Права и обязанности аудируемого лица, лица заключившего договор оказания аудиторских услуг

Права и обязанности аудируемого лица определены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».

Проверяемый экономический субъект и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» вправе [7]:

· требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, а также информацию о членстве аудиторской организации аудиторов;

· получить от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

· осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В качестве иных прав аудируемых лиц можно отметить следующие:

· самостоятельно выбирать аудитора или аудиторские фирмы;

· в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам, обратиться с иском в арбитражный суд.

Аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязано [7]:

· содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

· не предпринимать каких бы то ни было действий направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

· своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случа­ях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позици­ей работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

· исполнять иные обязанности, вытекающие из существа право­отношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

К иным обязанностям аудируемого лица можно отнести следующее:

· заключать договора на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

· оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

В соответствии с Федеральным законом 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от [8], а также Федеральным правилом (стандартом) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бух­галтерской) отчетности» [17] ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности несет руководитель аудируемого лица. Аудит финансовой отчетности не освобождает руководителя аудируемого лица от такой ответственности [8].

Контрольные вопросы

1. Назовите основные правовые документы аудиторской деятельности.

2. Как организована система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России.

3. Каков порядок аттестации аудиторов?

4. Каковы основные права аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов?

5. В чем состоят основные обязанности аудиторских организаций?

6. Каковы права и обязанности аудируемого лица, лица заключившего договор оказания аудиторских услуг?

7. Какую ответственность может нести аудиторская организация за неквалифицированное проведение аудиторской проверки?

8. Каковы требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов?

9. Каковы основные функции Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности?

10. Раскройте основные категории нормативно-правовых актов, регулирующих аудит в России.

11. С какой целью создается Совет по аудиторской деятельности? Каковы его основные функции?

Тест

1. За подготовку, составление, представление финансовой отчет­ности несет ответственность:

1. руководитель аудиторской организации;

2. руководитель аудируемого лица;

3. аудитор, проводивший проверку финансовой отчетности.

2. Квалификационный аттестат аудитора действует:

1. пять лет;

2. три года;

3. бессрочно.

3. Руководитель аудируемого лица обязан:

1. осуществлять контроль за работой независимых аудиторов;

2. утверждать общий план аудиторской проверки;

3. запрашивать сведения, необходимые для проверки, у третьих лиц.

4. Аудитор имеет право при аудите финансовой отчетности:

1. проверять фактическое наличие имущества, учтенного в документах;

2. требовать применения бухгалтерских программ, которыми владеет аудитор;

3. привлекать эксперта без согласования с экономическим субъектом.

5. Если руководитель экономического субъекта не согласен с выводами аудитора относительно финансовой (бухгалтер­ской) отчетности, то он обязан:

1. оплатить услугу аудиторов;

2. отказаться от оплаты за аудит;

3. обратиться к другой аудиторской организации.

6.Аудиторская деятельность в Российской Федерации регулируется:

1. государством;

2. советом по аудиторской деятельности;

3. саморегулируемыми организациями аудиторов;

4. договорами на оказание аудиторских услуг.

7.К аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью допускаются лица:

1. имеющее высшее техническое образование и стаж работы в качестве аудитора 5 лет;

2. имеющее высшее экономическое образование и стаж работы не менее 3 лет, две трети из которого приходится на работу в аудиторской организации;

3. имеющее среднее специальное (экономическое или юридиче­ское) образование и стаж работы в качестве аудитора не менее 3 лет.

8. Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляет:

1. профессиональные аудиторские объединения;

2. Правительство РФ;

3. уполномоченный федеральный орган государственного регу­лирования аудиторской деятельности;

4. Совет по аудиторской деятельности.

9. Целью аттестации на право осуществления аудиторской деятельности является:

1. проверка квалификации лиц, претендующих на занятие аудиторской деятельностью;

2. обеспечение контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности;

3. регистрация лиц, претендующих на занятие или уже занимающихся аудиторской деятельностью.

10. Аудитору предоставлена возможность самостоятельно определять формы и методы аудита:

1. ни в коем случае, это определяется нормативными актами Российской Федерации;

2. формы и методы аудита определяет руководство аудиторской организации;

3. да, это его право.

Глава 4. Профессиональная этика аудитора

· Принципы аудита.

· Аудиторские организации.

· Контроль качества аудиторской деятельности.

Принципы аудита

Принципы определены в п. 3 Федерального стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Принципы аудита–основные правила поведения, которые должен соблюдать аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Аудитор в своей работе должен соблюдать требования стандартов аудиторской деятельности и важнейших этических принципов (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Принципы аудита

Аудитор, в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера обязан соблюдать следующие профессиональные этические принципы.

