Финансовый результат от внереализационных операций, их состав и оценка изменений.

38.Финансовый результат от видов деятельности рассчитываетсякак разница между выручкой от реализации и себестоимостью реа-лизации, налогом на добавленную стоимость и прочими налогамии сборами, уплачиваемыми в бюджет из выручки от реализации.Финансовый результат от операционной деятельности пред-ставляет собой финансовый результат от операций, связанныхс хозяйственной деятельностью, но не составляющих ее цель. Рассчитывается как разница между операционными доходами и расхо-

дами, налогом на добавленную стоимость и прочими налогамии сборами, уплачиваемыми в бюджет из операционных доходов.Сальдо внереализационных доходов и расходов представляет собой финансовый результат от операций, непосредственно не свя-занных с производственной деятельностью организаций. Рассчиты-ваются как сальдо внереализационных доходов и расходов за мину-сом налога на добавленную стоимость, прочих налогов и сборов извнереализационных доходов.

Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы за минусом расходов по внереализационным операциям.

Маржинальной прибылью

Планирование прибыли.

38.Планирование прибыли— сложный процесс, включающийанализ хозяйственной деятельности предприятия за период, пред-шествующий планируемому, оценку выполнения плана по прибыли

за последний отчетный период, многовариантные расчеты ее объе-ма на предстоящий год (квартал)

Планирование прибыли имеет большое значение для предпри-ятия. Оно позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы,размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроиз-водства и материального поощрения работников, решения их соци-альных проблем. От прибыли зависит и реализация дивиденднойполитики акционерного предприятия.Предприятие самостоятельно разрабатывает план по прибылиисходя из:- договоров, заключаемых с поставщиками и потребителямиего продукции (работ, услуг);- производственной программы по выпуску продукции (работ,услуг);- экономических нормативов, устанавливаемых государством;- материалов анализа финасово-хозяйственной деятельностиза плановый период;- данных бухгалтерского учета и отчетности.Методы планирования прибыли от реализации продукции в настоящее время регламентированы. Традиционно применяют методпрямого счета. Кроме того могут использоваться нормативный, со-

вмещенного счета, факторный и экономико-статистические методы.Расчеты рекомендуется выполнять отдельно по видам деятель-ности. Это упрощает расчеты, повышает их точность; имеет значе-

ние для величины налога на прибыль, так как доход от некоторыхвидов деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другиевиды деятельности могут облагаться по повышенным или пониженным ставкам.

Расчет прибыли методом прямого счетавыполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по предприятию. При этом используют одну из двух формул:

1) Пр = Вр – А – НДС – Ндр – Ср,где Пр — прибыль от реализации продукции;Вр — сумма выручки от реализации продукции в отпускныхценах;А — сумма акциза;НДС —сумма налога на добавленную стоимость;др — сумма иных налогов и обязательных платежей, подле-жащие перечислению в бюджет;Ср — полная себестоимость реализуемой продукции.2) Пр = Пн + Птп – Пк,где Пн и Пк — прибыль в остатках готовой продукции на начало

и конец планируемого периода;Птп — прибыль на товарный выпуск продукции.

Аналитический методнаходит применение при планированииприбыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а такжекак дополнение к прямому методу для проверки.Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продук-ции, рентабельность, а также совокупность отчетных показателейдеятельности предприятия.Для определения общей суммы прибыли от продаж, полученныйкорректируется на изменение прибыли в переходящих остаткахготовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Данный аналитический метод применяют при ускоренном пла-нировании, а также на стадии составления предварительных фи-нансовых расчетов.На основе базовой рентабельности планируют прибыль по срав-нимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках гото-вой продукции и прибыль от реализации в планируемом году.Расчет включает девять стадий:1) расчет прибыли по сравнимой продукции на основании базо17 4вой рентабельности;2) определение влияния изменения себестоимости сравнимойтоварной продукции на прибыль;3) определение влияния на прибыль сравнимой товарной про-дукции изменений в ассортименте;

4) расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарнойпродукции;5) расчет влияния на прибыль изменения цен реализации товар-ной продукции;6) определение прибыли в переходящих остатках готовой продукции;7) расчет прибыли от реализации продукции;8) определение прибыли по несравнимой товарной продукции;9) расчет общей прибыли от реализации сравнимой и несравнимой продукции.

Совмещенный (комплексный) методиспользуют в тех случаях,когда предприятие выпускает как сравнимую, так и несравнимую(новую) продукцию. По несравнимой продукции используют метод

прямого счета.Факторный методвключает следующие процедуры:1) устанавливают базовые показатели отчетного периода — ва-ловую прибыль, прибыль от продаж, прочие доходы и расходы, се-бестоимость продукции и ее структуру по элементам затрат;2) определяют плановые показатели хозяйственной деятельно-

сти на предстоящий период — рост объема производства и реали-зации продукции, снижение себестоимости, изменение прочих до-ходов и расходов;3) устанавливают индексы инфляции, т. е. изменение уровня цен

на потребляемые ресурсы, транспортные услуги, повышение раз-мера оплаты труда персонала и др.

Принцип планирования состоит в том, что величина прибыли,вычисленная прямым или аналитическим методом, корректируетсяна индексы инфляции и другие изменения в хозяйственной деятельности предприятия.Экономико-статистические методыиспользуют на крупныхпредприятиях, где имеется возможность собрать и оценить боль-шой массив данных учетной информации и установить корреляци-

онную зависимость между объемом продаж, себестоимостью, при-былью и другими параметрами. Они предполагают использованиекомпьютерных технологий.Для реальной оценки финансовых результатов от внереализаци-онных операций важно не только правильно прогнозировать вне-реализационные доходы, но и предвидеть вероятность возникнове-ния внереализационных расходов, так как прибыль определяетсякак разница между доходами и расходами, чаще всего внереализа-

ционные расходы могут выступать в виде:- убытков по операциям прошлых лет, выявленных в отчет-

ном году;- убытков от уценки товаров;- убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности;

- недостач материальных ценностей, вывленных при инвента-ризации;- затрат по аннулированным производственным запасам;- судебных издержек.

Включенные в план источники доходов должны быть постоян-ными, связанными с нормальной деятельностью предприятия,иметь обоснование. Вероятность поступления таких доходов, какарендная плата, штрафы, пени, неустойки, должна подтверждатьсязаключенными к моменту составления финансового плана догово-

рами, решением хозяйственного суда, принятыми и документальнооформленными обязательствами и другими материалами.

.40Распределение прибыли.

40 Общая прибыль предприятия является объектом распределения. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюд- жет и ее целевое использование на предприятии. Законодательно

распределение прибыли регулируется в той ее части, которая по-ступает в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей. Направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении

предприятия, определяются решением компетентного органа, управляющего финансами на предприятии, например, общим соб- ранием акционеров.

При распределении прибыли рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1) прибыль, полученная предприятием в результате производст-венно-хозяйственной деятельности, распределяется между государ- ством и предприятием;

2) прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов. Состав налогов, ставки, порядок исчисления, сроки взно- сов в бюджет устанавливаются законодательством;

3) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопления, которые обеспечат его даль- нейшее развитие, во вторую — на потребление и финансирование других расходов.

Порядок распределения и использования прибыли на предпри- ятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положени- ем, которое разрабатывается соответствующими экономическими

службами и утверждается руководящим органом предприятия. Обычно, в соответствии с уставом предприятия образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Средства каждого фонда имеют строго целевое назначение. Их использование происходит на основании смет расходов, которые разрабатываются финансовой службой предприятия и утверждают- ся компетентным органом. В течение года в связи с производствен- ной необходимостью размер и состав фондов, конкретные статьи затрат могут изменяться.

Средства фонда накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с научно-техническим и социальным развити- ем предприятия. Это расходы на научно-исследовательские, про- ектные, конструкторские и технологические работы, финансирова- ние разработки и освоения новых видов продукции и технологиче- ских процессов, затраты по совершенствованию технологии и ор- анизации производства, модернизации оборудования; затраты, связанные с технологическим перевооружением и реконструкцией

действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на

проведение природоохранных мероприятий, взносы вкладов пред- приятия в создание уставного капитала других предприятий; сред- ства, перечисляемые ассоциациями, концернами, в состав которых

входит предприятие. По фонду потребления предусматриваются следующие виды расходов: единовременные поощрения отличившимся работникам за выполнение особо важных производственных заданий; оказание

единовременной помощи; строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских садов; дотации на питание в столовых, в детском саду, оздоровительном лагере для школьников; улучше- ние культурно-бытового обслуживания работников и другие меро- приятия социальной направленности.__

Планирование прибыли предприятия происходит путем определения выручки от реализации продукции и себестоимости ее изготовления, а также определением величины операционных и внереализационных доходов и расходов. Таким образом, планирование прибыли – это конечный результат бизнес-плана предприятия. Одним из факторов, определяющих эффективность производства, является показатель рентабельности. В справочнике экономиста установлено, что рентабельность является относительным показателем эффективности производства, который характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженные в процентах. Расчет коэффициента рентабельности производится по формуле: прибыль предприятия, деленная на затраченные средства (выручка от реализации, активы предприятия).

Таким образом, планирование прибыли и расчет показателя рентабельности представляют собой процесс определения прогноза деятельности предприятия и эффективности этого прогноза.

Наши рекомендации