Договор оказания аудиторских услуг.

Договор оказания аудиторских услуг существенно отличается от иных гражданско-правовых договоров, так как в его содержании незримо присутствуют интересы третьей стороны — пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» данный договор должен заключаться в письменной форме и содержать следующие обязательные условия:

• предмет договора;

• сроки выполнения аудиторских услуг;

• стоимость оказываемых аудиторских услуг;

• права и обязанности сторон;

• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;

• иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Подготовка к заключению договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью заказчика и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг.

Содержание проверки (предмет договора) зависит от вида аудита: если аудит инициативный, то вопросы проверки полностью определяются пожеланиями заказчика услуг, а если обязательный — указаниями соответствующего органа государственного управления.

Договор может носить разовый характер (однократное оказание аудиторских услуг) или долгосрочный (неоднократное оказание аудиторских услуг в течение определенного периода). Если целью аудита является подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то, как правило, заключается договор на поэтапное проведение аудита:

• первый этап — изучение правильности отражения финансовых (хозяйственных) операций на счетах бухгалтерского учета за период с 1 января по 30 июня (или по 30 сентября). По результатам этапа аудитор (аудиторская организация) представляет заказчику аудита предварительный вариант письменной информации (отчета);

• второй этап — проверка достоверности бухгалтерской информации за оставшийся отрезок времени и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом за отчетный год. По итогам второго этапа составляются аудиторское заключение и письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита.

Аудиторские организации иногда включают в договор пункты о предоставлении заказчику дополнительных, сопутствующих аудиту услуг, а также об оплате фактически выполненной работы аудитора в случае одностороннего расторжения договора заказчиком.

Кроме того, в договоре могут содержаться и иные условия, не противоречащие законодательству.

Договор подписывается представителями сторон, и подписи скрепляются печатями (при их наличии). Дополнительные соглашения к договору оформляются в письменном виде, прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.

Существенность в аудите.

В качестве основы методологии и инструмента планирования аудита используются понятия существенности и аудиторского иска.

Существенность (материальность) в аудите оценивают на стадии планирования, для того чтобы обеспечить необходимую эффективность аудиторской проверки.

Существенность — это обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это одно из важнейших понятий в аудите, которое определяет размер допустимой ошибки и, как следствие, форму составления аудиторского заключения. Оценка существенности зависит от опыта и квалификации аудитора и определяется им самим для каждого субъекта предпринимательской деятельности с учетом объема и особенностей его деятельности.

Существенность имеет как качественную, так и количественную стороны. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий — уровень существенности.

Уровень существенности — это предельное значение ошибки бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе делать правильные выводы и принимать экономически обоснованные решения.

Расчет существенности и порядок ее уточнения в ходе аудиторской проверки оформляются в виде отдельного документа и являются частью рабочей документации аудитора.

Действующими правилами аудиторской деятельности рекомендовано уровень существенности вычислять как определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом могут использоваться как базовые значения текущего года, так и усредненные показатели текущего периода и предшествующих лет. Допускается как единый показатель уровня существенности для конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей других форм отчетности.

Уровень существенности необходимо принимать во внимание на всех этапах аудиторской проверки. Сопоставляя отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности с установленным уровнем существенности, аудитор делает вывод о достоверности или недостоверности этой отчетности или о необходимости включения в аудиторское заключение соответствующих оговорок.

Существенность в аудите – обстоятельства, значительно выявляющие на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Уровень существенности – совокупный размер допустимых искажений данных бухгалтерской(финансовой) отчетности, который не оказывает влияние на качество решений, принимаемых пользователем бухгалтерской(финансовой) отчетности.

При определении уровня существенности необходимо:

§ Выбрать показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (базовые показатели);

§ Установить уровень существенности для каждого из выбранных показателей.

С его краткого конспекта

22. Аудиторский риск и его содержание.

В качестве основы методологии и инструмента планирования аудита используются понятия существенности и аудиторского иска.

Аудиторский риск — это вероятность того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признания того, что она содержит существенные искажения, когда в действительности таких искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности нет.

Различают три компонента аудиторского риска: внутрихозяйственный риск; риск средств контроля; риск необнаружения.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

Аудиторский риск - вероятность того, что аудиторская организация выразит ненадлежащее аудиторское мнение в случае, когда в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица содержатся существенные искажения. Аудиторский риск зависит от риска существенного искажения бухгалтерской отчетности и риска необнаружения существенных искажений бухгалтерской отчетности. ( с его краткого конспекта)


Аудиторские процедуры.

Аудиторская процедура − определенный порядок и последовательность действий аудитора, направленные на получение аудиторских доказательств.