Независимость -предполагает свободу от влияния, давления, контроля как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская проверка не может осуществляться:

1) аудиторами, аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;

2) аудиторами, аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) ауди­руемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;

3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учре­дителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учре­дителей (участников);

4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций;

Независимость считается нарушенной когда:

1) порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудитор­ским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требо­ваний аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

2) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

Аудитор обязан провести оценку угрозы независимости. Различают несколько видов независимости [61] (рис. 4.2).

«Угроза личной заинтересованности»возникает, когда аудитор имеет возможность получить какие-то выгоды от проверяемой орга­низации, отличающиеся от обычного в таких случаях гонорара, например:

· при наличии прямой финансовой заинтересованности или существенной косвенной финансовой заинтересованности в про­веряемой организации. В подобных случаях угроза независимости настолько существенна, что никакие меры предосторожности не могут свести ее до приемлемого уровня;

Рис. 4.2. Виды угроз независимости

· при предоставлении кредитов или гарантий проверяемой организации или любому из ее работников или получение от них кредитов или гарантий;

· в случае существенной зависимости от общего размера го­норара, получаемого от проверяемой организации;

· в случае тесных деловых отношений с проверяемой организацией;

· при возможности получения работы на предприятии прове­ряемой организации;

· в случае зависимости размера гонорара от результата про­верки.

Особое внимание требуется, если:

· при подготовке заключений по результатам аудита необхо­димо перепроверить какие-либо результаты или выводы, сделан­ные в ходе предыдущих проверок или иных заданий;

· аудитор прежде был членом руководства или работником промеряемой организации, занимающим должность, позволяю­щую оказывать прямое и существенное влияние на предмет проверки.

«Угроза заступничества»возникает, когда аудитор отстаивает позицию или точку зрения проверяемой организации (или скла­дывается впечатление, что аудитор отстаивает такую позицию или точку зрения) в такой степени, что это может отрицательно по­влиять на объективность суждения аудитора или вызвать сомнения в их объективности.

«Угроза близкого знакомства» возникает, когда в силу тесных деловых отношений с проверяемой организацией, ее руководством, должностными лицами или работниками аудитор начинает с из­лишней симпатией относиться к интересам клиента.

Такая угроза может возникнуть, если:

· член семьи или близкий родственник аудитора является ру­ководителем или работником, занимающим должность, позволя­ющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;

· бывший работник аудиторской организации является чле­ном руководства или работником, занимающим должность, по­зволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопро­сы, рассматриваемые в ходе аудита;

· существуют длительные отношения между руководителем аудиторской проверки и организацией-клиентом;

· имело место получение подарков или знаков гостеприим­ства существенной стоимости от проверяемой организации, ее руководства или работников.

«Угроза шантажа» наступает, когда появляется возможность путем угроз (фактических или возможных) со стороны руковод­ства или работников проверяемой организации не дать аудитору исполнять свои обязанности объективно и с необходимым про­фессиональным скептицизмом.

Такая угроза может возникнуть, когда проверяемая организа­ция оказывает давление на аудитора с целью необоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.

Аудиторы обязаны сохранять свою независимость, учитывая условия, в которых они работают, наличие угроз независимости и доступность мер предосторожности, позволяющих устранить та­кие угрозы или свести их до приемлемого уровня.

Честность и объективность. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности всеаудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.

Профессиональная компетентность означает, что аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт.

Конфиденциальность -аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы

то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения за исключением:

· сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», либо с его согласия;

· сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

· сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудитор не должен использовать информацию в ущерб интересам клиента для своей выгоды.

Профессиональное поведение - аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии и выполнять профессиональные функции в соответствии со стандартами аудиторской деятельности и этическими требованиями.

Аудиторы не должны:

· применять приемы и методы, которые могут дискредитировать профессию;

· преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить;

· пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов;

· оказывать профессиональные услуги, не входящие в их компетенцию.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм, т.е. аудитор должен критически оценивать весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучать аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики.

Этика аудитора – совокупность норм поведения аудитора, основанных на принципах аудита, которые должны соблюдаться в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональная этика включает в себя свод норм, которые имеют рамочный характер, однако даже при их наличии проблема выбора в конкретном случае остается за профессионалом. При решении проблемы выбора аудитор может использовать общий критерий, закрепленный в Кодексе профессиональной этики аудиторов РФ: «Старайся не делать другим того, что не хотел бы, чтобы делали тебе».

