Аудит и государственная проверка в системе финансово-хозяйственного контроля РБ
Проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.
Аудит − это независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц с целью выражения мнения о достоверности отчетности и соответствия совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Гос.проверка осуществляется на основании указа«О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и определения единого порядка ее проведения проверки вправе проводить только государственные органы и иные организации, включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов.
Аудит и проверки проводятся с целью получения достоверных сведений и результатов ведения хоз.деятельности (оценки его финансового состояния и др.), реализация гос.политики регулирования экономики страны и др.
Необходимость государственного регулирования хозяйственной деятельности определяется: обеспечением государственных нужд; приоритетами государственного и социального развития; формированием республиканского и местных бюджетов; охраной окружающей среды; обеспечением занятости населения; обеспечением безопасности и обороноспособности страны; реализацией свободы предпринимательства; соблюдением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности.
Согласно данному Указу, под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действия (бездействия) их должностных лиц и иных работников. Поскольку в Указе отмечается, что проверки вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзорной) деятельности проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, то такого рода проверки можно назвать государственными в отличие от, например, аудиторских или внутренних проверок.
Содержание и классификация государственных проверок в РБ
Проверка- совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действия (бездействия) их должностных лиц и иных работников. Поскольку в Указе отмечается, что проверки вправе проводить только государственные органы, то такого рода проверки можно назвать государственными в отличие от, например, аудиторских или внутренних проверок.
В зависимости от включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки можно подразделить на следующие виды:
· плановая – проверка, включенная в координационные план контрольной (надзорной) деятельности;
· внеплановая – проверка, не включенная в координационные план контрольной (надзорной) деятельности.
Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании сводных планов проверок, представленных государственными органами.
К внеплановым проверкам также относятся следующие виды проверок:
· встречная проверка;
· контрольная проверка;
· дополнительная;
· внеплановая тематическая оперативная проверка.
В зависимости от ведомственной подчиненности выделяют следующие виды проверок:
· ведомственные проверки – проверки, осуществляемые органами и организациями (их структурными подразделениями), организаций, входящих в их состав (систему);
· вневедомственные проверки.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Результаты проверки, в ходе которых не выявлены нарушения законодательства, оформляются справкой проверки.