Формы и инструменты гос.кредита

Государственный кредит может быть внутренним, когда за­емщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

♦ В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кре­дит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств.. В нашем государстве право привлекать заемные сред­ства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.

Государственные займыхарактеризуются тем, что вре­менно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюд­жета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долго­вые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Основными видами государственных ценных бумаг в Рес­публике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купон­ным доходом; облигации, номинированные в свободно конвер­тируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Бела­русь.

Облигация — наиболее распространенный вид государствен­ных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее вла­дельцем денежных средств в распоряжение государства и под­тверждает обязательство эмитента возместить в предусмотрен­ный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой до­хода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истече­нии — возврат основной суммы долга. По условиям займа воз­можны иные способы выплаты дохода.

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству стра­ны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населе­ния и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, исполь­зует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбер­банк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями госу­дарства на вклады граждан.

При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заим­ствования средств государством векселями правительства, зак­лючением договоров с кредиторами.

♦ Внешний (международный) государственный кредитпред­ставляет собой совокупность экономических отношений, воз­никающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финан­совом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти эко­номические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах воз­вратности, срочности и платности.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Пра­вительство Республики Беларусь и местные органы власти, Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юри­дические лица иностранных государств, международные фи­нансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяе­мые текущим внутренним производством, и финансировать ка­питальные вложения за счет внутренних сбережений и сбере­жений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительствен­ным, межбанковским соглашениям, а также по линии между­народных финансовых организаций

59 Государственный долг: его содержание и виды

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг — это сумма задолженности (вклю­чая проценты по ней) по обязательствам государства перед фи­зическими и юридическими лицами-резидентами, иностранны­ми государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обяза­тельства по государственным гарантиям, предоставленным Рес­публикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами го­сударственной власти страны, или других долговых обяза­тельств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет со­бой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяза­тельств государства на определенную дату, включая начислен­ные проценты. Текущий государственный долг составляют рас­ходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси государственный долг подразделяется на внутренний и внешний,:

По своему экономическому содержанию внутренний госу­дарственный долг отражает общую сумму долговых обяза­тельств страны перед резидентами, а внешний — перед нерези­дентами.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юри­дическими и физическими лицами. В него входят задолженнос­ти прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде го­сударственных ценных бумаг и кредиты, выданные Нацио­нальным банком Республики Беларусь на финансирование де­фицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находя­щиеся в республиканской собственности. Национальное собра­ние Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прирос­та внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Внешний государственный долг нашей страны складыва­ется из суммы основного долга Республики Беларусь и ее рези­дентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

В соответствии с законодательством внешние государствен­ные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностран­ных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную га­рантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних фи­нансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве го­сударственных долговых обязательств.

Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно при­влекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ра­нее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долго­вым обязательствам.

В последние годы наблюдается снижение внешнего государ­ственного долга.

Влияние государственного долга на экономику страны зави­сит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Бела­руси оно осуществляется за счет средств республиканского бюд­жета или других активов, находящихся в собственности рес­публики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслужи­ванию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного ка­питала в экономику страны.

Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение госу­дарственного долга.

Наши рекомендации