Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов.

Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с размерами и динамикой доходов населения,а также с объемом и характером социальных задач, стоящих перед обществом. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство ока­зывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и исполь Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов. - student2.ru Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов. - student2.ru зования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержа­ния нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.

Государство оказывает влияние на уровень доходов населе­ния, во-первых, через выполнение специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбере­жений и страхования населения, во-вторых — посредством пе­рераспределения аккумулируемых доходов. Финансовые орга­ны принимают непосредственное участие в разработке доку­ментов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различ­ных форм воздействия на доходы. Наиболее типичная из дан­ных форм — бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются Конституцией Республики Беларусь (затраты на образование, здравоохранение, культуру, социаль­ное обеспечение и социальное страхование). Источником в этом случае могут быть исключительно бюджетные средства. Ряд потребностей удовлетворяются за счет общегосударственных средств частично, а именно нормированно (потребности, свя­занные с отдыхом и охраной здоровья, некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др.). Есть потребности, которые удовлетворяются за счет специальных фондов, фор­мируемых из средств предприятий, организаций или самих ра­ботников и населения.

Бюджетные средства используются в форме ассигнований либо дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяют­ся на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставля­ющие услуги населению бесплатно или в льготном порядке (образование, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые дру­гие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возме­щение разницы в ценах).

Для того чтобы смягчить потери населения в условиях пере­хода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расхо­дов, косвенно влияющая на доходы населения. Она выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяй­ственным предприятиям, компенсаций за горюче-смазочные материалы и др.

Большое воздействие на доходы населения оказывают бан­ковские учреждения. Ссуды на кооперативное и индивидуаль­ное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно влияют на доходы населения, увеличивая их, несмотря на то, что кредитные отношения между банками и населением носят возвратный характер.

В финансовом обеспечении всего воспроизводственного про­цесса значительное место занимают денежные сбережения на­селения, выступающие в качестве важного элемента финансо­вых ресурсов.

Сбережения населения— часть денежных доходов (поступ­лений) населения, предназначенная для удовлетворения потреб­ностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населе­нием государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансо­вых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населе­ния не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как вла­делец невостребованного до определенного времени материаль­ного эквивалента. В каждом конкретном случае кредит, предо­ставляемый населением государству, носит краткосрочный ха­рактер, но в целом он оказывается постоянным в силу непре­рывной возобновляемости источника дополнительных доходов.

Рациональные мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы:

1) стремление обеспечить себя в будущем (например, после выхода сберегателя на пенсию);

2) создание дополнительных средств для улучшения жизни детей, родственников и др.;

3) образование резерва для непредвиденных потребностей.

Сбережения населения первой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций государственных займов, в меньшей мере — заключения договоров по смешанному страхо­ванию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций государственного займа.

Специфика личных сбережений населения позволяет ис­пользовать их прирост для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматри­ваться как один из источников финансовых ресурсов государ­ства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк.

12.Использование страхового фонда как источника финансовых ресурсов государства.В условиях перехода к рыночным отношениям неуклонно возрастает роль резервных и страховых фондов в обеспечении бесперебойности и сбалансированности производства. При этом все большее значение приобретают финансовые резервы, среди которых важное место занимает страховой фонд.

Страхование— система экономических отношений, вклю­чающая образование за счет предприятий, организаций и насе­ления специального фонда средств и его использование для воз­мещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различ­ных событий в их жизни.

Характерные черты страхования:

• целевое назначение создаваемого фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях;

• вероятностный характер отношений (заранее неизвестно, когда наступит событие, какой будет его сила и кого из страхователей оно затронет);

• возвратность средств.

Страхование осуществляется в основном в денежной форме. Различаются: имущественное страхование, в качестве объекта рассматривающее всевозможные материальные ценности; лич­ное страхование, при котором основу экономических отноше­ний составляют события в жизни физических лиц; страхование ответственности, предметом которого служат возможные обязательства страхователя по возмещению ущерба (вреда) третьим лицом.

Страхование может проводиться в добровольном порядке — на основе соглашения сторон и в обязательном порядке — в соответствии с предписаниями законодательства. Особыми фор­мами страхования являются перестрахование и сострахование, позволяющие распределять и перераспределять крупные риски между многими страховыми организациями.

В СССР страхование осуществлялось на основе государ­ственной монополии и в своем развитии отставало от мировой практики. До 1958 г. фонд государственного страхования оста­вался полностью централизованным, но затем страховое дело перешло в ведение союзных республик, и каждая из них создала свой фонд, опираясь на три формы:

1) государственные (централизованные) средства;

2) самострахование (создание децентрализованных страховых резервов непосредственно на предприятиях);

3) страхование (за счет взносов отдельных хозяйств, населения).

В постсоветский период источником централизованного страхового фонда стали общегосударственные ресурсы, накап­ливаемые в государственном бюджете в форме резервных фондов правительства, а также как суммы превышения доходов над расходами. Эти средства направляются на покрытие ущер­ба, нанесенного стихийными бедствиями или другими небла­гоприятными явлениями.

При методе самострахования в пределах одного хозяйства или предприятия образуются обособленные фонды в натураль­ной и денежной формах. При наступлении страхового события (стихийное бедствие, несчастный случай и т.д.) они расходуют­ся таким образом, что возмещение ущерба по существу не про­исходит, вместо этого осуществляется перемещение зарезерви­рованных материальных или денежных средств в пределах од­ного предприятия.

В случае применения метода страхования фонд образуется за счет денежных взносов страхователей (предприятия, учреж­дения, отдельные граждане) и расходуется на строго определен­ные цели: возмещение убытков от стихийных бедствий и вы­плату страховых сумм. Причем обязательства выполняются только перед страхователями. Данный порядок соответст­вует действующему законодательству.

Наши рекомендации