Общая характеристика межбюджетных отношении в РФ

Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

§ распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

§ разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

§ равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

§ выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

§ равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

§ выравнивание бюджетной обеспеченности,

§ стимулирование роста налогового потенциала,

§ финансовое управление территориальным развитием,

§ снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету, называются межбюджетными трансфертами.

Межбюджетные трансферты из фед бюджета бюджетам др уровней бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

§ Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджет-ной системы на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

§ Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвестиционной бюджетной деятельности местных органов власти.

§ Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

15. Методы финансового планирования.

Существуют следующие основные методы финансового планирования:.

Метод экономического анализа

Используется для определения основных закономерностей, тенденций движения натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов хозяйствующего субъекта

Нормативный метод

На основе заранее установленных технико-экономических норм и нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы могут устанавливаться государством (ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и т.д.) либо самим юридическим лицом или предпринимателем (в целях планирования порядка ведения бизнеса и обеспечения его эффективности)

Метод балансовых расчетов

Основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах

Метод многовариантных расчетов

Сущность состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы по различным оценочным критериям выбрать из них наиболее оптимальный

Метод денежных потоков

Особенность метода — его обусловленность ожиданием поступления средств на счета хозяйствующего субъекта на определенную дату и бюджетированием всех издержек и расходов

Наши рекомендации