Понятие аналитического показателя, виды показателей

Аналитические показатели представляют собой понятия, в которых находят отражение объем и уровень экономической эффективности процессов, как всей деятельности предприятия, так и отдельных ее сторон, видов.

Первый признак - по назначению или по цели применения.

Все ана­литические показатели систематизируются следующим образом:

показатели затрат. Здесь объединяются показатели, которые отражают текущие затраты ресурсов на производство и реализацию продукции, например, себестоимость реализованной продукции, расходы на опла­ту труда и т.п.

показатели ресурсов. Это показатели, отражающие объем авансиро­ванных и примененных ресурсов в производстве в натуральном и стоимостном выражении, например, стоимость основных производст­венных фондов.

показатели результата. В аналитических целях выделяют показатели производственного результата (выручка от реализации продукции, то­варный выпуск продукции, валовая продукция, нормативная стои­мость обработки, вновь созданная стоимость или чистая продукция, условно-чистая продукция и т.п.) И показатели финансового результа­та (бухгалтерская прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль, мар­жинальный доход и т.п.).

показатели эффективности. Это всегда результат сочетания третьей группы (результата) с первой (показателями затрат) и второй (показа­телями ресурсов).

Второй признак - по способу выражения или по форме выражения. Все аналитические показатели подразделяются на абсолютные и относи­тельные.

Абсолютные показатели выражают определенную абсолютную со­вокупность хозяйственных процессов, Т.е. одновременно выражают их объем, структуру и качественные особенности.В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показате­ли могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стои­мостными. От порядка или способа исчисления абсолютные показатели подразделяются на интервальные, моментные и средне хронологические.

Интервальные показатели характеризуют величину процесса за оп­ределенный период времени, например, выручка от реализации продук­ции, прибыль от продаж, чистая прибыль и т.п.

Моментные показатели характеризуют величину хозяйственных ре­сурсов на определенную дату, например, все показатели бухгалтерского баланса - моментные показатели.

Средне хронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, плана рабочих предприятия.

Относительные показатели рассчитываются как частное от деления двух взаимосвязанных разных абсолютных показателей. В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удельными или структурными показателями.

Коэффициенты - частное от деления двух абсолютных показателей в одинаковом измерении, например, фондоотдача, материалоотдача, рентабельность капитала и т.п.

Удельные - частное от деления двух абсолютных показателей в разных единицах измерения, например, выработка одного работающего или работающего.

Структурные показатели - в числителе часть, в знаменателе общее, например, все структурные финансово-оперативные показатели.

Третий признак - по содержанию. Все аналитические показатели подразделяются на количественные и качественные показатели. Количественные показатели характеризуют объем процесса или ресурса, качественные - отражают особенности хозяйственного процесса, его качество, уровень эффективности.

Четвертый признак - по характеру использования в факторном анализе. Аналитические показатели могут быть либо характеристиками ре­зультатов хозяйственного процесса, либо характеристиками факторов, воздействующих на результат.

Пятый признак - по полноте охвата или учета исследуемого процесса, или объекта. Аналитические показатели могут быть либо обобщающи­ми, то есть касаться всей совокупности деятельности предприятия, либо част­ными.

Шестой признак - по широте использования, когда все показатели делятся на общие, применяемые для анализа любой сферы деятельности или любой отрасли, и специфические, характерные для определенной сферы деятельности или отрасли

Седьмой признак - по порядку планирования. Это могут быть либо директивные, либо расчетные показатели. Директивные показатели - пока­затели, директивно устанавливаемые государством или регулируемые государством: нормы, нормативы, ставки, тарифы, коэффициенты пересчета, цены на государственный заказ и т.п. Расчетные - показатели, рассчитываемые самим предприятием

Наши рекомендации