Методические приемы финансово-хозяйственного контроля

Тема: Сущность, роль и функции и контроля в управлении экономикой.

Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.

Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля.

1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.

В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.

В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля.

Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.

Различают 2 основных объекта контроля:

1. Хозяйственные средства (имущество предприятия). Основной целью контрольных действий здесь является их сохранность и рациональное использование.

2. Хозяйственные операции. Целью является законность и эффективность их осуществления.

Субъект контроля (контролирующий орган, функциональное звено в организации) зависит от существенной системы его функционирования. Субъектов достаточно много и они существуют на разных уровнях системы хозяйствования. К их числу можно отнести и Счетную палату РФ, и Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, и службу внутреннего аудита на предприятии.

Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:

1) Он служит универсальным средством в получении информации по каналу обратной связи. Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования.

2) Субъект контрольной деятельности на основе собранной информации определят способ устранения недостатков и в результате появляется возможность принятия решения для нормального функционирования подконтрольного объекта.

Т.О. контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Это общее определение контроля, которое относится к любому его виду.

Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях называют экономическим контролем.

Здесь конкретизируются субъекты и объекты. Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием предприятия в соответствии с законодательным регулированием.

Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Это система органов, обеспечивающих соблюдение законодательства в процессе формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звенья экономики.

Схематично совокупность рассмотренных понятий может быть представлена так:

  Контроль
  Экономический контроль
Финансовый контроль

В соответствии с этим определяется цели и задачи контроля.

Цели Задачи
Контроль
Сохранность активов, законность и эффективность хозяйственных операций 1. Сбор информации об объекте 2. Выявление расхождений 3. Принятие мер для нормального функционирования подконтрольного объекта
Экономический контроль
Регулирование хозяйственных процессов в соответствии с законодательством Систематическое наблюдение за хозяйственной деятельностью
Финансовый контроль
Законное и рациональное использование финансовых ресурсов Предупреждение и выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности

2. Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.

Финансово-хозяйственный контроль подразделяется по следующим классификационным признакам:

1. По времени выполнения:

- предварительный;

- оперативный;

- последующий.

Предварительный контроль проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции. Например: при выдачи кредита контролируется финансовое состояние предприятия как гарантия возврата кредита.

Оперативный контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка правильности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.

2. По информационному обеспечению:

- документальный;

- фактический

Документальный означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение.

Фактический контроль состоит в определении наличия и физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета и т.д.

3. По форме осуществления:

- превентивные

Они организуются на стадии предварительного контроля. Например, подпись гл. бухгалтера на денежный документ;

- текущие контрольные проверки. Они связаны с контролем конкретной операции. Они проводятся контрольными органами по вопросам входящим всех компетенций. Например, учреждения банков проверяют соблюдение кассовой дисциплины.

- тематические – это контроль однородных хозяйственных операций. Эта форма имеет сходства с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу вопросов. При текущем контроле применяются в основном методы фактического контроля, а при тематическом документальные.

3. Методические приемы финансово-хозяйственного контроля

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля можно определить в следующие группы:

1) Документальные;

2) Расчётно-аналитические;

3) Органолептические;

4) Обобщение и реализация результатов контроля.

Документальные приемы состоят из:

- исследования документов;

- камеральные проверки

Исследование документов – это способ документального контроля, изучение достоверности, целесообразности и эффективности хозяйственных операций по содержанию одного, либо нескольких элементов.

Камеральные проверки – это прием документального контроля качества документа, полноты заполнения реквизитов, подведения итогов.

Расчетно-аналитические методы включают:

- экономический анализ;

- статистические расчёты;

- ЭММ.

Экономический анализ в системе финансово-хозяйственного контроля используется для раскрытия причинных связей, обусловивших результаты явлений и процессов.

Статистические расчёты – это приемы получения таких величин и количественных характеристик, которые не содержаться непосредственно в экономической информации. Применяются они при возникновении потребности воспроизвести реальные отношения или при уточнении приблизительных величин.

ЭММ применяется в контроле определения влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования. Например, факторный анализ причин отклонения величины себестоимости продукции.

Органолептические методы осуществляются с помощью следующих приемов:

- инвентаризация;

- контрольный замер работ;

- выборочное и сплошное наблюдение;

- технологический контроль;

- экспертиза;

- служебное расследование;

- эксперимент.

Инвентаризация – это проверка объектов контроля в натуре, т.е. путем осмотра, пересчёта, взвешивания и т.д.

Контрольный замер работ применятся, в основном, при проверке объемов СМР.

Выборочное наблюдение – прием статистического исследования качественных характеристик объекта контроля. Оно применяется, если сплошной контроль технически невозможен. Сплошное наблюдение необходимо при проведении хронометражных наблюдений, фиксации использования рабочего времени и т.д.

Технологический контроль – контроль качества продукции, исходного сырья и т.д.

Экспертиза – осуществление экспертных оценок. Они могут быть технологическими, судебными, бухгалтерскими, криминалистическими, применяемыми для исследования специальных вопросов.

Служебное расследование – совокупность приемов проверки, направленных на оценку соблюдения должностными лицами и другими сотрудниками нормативно-правовых актов и должностных инструкций.

Эксперимент – это научно поставленный опыт в соответствии с целью контроля за проверкой результатов проверяемых процессов.

Обобщение и реализация результатов контроля - это объединение результатов контроля и разработанных мер по устранению недостатков, а также предупреждению их появления в будущем. Включает в себя:

- группировку недостатков;

-документирование результатов промежуточного контроля;

- аналитическую группировку;

- следственно-юридическое обоснование;

- принятие решений по результатам контроля.

- ревизию и контроль устранения выявленных замечаний.

Группировка недостатков – это систематизация и обобщение нарушений нормативно-правовых актов по экономической однородности, времени совершения и значимости.

Документирование результатов промежуточного контроля – способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях ревизии. Например, акт инвентаризации кассы.

Аналитическая группировка - прием группировки информации по однородности признаков, например, контролируемых объектов или видов выявленных недостатков.

Следственно-юридическое обоснование – это способ получения доказательств в части нарушения законодательства, определение размера причиненного ущерба и ответственности за него конкретных лиц. При этом изымаются в установленном порядке первичные документы содержание доказательства нарушения и определения виновных лиц. Сюда же относится опрос и получение письменных объяснений с должностных лиц.

Принятие решений по результатам – это прием воздействия субъекта на объект контроля, обеспечивающий функционирование его в заданных параметрах. Применяется в виде разработке и издание приказа, распоряжения или служебного письма по результатам ревизии.

Реализация принятых решений заключается в установлении фактического состояния объекта контроля после реализации принятых решений по результатам ревизии (возмещение причиненного ущерба)

Наши рекомендации