Вопрос 13. Бюджет как правовая и экономическая категория

Бюджет рассматривается с трех точек зрения:

С материальной точки зрения бюджет – это централизованный денфонд гос или адм-терр образования для осуществления задач и функций соответствующих органов гос власти и МСУ.

С экономической точки зрения Б – совок-ть экономических денотн-й, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих гос и мун задач и выполнения функций соответствующих органов власти и управления.

Сущность Б как эк категории реализуется в сл функциях: распределительная. Контрольная (отображает все происходящие в гос-ве соц-эк процессы); стимулирующая.

С правовой точки зрения Б – это осн закон, который разрабатывается и принимается в опр уст порядке. Ст. 11 БК «Правовая форма бюджета» закрепляет, что фед бюджет и бюдж субъектов разрабатывается и утверждается в форме закона, а бюджет МО в ф-ме ПА представит органов МО.

Ст. 6 БК: Б – форма образования и расходования ден ср-в, предназначенных для фин обеспечения задач и функций гос-ва и МСУ.

Бюджет – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда публично-правового образования, утверждаемый соответствующими представительными органами гос власти МО в ф-ме з-на для осуществления расходных обязательств РФ, суб-в РФ и МО.

Виды Б:

• Исходя из структуры бюджсис-мы: 1) Фед; 2) Субъектов; 3) МО.

• В зависимости от соотн-я дох и расх частей: дефицитный, профицитный, сбалансированный;

• Консолидированный (см. ниже);

• Государственный и местный;

• В зависимости от срока действия: годовые, многолетние (у нас «скользящий» 3-хлетний);

• Бюджет Союзного гос-ва (1999г. РФ и Белоруссия);

• Чрезвычайный Б;

• Бюджет развития.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов гос внебюдж фондов) без учета межбюдж трансфертов м/у этими бюджетами.

Консолидированный Б РФ составляет фед бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюдж трансфертов м/у этими бюджетами). КБ не является правовым актом, его данные используются для расчета и анализа.

Виды консолидированного бюджета: 1) консолидированный бюджет РФ; 2) консолидированный бюджет субъекта РФ.

Вопрос 15. Бюджетное право. Предмет и метод правового регулирования

Бюджетное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фед/рег/местного бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Статья 2 БК РФ. Отношения, регулируемые БК РФ:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В предмете бюджетного права можно выделить следующие группы общественных отношений, которые закрепляют и регулируют:

1. бюджетное устройство РФ: виды бюджетов, входящих в бюджетную систему, принципы ее построения

2. состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, а также порядок их распределения между бюджетами

Бюджетные полномочия компетентных органов

Бюджетный процесс

5. ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Для бюджетного права характерен императивный метод правового регулирования: то есть нормы обязывают субъектов к совершению или не совершению определенных юридически значимых действий. Кроме того, несмотря на императивный метод правового регулирования, нормы бюджетного права дают субъектам определенный выбор поведения, допустим в рамках согласительных процедур, когда проект бюджета не принят законодательным органом.

Наши рекомендации