Кодекс профес­сиональной этики аудиторов – документ, устанавливающий нормы поведения аудиторов и определяющий основополагающие принципы, которые должны соблюдаться им в процессе выполнения своих профессиональных функций.

Выделяют международный, национальный и внутренний кодексы профессиональной этики аудиторов.

Международный кодекс профессиональной этики принят МФБ. В нем содержатся нормы как в целом для всех профессиональных бухгалтеров, так и отдельно для независимых профессиональных бухгалтеров (аудиторов).

Кодекс этики аудиторов России в качестве национального был одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г. протоколом № 56. Он подготовлен с учетом требований законодательства РФ на основе рекомендаций Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов [53]. Этот кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности. Он состоит из предисловия и 9 разделов:

Раздел 1. Модель поведения аудитора и аудиторской организации;

Раздел 2. Заключение договора об оказании профессиональных услуг;

Раздел 3. Конфликт интересов;

Раздел 4. Второе мнение;

Раздел 5. Гонорар и другие виды вознаграждения;

Раздел 6. Реклама и предложение профессиональных услуг;

Раздел 7. Подарки и знаки внимания;

Раздел 8. Применение принципа объективности при всех видах услуг;

Раздел 9. Применение принципа независимости при заданиях по проверке достоверности информации.

В разделе 1 Кодекса приведены основные принципы профессиональной этики аудитора (честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение) и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации). Аудиторы должны применять данную модель для выявления угроз нарушения основных принципов, оценки серьезности таких угроз, а в случаях, когда угроза оценивается иначе, чем явно незначительная, - для принятия мер предосторожности с целью устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам не подвергается опасности.

В разделах 2-9 Кодекса описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях. В ней приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, приведены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.

Приведенные примеры не дают исчерпывающего перечня всех обстоятельств работы аудиторов, при которых могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов поведения, и не должны рассматриваться в качестве таковых. Следовательно, аудитору недостаточно просто следовать приведенным примерам, необходимо применять модель поведения к конкретным условиям работы.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов, который относится к внутреннему кодексу. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Аудиторские организации

Рынок аудиторских услуг в России сформировался, функционирует, растет высокими темпами и имеет значительный потенциал для дальнейшего роста. В 2008 г. объем оказанных аудиторских услуг увеличился по сравнению с 2007 г. на 20,1 % и составил 50,1 млрд. руб. На объеме оказанных в 2008 г. аудиторских услуг практически не сказалась экономическая ситуация второй половины 2008 г. и начала 2008 г. поскольку основной объем услуг аудиторские организации оказывают в первой половине года. По-мнению экспертов последствия сложной экономической ситуации окажут влияние на показатели рынка аудиторских услуг за 2009 г.

За 2010 г. динамика выручки изменилась всего лишь на 5 %. Для сравнения: в 2009 г. этот показатель составил только 2 %. На данный показатель, конечно же, оказала влияние не реформа российского аудита, а кризисные явления в экономике. Кризис повлиял на пользователей аудиторских услуг, резко сократив их финансовые возможности. Так как аудиторы опосредованы от своих клиентов, то им пришлось сокращать свои бюджеты и «гибче» формировать свою ценовую политику. Стоит отметить, что если в предыдущие годы динамика прироста выручки составляла от 20 % до 40 %, то с 2009 г. рост практически прекратился. В докризисные годы рост обуславливался как развитием самой профессии, так и ростом российской экономики и рядом других факторов. Соответственно, введение саморегулирования также не оказало существенного влияния на темпы развития аудиторского рынка. При этом все эксперты сходятся во мнении, что о стагнации говорить еще рано, у аудиторского рынка есть очень серьезный потенциал, но идет существенная перестройка основ профессии.

В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 48 % всего объема оказанных аудиторских услуг. В 2008 г. количество аудиторских организаций, которые оказали услуги в объеме более 1500 млн. руб., увеличилось на 25 % по сравнению с 2007 г., в объеме 9 – 70 млн. руб. – на 21 %, в объеме 3 -9 млн. руб. на 18 %. Вместе с тем количество аудиторских организаций, которые оказали услуг в объеме менее 1,5 млн. руб. сократилось на 13 % по сравнению с 2007 г.

По данным Минфина РФ, численность клиентов аудитор­ских организаций, бухгалтерская отчетность которых подверглась обязательному и инициативному аудиту в 2008 г., составила 93027 и возросла по сравнению с 2007 г. на 8156 или 9,6 %.

Российский рынок услуг в высокой степени сконцентриро­ван в Москве. Здесь работает более 40% всего аудиторского пер­сонала (более трети аудиторских организаций), на долю которых приходится 75 % всех доходов аудиторских организаций.

Приведенные Минфином РФ данные о структуре рынка по размеру аудиторских организаций за 2008 г. свидетельствуют о том, что на долю так называемых компаний «большой четверки» — Priccwaterhouse Coopers (Прайсвотерхаус Куперс), Deloitte & Touche (Делойт энд Туш), Ernst &Vounq (Эрнст энд Янг) и KPMG (Кей-Пи-Эм-Джи) — прихо­дилось 34 % общего объема оказанных услуг, из которых 31 % объема составили услуги по проведению аудита.

Возросла роль крупных, средних и небольших российских аудиторских компаний. На долю средних и небольших россий­ских аудиторских организаций приходится 41 % общего объема оказанных услуг, 46,7 % объема услуг по проведению аудита.

Заниматься аудитор­ской деятельностью имеют право:

физические лица — аудиторы;

юридические лица — аудиторские организации (фирмы).

Аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству аудиторов(рис. 4.3).

Рис. 4.3. Требования к членству аудиторов

Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подает заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы (рис.4.4):

Рис. 4.4. Документы, подающие аудиторами для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов

Аудиторской организацией признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Требования предъявляемые к аудиторской организации

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Требования к членству аудиторских организаций

Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов аудиторская организация подает следующие документы (рис.4.7):

Рис. 4.7. Документы, подающие аудиторская организация для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов

В саморегулируемую организацию аудиторов представляются оригиналы документов или их надлежащим образом заверенные копии.

Саморегулируемая организация аудиторов в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем представления указанных документов, принимает решение о приеме либо об отказе в приеме в члены данной саморегулируемой организации аудиторов.

Решение о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов вступает в силу со дня уплаты взносов в компенсационный фонд, а также взносов, установленных саморегулируемой организацией аудиторов при приеме в ее члены.

В случае неуплаты взносов в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов, такое решение признается саморегулируемой организацией аудиторов недействительным.

Физическое лицо, в отношении которого решение о принятии в члены саморегулируемой организации аудиторов признано недействительным, вправе снова подать документы для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов при условии, что со дня выдачи ему квалификационного аттестата аудитора либо со дня завершения прохождения им обучения по программам повышения квалификации не прошло одного года.

Основанием для принятия решения об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов является (рис.4.8):

Рис. 4.8. Основания для отказа в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов

Решение саморегулируемой организации аудиторов об отказе в приеме в ее члены должно быть сообщено в письменной форме не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия данного решения и может быть оспорено в судебном порядке.

В отношении своих членов саморегулируемая организация аудиторов может применить меры дисциплинарного воздействия.

Основанием для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов является (рис. 4.9):

Рис. 4.9 Основания для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов

Саморегулируемая организация аудиторов уведомляет в письменной форме:

1) лицо, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;

2) аудиторскую организацию, работником которой является аудитор, членство которого прекращено;

3) иные саморегулируемые организации аудиторов, за исключением случая прекращения членства по заявлению аудиторской организации, аудитора.

Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

В Германии и Франции аудиторской фирмой может называться только фирма, 75% уставного капитала которой принадлежит лицам, имеющим право заниматься аудитом. За неправомерное использование названия «аудиторская фирма» в Германии определена уголовная ответственность.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности.

Аудиторские фирмы можно классифицировать:

· по характеру деятельности;

· по объему оказываемых услуг.

По характеру деятельности аудиторские фирмы подразделяются на:

· универсальные;

· специализированные.

Универсальные аудиторские фирмызанимаются самыми разнооб­разными видами работ.

Специализированные аудиторские фирмывыполняют более узкий круг работ и специализируются на определенных видах деятельно­сти (например, аудиторские проверки, обучение и др.).

По объему оказываемых услуг аудитор­ские фирмы подразделяются на большие, средние и малые (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Классификация аудиторских фирм по объему оказываемых услуг

Вид аудиторской фирмы Численность, чел. Объем выручки от реализации в год (МРОТ)
Малая До 10 до 5000
Средняя 10 - 50 5000 - 50000
Крупная 50 и более 50000 и более

Универ­сальные аудиторские организации чаще всего бывают крупными и средними.

Новый механизм регулирования привел к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее.

Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в России в 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, составило только 4,9 тыс. компаний, согласно данным реестра Минфина на 25 мая 2010 года. Число аудиторов, вступивших в СРО, к тому же моменту сократилось до 23,4 тыс. человек в отличие от 38,8 тыс. аттестованных индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельность в 2009 году. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше, чем на треть.

Наши рекомендации