Финансовые аспекты создания, функционирования и государственной поддержки совместных и иностранных предприятий в национальной экономике
По общему правилу ин. инвесторы вправе создавать на территории РБ юр. лица с любым объемом ин. инвестиций. Исключения будут указаны ниже. При создании коммер. орг-и с участием ин. капитала возможны 2варианта:-путем создания компании со статусом коммер орг-и с ин. инвестициями – юр. лица, в уставном фонде к. суммарный вклад ин. инвесторов сост-т объем, эквивалентный ≥ 20тыс$;-путем создания обычной компании без статуса орг-и с ин. инвестициями – юр. лица в любых предусмотренных законод-вом орг.-правовых формах и min размером уставного фонда (о создании юр. лиц без статуса орг-ий с ин. инвестициями читайте здесь). В свою очередь коммер. орг-ия с ин. инвестициями может создаваться в форме:-коммер. ин. орг-и (далее — ин. Предприятие(ИнП));-коммер.совместной орг-и (далее — совместное предприятие(СП)).
ИнП явл-ся юр. лицо РБ, в уставном фонде к. ин. инвестиции сост-т 100 %.ИнП могут создаваться в орг-правовых формах коммер. орг-ий, предусмотренных ГК РБ:-частное унитарное предприятие; -общество с ограниченной ответственностью;-общество с дополнительной ответственностью;-закрытое акционерное общество;-открытое акционерное общество. Количество учредителей - 1и более лиц. Ими may be ин. физ. и(или) юр.лица.Мin размер уст. фонда – 20тыс$.ИнП may be образовано путем его учреждения или в результате приобретения ин. инвестором 100% долей (акций) в ранее учрежденном предпр-и без ин.инвестиций либо в СП.
СП на терр-и РБ явл-ся юр. лицо РБ, уст. фонд к. состоит из доли ин. инвестора и доли физ. и(или) юр.лиц РБ.СП may создаваться в след. орг-правовых формах:-общество с ограниченной ответственностью;-общество с дополнительной ответственностью;-закрытое акционерное общество;-открытое акционерное общество.Кол-во учредителей -≥2 лиц.Качеств. состав – ин.физ. и(или) юр. лица и физ.и(или) юр. лица РБ.СП may be образовано путем его учреждения или в рез-те приобретения ин. инвестором долей (акций) в ранее учрежденном предпр-и без ин. инвестиций либо путем приобретения бел. инвестором долей (акций) в ранее учрежденном ин.предпр-и. Min размер ин. инвестиций в уст. фонд – 20тыс$. Min размер вклада бел. инвесторов не определен. Объявленный в учред-х док-х уст. фонд ИнП и СП must сформирован ≥50% в течение 1-го года со дня гос.регистрации орг-и за счет внесения в него каждым из участников ≥50% своей доли и в полном объеме - до истечения 2лет со дня регистрации.
Ин инвесторам в РБ запрещаются инвестиции в сферах:-обеспеч-я обороны и безоп-ти РБ без спец.решения През-та РБ;-изгот-ия и реал-ии наркот-х, сильнодейств-х и яд-х веществ по перечню, утверждМин ЗО РБ. Регистрация коммер орг-й с ин. инвест-и проходит в Мингорисполкоме и областных исполнительных комитетах-в день обращения в регистр-й орган. В теч5 раб. дней регистр-й орган осущ-т постановку орг-и на на учет в нал. и иных органах.Регистрацию банков осущ. Нацбанк РБ,страх.комп - Минфин.
Метод создания благопр. усл-й для развития инв.-й деят-и проявляется в оказании инвесторам гос поддержки. Важными направл-ми его реализации явл:-защита интересов инвесторов;-установление на терр.РБ СЭЗ;-определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;-принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции;-определение условий приватизации объектов, находящихся в гос.собств-ти;-содействие в развитии рынка ценных бумаг;-проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.
