Система показателей, характеризующих рентабельность предприятия.
Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. Рентабельность является одной из базовых экономических категорий экономики. В широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. Показатель рентабельности к. п. понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. Рентабельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капиталу (активам), рентабельность собственного капитала, рентабельность продукции, издержек — как отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж — отношение прибыли к цене (выручке от реализации). При расчетах показателей рентабельности также исходят из разных величин, составляющих прибыль, — балансовой прибыли, прибыли от реализации, чистой прибыли. Чаще – чистой прибыли.
Характеристика рентабельности предприятия, принятие решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельность капитала, рентабельность собственного (акционерного) капитала, рентабельность основной деятельности (продукции, издержек) и рентабельность продаж. Также можно рассчитать рентабельность текущих активов, рентабельность инвестиций
Рентабельность всего капитала (совокупных активов) (может рассчитываться по балансовой прибыли или по чистой прибыли) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.
, где чистая прибыль, валюта баланса на конец и на начало периода (года),
Этот показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов: необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов; снижение затрат на производство продукции или рост цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.
Рентабельность текущих активов отражает эффективность использования текущих активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в текущие активы предприятия и определяется по формуле:
,
где: Ракт. – рентабельность текущих активов, %; А.тек. – средняя величина текущих активов предприятия, рассчитанная по данным баланса, тыс. р.
Рентабельность собственного (акционерного) капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.
, где величина собственных средств на начало и на конец периода (года).
Рентабельность инвестированных заемных средств (Рзаем. с.) можно определить методом разниц:
Рзк.= Ра.– Рск.
Рентабельность инвестиций (Рк. инв.) характеризует эффективность инвестирования собственного капитала и долгосрочных заемных средств:
, где: БП. – прибыль балансовая, тыс. руб.;
Кдолг. – долгосрочные кредиты и займы по данным баланса, тыс. руб.
Рентабельность основной деятельности (продукции) рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.
ПР - прибыль от реализации,
С/С - себестоимость реализованной продукции.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться в целом по предприятию и его уровень зависит от изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации, а также по отдельным его подразделениям и видам продукции, уровень которых зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельность производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки.
, где выручка от реализации продукции, чистая прибыль предприятия.
Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.
Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию.
Подсчет резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. Понятно, что факторы роста прибыли и рентабельности взаимосвязаны. Факторы роста прибыли. В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается. Поскольку прибыль исчисляется как разность между ценой и себестоимостью продукции, то очевидно, что на размер прибыли оказывают влияние изменение цен, себестоимости, объема выпуска, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, изменение цен на материалы, услуги, изменение затрат на 1 руб. продукции. Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости и повышение качества, реализация продукции на более выгодных рынках сбыта.