Аудитор (аудиторская организация) получает аудиторские доказательства, выполняя следующие процедуры:

- инспектирование учетных записей и документов − проверка записей или документов, созданных внутри или вне аудируемого лица на бумажных, электронных или других носителях информации;

- инспектирование материальных активов − проверка физического наличия материальных активов;

- наблюдение − изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами;

- запрос − поиск финансовой и нефинансовой информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица;

- подтверждение − одна из разновидностей процедуры запроса, представляет собой процесс получения информации или сведений о существующих обстоятельствах напрямую от третьих лиц;

- пересчет − проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и учетных записях либо выполнение самостоятельных расчетов;

- повторное выполнение − независимое выполнение аудитором (аудиторской организацией) процедур или контрольных действий, которые первоначально были осуществлены руководством или работниками аудируемого лица в рамках системы внутреннего контроля;

- аналитические процедуры − оценка финансовой информации, полученной путем изучения вероятных взаимосвязей как между финансовыми, так и нефинансовыми данными.

В зависимости от цели применения аудиторские процедуры делят на три группы:

1) процедуры оценки рисков, которые выполняются с целью получения достаточных оснований для оценки рисков существенного искажения информации на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и на уровне предпосылок ее подготовки;

2) тестирование средств контроля , которое выполняется для получения доказательств эффективности функционирования этих средств по предотвращению или выявлению и устранению существенных искажений информации на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) процедуры проверки по существу выполняются для выявления существенных искажений информации на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Они, в свою очередь, бывают двух видов:

3.1) детальное тестирование групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и раскрытия информации;

3.2) аналитические процедуры.

Информация о характере, временных рамках, объемах и результатах выполнения аудиторских процедур по сбору аудиторских доказательств, а также сделанные на их основе выводы отражаются в рабочей документации аудитора.

Аудиторская выборка.

Аудиторская выборка — это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета субъекта предпринимательской деятельности не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям правила.

Важнейшим требованием, которое должно быть выполнено при формировании выборки, является обеспечение ее репрезентативности, т. е. представительности. Представительность выборки в аудите — это свойство аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ее основе правильные выводы о всей проверяемой совокупности. Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называется нерепрезентативной (непредставительной). Требование репрезентативности предполагает, что все элементы проверяемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Для обеспечения репрезентативности аудитор должен использовать один из следующих методов:

- случайный отбор. Он предполагает использование таблиц: случайных чисел. Процедура использования таблиц состоит из четырех этапов: установление нумерации для проверяемой совокупности; установление соответствия между таблицей случайных чисел и проверяемой совокупностью; определение порядка чтения и использования таблицы; выбор начальной точки. Каждому случайно выбранному номеру таблицы должен соответствовать конкретный элемент проверяемой совокупности;

— систематический отбор. Он предполагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится или на определенном числе элементов (например, отбирается каждый десятый документ из всех документов данной категории), или на стоимостной их оценке;

— комбинированный отбор. Это комбинация различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторская выборка представляет собой метод проверки счетов или классов операций, при котором аудиторские процедуры применяются менее чем к 100 % имеющихся в распоряжении аудитора элементов проверяемой совокупности. Для построения выборки аудитору необходимо определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки.

При проведении выборки аудитор может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы (подсовокупности), элементы каждой из которых имеют сходные характеристики. Критерии разбиения проверяемой совокупности должны быть такими, чтобы для любого элемента можно было четко указать, к какой подсовокупности он принадлежит.

Данная процедура называется стратификацией. Она позволяет снизить разброс (вариацию) данных, что может облегчить работу аудитора.

При определении размера (объема) выборки аудитор должен установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибки.

По окончании выборки аудитор должен:

- проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;

-экстраполировать, то есть распространить полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;

-оценить риски выборки.

Аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудиторской организацией при проведении аудита и позволяющая ей сделать выводы, на которых основывается аудиторское мнение.

К аудиторским доказательствам относятся:

· первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· письменные разъяснения работников аудируемого лица;

· информация, полученная из различных источников и от 3-х лиц.

Аудиторская организация получает аудиторские доказательства путем выполненияследующихаудиторских процедур (определенных действий аудитора, направленных на получение аудиторских доказательств):

§ инспектирование;

§ наблюдение;

§ запрос;

§ подтверждение;

§ пересчет;

§ повторное;

§ аналитические процедуры.

Аудиторская организация при формировании аудиторского мнения не обязана проводить проверки всех без исключения хозяйственных операций, так как выводы аудитора могут быть подтверждены выборочным методом.


Наши рекомендации