55.Финансовые аспекты создания, функционирования и государственной поддержки малых предприятий(мп) в национальной экономике.МП – важная и существенная составляющая современного рыночного хозяйства. Во всем мире малый и средний бизнес рассматриваются как неотъемлемый элемент конкурентного механизма,к.придает эк-ке должную гибкость, мобилизует финн.и производ-ые ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал,во многом решает проблему занятости,становления среднего класса и др. соц.проблемы. Поэтому развитие МП это стратегическая задача для стран с переходной экономикой.К МП в РБ относятся МП всех форм собств-сти, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивид.предприниматели. В соотв-вии с Законом РБ от «О гос. поддержке МП в РБ» к МП относятся юр. лица со среднесписочной численностью работников: в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в с/х, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек; в стро-ве и опт. торговле – до 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек; в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Пороговой величиной,свидетельствующей о том, что в стране осущ-лась критическая масса рын. преобразований, созданы благоприятные условия для бизнеса, эффект-го исп-ния инвестиций, по мнению экспертов ВБ, явл-ся сост-ие эк-ки,когда доля малого бизнеса достигает примерно 40% от общей численности занятых.
Сегодня гос-во уделяет большое внимание развитию малого бизнеса, особенно в сел. местности,также в малых и средних городских поселениях,о чем свидетельствует целый ряд нормативно-правовых актов, принятых в поддержкуМП.
Все это способствует развитию МПв РБ. В обл. развития МП на ближайший период особенно актуальными становятся след задачи:-обеспечение субъектов хоз-ния норм.-прав. Инф.-й и достоверной стат.отчетностью о развитии малого бизнеса;-льготирование налогооблож. для малых предприятий,-работающих в приоритетных направлениях;-расширение сектора финн.программ для кредитования МП на льготных условиях(пониженный%),более продолж.-й срок кредитования, бесплатное консул-ние;-активизация гос. поддержки субъектов МП,увеличение объемов фин-ния, выделяемых на эти цели.
Особенности орг-ции фин с/х
С/х пр-во по своей природе отлич от др отраслей эк-ки тем, что производит пр-цию жив и раст происхождения и исп-ет в проц труда землю в кач главного,ничем другим не заменимого ср-ва пр-ва Поэтому воспр-во в с/х и функционирование фин с/х предприятий обладает рядом особенностей,кот опр-тся природно-климат и естественно-биол условиями, технологич факторами и соц-эк-ми отношениями.Эти особенности можно объединить в группы:1)Прир-климатич и естественно-биологич:Почвенно-климатические особенности определяют:зональную специализацию;длительность раб периодов в пр-ве;различия в прод-ти и доходности хозяйства;дифф-цию в с/с и рент-ти отдельных видов продукции;значительно ниже скорость оборач-ти об.средств из-за биол и природно-климатич факторов.Погодные условия влияют на следующие факторы:время проведения и темпы работ;объем и качество продукции;на землю не начисляется аморт и стоимость земли не участвует в формировании с/с ГП в с/х;земля имеет различную плодородность,в результате на отдельных участках образуется доп доход в виде ренты и он оказывает влияние на окончательный фин результат деятельности.Естественно-биологический (природный) цикл развития растений и животных:кругооборот фин ресурсов(от урожая к урожаю),сезонность пр-ва оказывает влияние на фин результаты,а сами фин результаты определяются только в 4 квартале(в конце года),а это ведет к тому,что хозяйства вынуждены создавать страховые и резервные фонды;сезонность пр-ва приводит к тому,что наиб уд.вес в источниках финансирования об средств занимают заемные средства.2)Технологич и организацион:сочетание двух взаимодоп отраслей-раст-ва и жив-ва вызывает необходимость раздельного планирования,учета и финансирования по этим отраслям;для с/х характерен определенный состав ОФ. Для предприятий жив-ва основное место в составе ОФ занимает рабочий и продуктивный скот;наличие внутрихоз оборота большей части с/х продукции, необх для обеспечения непрерывности производственного цикла. Вся производимая продукция делится на 2 части: товарную продукцию(подлежит реализации) и нетоварную продукцию(остается для потребления внутри хозяйства).В результате деления выручку от реализации получают только за счет реализации товарной продукции, отсюда-затрат больше,а выручка-только от реализации товарной продукции.3)Социально-экономические:Право собственности:государственные с/х предприятия;муниципальные с/х предприятия;общественные объединения;частные с/х.предприятия (крестьянские, фермерские хозяйства);с/х предприятия смешанных форм собственности.Организационно-правовые формы хозяйствования:предприятия акционерного типа;предприятия кооперативного типа (колхозы, сельхозкооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия).