
• обеспечивает проведение совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономической и социальной сферами стран;
• готовит конвенции, проводит согласования с целью адаптации норм и стандартов во всех областях экономики;
• помогает развитию экономических и социальных возможностей стран, ставших на путь рыночных и экономических преобразований, способствует их объединению и интеграции в европейскую и глобальную мировую экономику;
• координирует деятельность центральных органов ООН, специализированных учреждений, европейских, правительственных и межправительственных организаций
БМРявляется старейшей организацией в области международного валютно-финансового сотрудничества. В сферу его деятельности входят: контроль за банковской деятельностью, экономическое и валютное сотрудничество в Европе, выполнение роли центра валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками.
МВФ— межправительственная организация, в функции которой входят регулирование валютно-кредитных отношений и оказание финансовой помощи странам-членам при возникновении валютных затруднений в связи с нарушением равновесия платежных балансов. МВФ предоставляет странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей, не прибегая к ограничительным мерам в области внешней торговли и расчетов; поддерживает устойчивость обменных курсов валют; способствует созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между своими членами и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли.
ВБ— межправительственная финансово-кредитная организация, основной целью которой является привлечение государств в мировую систему хозяйствования путем развития рыночных отношений. В сферу деятельности Всемирного банка входят: координация движения капитала в мировом масштабе; стабилизация экономики путем предоставления займов, грантов и направления технической помощи в инфраструктурные отрасли; устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами за счет стимулирования инвестиционных потоков из международных финансовых источников.
ЕБРРпредставляет собой международную организацию, оказывающую поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировое хозяйство. Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование частного сектора и инфраструктуры, поддерживающей его деятельность, способствует переходу к рыночно-ориентированной экономике.
65. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс.
Характерной особенностью интеграционных процессов на сегодняшний день является их концентрация на региональном уровне. Региональная экономическая интеграция является
следствием глобализации мировой экономики и одновременно — действенным механизмом, понижающим негативные тенденции в области глобальных проблем.
Региональная экономическая интеграция проходит ряд этапов, на каждом из которых устраняются определенные экономические барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и укрепления внешнеэкономических связей между странами. В результате формируется целостная система региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.
Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, различающихся между собой степенью интенсивности интеграционных процессов, уровнем экономической взаимозависимости и взаимопроникновения национальных экономик:
1) зона свободной торговли (ЗСТ)— простейшая форма экономической интеграции, которую отличает отсутствие таможенных барьеров во взаимной торговле;
2) таможенный союз (ТС)предполагает создание единого таможенного пространства с единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам;
3) общий рынок— более сложный вид объединения, обеспечивающий единое экономическое пространство для движения товаров и перемещения рабочей силы, услуг и капитала, а кроме того — ведение согласованной экономической политики;
4) экономический союз— наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которой свойственны проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, наличие системы регулирования социально-политических процессов, координация в разработке национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;
5) политический союз— высшая ступень региональной интеграции, на которой единое рыночное пространство превращается в целостное экономическое и политическое образование. Происходит формирование нового субъекта мирохозяйственных экономических и политических отношений, выступающего от имени
Наиболее последовательным представителем региональной интеграции является Европейский союз (ЕС) (В 1993 г. Европейские сообщества были переименованы в Европейский союз). Это образование имеет общее экономическое пространство, регулярно составляет свой бюджет и поддерживает интеграционные налоговые отношения.
Роль интеграционных налоговых отношений в системе экономических отношений ЕС определяется местом налоговой политики в его общей экономической политике. По мере развития интеграции задачи налоговой политики в достижении поставленной экономическим союзом цели развития постепенно менялись. На начальном этапе требовалось не допустить замены таможенных барьеров, упраздненных в связи с созданием Таможенного союза, барьерами налоговыми. По мере укрепления финансовой самостоятельности и развития идеи федерализации значение налогов как важнейшего источника единого бюджета определило необходимость более активного и разностороннего развития интеграционных налоговых отношений.
Налоговая система Европейского союза представляет собой совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в общий бюджет. И хотя понятие налоговой системы в нормативных актах не определено, налоги рассматриваются как важнейший источник формирования собственных ресурсов организации.
Евроатом(в составе Европейских сообществ)изначально финансировался за счет взносов государств-участников. Иначе обстояло дело с Европейским объединением угля и стали (ЕОУС),которое формировало бюджет за счет двух собственных источников: займов, размещавшихся на рынке, и налога с продаж угля и стали, а также их производных в государствах — членах ЕОУС.
Принципиально система финансирования Европейских сообществ изменилась после одобрения Концепции «собственных ресурсов». Основополагающим законодательным актом стало решение Совета ЕС, установившее следующую структуру системы финансовых ресурсов:
• сельскохозяйственные налоги, взимаемые в ЕС;
• таможенные пошлины, взимаемые на внешних границах ЕС;
• процентные отчисления от НДС, собираемого государствами-членами.
Концепция «собственных ресурсов» отражала тенденцию закрепления финансовой самостоятельности и усиления общенационального характера ресурсов членов ЕС и предполагала отказ от взносов государств-участников в общий бюджет.
Отказ от взносов означал устранение политических противоречий между государствами, недовольными размерами взносов (слишком велики) и финансовыми выгодами от членства в ЕС (слишком незначительны). Однако отказ от взносов противоречил принципу бездефицитности бюджета ЕС. Выход был найден в установлении фиксированного процента (не более 1,335) от валового национального продукта (ВНП) стран-членов.
Таможенные пошлины, взимаемые в ЕС, выполняют в основном протекционистскую функцию и имеют две основные формы: компенсационную и антидемпинговую (последняя носит более регулярный характер). Таможенные пошлины устанавливаются на внешних границах ЕС в отношении экспортируемых и импортируемых товаров и определяются с учетом тарификации товаров, их происхождения и количества, таможенной стоимости и тарифной ставки, определяемой Единым таможенным тарифом (ЕТТ).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным в налоговой системе, его взимание — обязательное условие вхождения государств в ЕС, так как финансовые поступления от этого налога формируют общий бюджет организации.
Доходы, поступающие в бюджет ЕС от НДС, представляют собой установленную решением Совета ЕС единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах-членах. Объем обложения определяется интеграционным законодательством и включает поставки товаров и предоставление услуг на территории государств — членов ЕС, осуществляемые налогоплательщиком, приобретение товаров, пересекающих границы государств-членов, импортирование товаров из третьих стран.
Налог на добавленную стоимость — основной вид косвенных налогов. Его согласованное регулирование в рамках ЕС является необходимым условием функционирования общего рынка. В связи с этим создан единый механизм функционирования НДС. Так, в отношении товаров, пересекающих внутренние границы, НДС взимается по принципу страны назначения, т.е. плательщиком выступает лицо, которому товар был поставлен в качестве импорта. Исключение составляют товары, приобретаемые по почте, подакцизные товары и некоторые виды транспорта, в отношении которых действует принцип налогообложения страны происхождения. Применение НДС в отношении импорта товаров производится в соответствии с процедурой взимания таможенных платежей на границе.
Еще одним источником налоговой системы ЕС является подоходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС. Механизм и порядок его взимания определяется регламентом Совета ЕС. Налог исчисляется по прогрессивной шкале в размере от 5 до 45 %. В соответствии с порядком налогообложения должностные лица и служащие освобождаются от уплаты национальных налогов с вознаграждений и иных выплат, осуществляемых в ЕС.
Из всех региональных группировок только ЕС имеет налоговую систему, формирующую совместный бюджет. Общая бюджетная политика определяет финансовые и экономические приоритеты деятельности. Она направлена на проведение интеграционных мероприятий и достижение общих задач.
На сегодняшний день существует единый бюджет трех Сообществ, функционирующих как составные части ЕС. Он составляется на год с учетом всех собственных и привлеченных источников. Расходная часть бюджета распределяется на административные расходы различных институтов объединения и текущие расходы Еврокомиссии. Определенная часть расходов направляется на финансирование Европейского фонда ориентации и развития для сельского хозяйства, в социальный и региональные фонды.
Кроме структурных фондов существует ряд иных интеграционных финансовых инструментов структурной политики: Фонд сплочения экономики слабых государств-членов (предоставляет средства под проекты в сфере окружающей среды и трансъевропейских транспортных сетей); Фонд ориентации рыболовства; ссуды Европейского инвестиционного банка.
Региональная интеграция в развивающихся странах и странах с переходной экономикой получила бурное развитие, что подтверждается созданием ряда интеграционных группировок. На постсоветском пространстве усилиями новых независимых государств сформировано множество региональных экономических группировок, имеющих свои цели и приоритеты развития. Однако процесс находится на начальных этапах.
Механизм создания интегрированных финансов только начинает налаживаться путем гармонизации национальных законодательств в области таможенного, налогового, валютного регулирования, проведения согласованной денежно-кредитной политики. Единственным примером начальных этапов интеграции финансовых потоков может служить совместный бюджет Союза Беларуси и России.Он был впервые сформирован в 1998 г. за счет отчислений стран-участниц, выделенных в национальных бюджетах отдельной строкой. В бюджете около 90 % средств предусматривается направлять на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий. Программный метод был принят за основу совместной производственной и социальной деятельности. Если в 1998 г. из союзного бюджета финансировалось 17 программ, то через год их уже стало 35 (включая проекты и мероприятия). В последующие годы продолжилось развертывание программного метода для совместного решения общих проблем: обустройства таможенных и государственных границ, обеспечения региональной группировки войск, охраны окружающей среды, создания информационного пространства. Совместно выполняются проекты в области научно-технических разработок и производств и т.д.
Основной проблемой Союзного бюджета является создание собственной базы финансовых ресурсов. Выделение государствами-участниками денежных средств на совместное развитие не решает проблемы сбалансированности бюджета и ограничивает возможности в проведении общей экономической политики. Формирование совместной налоговой и тарифной системы затрудняется отсутствием единого таможенного тарифа, работа над созданием которого ведется, и гармонизации в налоговой сфере.
В качестве собственных источников возможно привлечение доходов от союзной собственности, совместно созданных свободных экономических зон, а также от размещения средств на условиях платности и возвратности.