Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов.
Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с размерами и динамикой доходов населения,а также с объемом и характером социальных задач, стоящих перед обществом. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и исполь зования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержания нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.
Государство оказывает влияние на уровень доходов населения, во-первых, через выполнение специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения, во-вторых — посредством перераспределения аккумулируемых доходов. Финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичная из данных форм — бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются Конституцией Республики Беларусь (затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование). Источником в этом случае могут быть исключительно бюджетные средства. Ряд потребностей удовлетворяются за счет общегосударственных средств частично, а именно нормированно (потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др.). Есть потребности, которые удовлетворяются за счет специальных фондов, формируемых из средств предприятий, организаций или самих работников и населения.
Бюджетные средства используются в форме ассигнований либо дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие услуги населению бесплатно или в льготном порядке (образование, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).
Для того чтобы смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения. Она выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горюче-смазочные материалы и др.
Большое воздействие на доходы населения оказывают банковские учреждения. Ссуды на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно влияют на доходы населения, увеличивая их, несмотря на то, что кредитные отношения между банками и населением носят возвратный характер.
В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса значительное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов.
Сбережения населения— часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом конкретном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов.
Рациональные мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы:
1) стремление обеспечить себя в будущем (например, после выхода сберегателя на пенсию);
2) создание дополнительных средств для улучшения жизни детей, родственников и др.;
3) образование резерва для непредвиденных потребностей.
Сбережения населения первой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций государственных займов, в меньшей мере — заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций государственного займа.
Специфика личных сбережений населения позволяет использовать их прирост для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк.
12.Использование страхового фонда как источника финансовых ресурсов государства.В условиях перехода к рыночным отношениям неуклонно возрастает роль резервных и страховых фондов в обеспечении бесперебойности и сбалансированности производства. При этом все большее значение приобретают финансовые резервы, среди которых важное место занимает страховой фонд.
Страхование— система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни.
Характерные черты страхования:
• целевое назначение создаваемого фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях;
• вероятностный характер отношений (заранее неизвестно, когда наступит событие, какой будет его сила и кого из страхователей оно затронет);
• возвратность средств.
Страхование осуществляется в основном в денежной форме. Различаются: имущественное страхование, в качестве объекта рассматривающее всевозможные материальные ценности; личное страхование, при котором основу экономических отношений составляют события в жизни физических лиц; страхование ответственности, предметом которого служат возможные обязательства страхователя по возмещению ущерба (вреда) третьим лицом.
Страхование может проводиться в добровольном порядке — на основе соглашения сторон и в обязательном порядке — в соответствии с предписаниями законодательства. Особыми формами страхования являются перестрахование и сострахование, позволяющие распределять и перераспределять крупные риски между многими страховыми организациями.
В СССР страхование осуществлялось на основе государственной монополии и в своем развитии отставало от мировой практики. До 1958 г. фонд государственного страхования оставался полностью централизованным, но затем страховое дело перешло в ведение союзных республик, и каждая из них создала свой фонд, опираясь на три формы:
1) государственные (централизованные) средства;
2) самострахование (создание децентрализованных страховых резервов непосредственно на предприятиях);
3) страхование (за счет взносов отдельных хозяйств, населения).
В постсоветский период источником централизованного страхового фонда стали общегосударственные ресурсы, накапливаемые в государственном бюджете в форме резервных фондов правительства, а также как суммы превышения доходов над расходами. Эти средства направляются на покрытие ущерба, нанесенного стихийными бедствиями или другими неблагоприятными явлениями.
При методе самострахования в пределах одного хозяйства или предприятия образуются обособленные фонды в натуральной и денежной формах. При наступлении страхового события (стихийное бедствие, несчастный случай и т.д.) они расходуются таким образом, что возмещение ущерба по существу не происходит, вместо этого осуществляется перемещение зарезервированных материальных или денежных средств в пределах одного предприятия.
В случае применения метода страхования фонд образуется за счет денежных взносов страхователей (предприятия, учреждения, отдельные граждане) и расходуется на строго определенные цели: возмещение убытков от стихийных бедствий и выплату страховых сумм. Причем обязательства выполняются только перед страхователями. Данный порядок соответствует действующему законодательству.