Общая характеристика доходов бюджета
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов включают:
- налоговые и неналоговые виды доходов;
- безвозмездные поступления.
К налоговым доходамотносятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
В состав неналоговых доходоввключаются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
К безвозмездным поступлениям относятся безвозмездные поступления от нерезидентов, других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных), негосударственных и наднациональных организаций.
Помимо деления доходов на налоговые и неналоговые, в отдельную группу выделяют нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
- вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.
15.2. Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
- налогов на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, водного налога, единого социального налога;
- акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, легковые автомобили и мотоциклы;
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий;
- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- таможенных пошлин и таможенных сборов;
- платы за использование лесов, водными объектами, негативное воздействие на окружающую среду;
- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами.
Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают в свой состав:
- налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный в полном объеме;
- налоги на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, единого сельскохозяйственного налога в части установленной Бюджетным кодексом РФ (100 процентов от части, подлежащей перечислению в региональный бюджет и 70 процентов соответственно);
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, животного мира (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
- за государственную регистрацию общественных объединений и региональных отделений политических партий, средств массовой информации;
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет:
- доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду, за использование лесов, за пользование водными объектами;
- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.
Состав налоговых доходов местных бюджетов устанавливается Бюджетным кодексом РФ для бюджетов поселений (ст. 61 БК РФ), бюджетов муниципальных районов (ст. 61.1 БК РФ), бюджетов городских округов ст. 61.2 БК РФ). Бюджеты муниципальных образований, в целом, включают в свой состав:
- налоговые доходы от местных налогов (земельного налога и налога на имущество
физических лиц);
- налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение нотариальных действий).
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Общие положения о расходах бюджетов
Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле - это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.
А. Вагнер был первым среди экономистов, кто предложил теорию, объясняющую рост государственного сектора и государственных расходов в экономике. Его закон постулирует положительную зависимость доли госрасходов от общего экономического роста. А. Вагнер считал, что по мере трансформации традиционного общества в общество индустриального типа происходит значительный сдвиг от производства в домашнем хозяйстве к производству в государственном секторе. Многие блага и услуги, традиционно производившиеся на уровне домохозяйства, - образование, медицинская помощь, уход за детьми, престарелыми и инвалидами, - теперь обеспечиваются государством. Рост государственного сектора объясняется с позиций роста спроса на общественные блага.
А. Пикок и Дж. Вайзман выдвинули теорию эффекта замещения. Они первыми провели анализ динамики госрасходов во времени и обнаружили интересную закономерность. В кризисные для общества годы (в частности, в годы войны) государственные расходы, как и следовало ожидать, повышаются, но по окончании кризиса остаются, по крайней мере, на том же уровне. А. Пикок и Дж. Вайзман объясняют это явление с позиций политической теории государственных расходов. С одной стороны, действует правительство, которое всегда стремится потратить больше, а с другой - избиратели, которые в массе своей не любят платить налоги. Правительство вынуждено до некоторой степени считаться с мнением избирателей, если хочет «оставаться на своем месте». Поэтому оно не должно устанавливать налоги выше некоторого уровня, который готово принять общество. Это в конечном счете и есть ограничитель государственных расходов. В годы войны, голода или других катаклизмов требуются более значительные государственные расходы, чем в мирное время. Однако в этом случае, как показывает практика, избиратели готовы принять болee высокие ставки налогообложения («затянуть пояса»). В результате на время кризиса государственные расходы заметно возрастают, замещая частные расходы, которые, наоборот, сокращаются. В структуре госрасходов также происходят изменения: военные расходы частично замещают гражданские, так что общий рост госрасходов оказывается ниже, чем рост собственно военных расходов. Это явление А. Пикок и Дж. Вайзман и назвали эффектом замещения.
Многие экономисты объясняют рост расходов перераспределительной политикой. Они утверждают, что рост государственных расходов происходит в значительной мере за счет увеличения объемов трансфертных выплат. Собственно, сам размер государственного сектора, если элиминировать фактор растущих цен, остается примерно одинаковым из года в год, а весь прирост государственных расходов приходится именно на трансферты (выплаты по социальному страхованию и социальной помощи). Расходы на трансфертные выплаты означают просто передачу денежных средств от одних групп населения другим, и в данном процессе государство выступает как организатор-посредник, но не производитель. Например, динамика социальных государственных расходов по отношению к ВВП практически во всех странах ЕС имеет тенденцию к повышению.
Идея о влиянии групп интересов на бюджетную политику государства была высказана в работах Дж. Бьюкенена и Дж. Таллока. Сильная группа интересов способна лоббировать определенные решения правительства, которые принесут ей значительную выгоду. Так как расплачивается за это решение все общество (посредством налогов), то для самой группы удовлетворение ее специфических потребностей оказывается почти бесплатным, она получает выгоду, а платят другие. Здесь имеет место хорошо известный эффект «безбилетного пассажира».
Следующей теорией, объясняющей рост госрасходов, является теория фискальной иллюзии. Еслиналогоплательщики не ощущают на себе последствий растущих расходов государства, правительству легче финансировать все новые и новые программы. Еще Джон Стюарт Милль пришел к выводу, что косвенные налоги в этом смысле предпочтительнее прямых. И действительно, во всех странах мира в последние десятилетия наблюдается тенденция роста именно косвенных налогов: акцизов, налога с продаж, НДС, импортных пошлин и т.п. Социальные отчисления, которые обязан делать работодатель, также не воспринимаются работниками как прямой налог, хотя фактически тяжесть его частично несут и они сами. В результате избиратели (налогоплательщики) неправильно оценивают предоставляемые им общественные блага. Субъективно воспринимаемая цена оказывается ниже реальной, а значит, потребление искажается и спрос на предоставляемые государством блага будет выше, чем в условиях полной информации. Дополнительным фактором становится представление избирателя о том, что его реальный доход возрастает в результате получения бесплатных общественных благ. Другой способ замаскировать рост госрасходов - бюджетный дефицит. Рост государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, фактически означает, что расплачиваться за сегодняшние программы госрасходов должны будущие поколения налогоплательщиков. Фискальная иллюзия, таким образом, позволяет правительству относительно легко находить источники финансирования растущего общественного сектора.
15.4. Расходные обязательства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Инструментом учета расходных обязательств являются реестры расходных обязательств, которые в соответствии с бюджетным законодательством обязаны вести органы государственной власти и местного самоуправления. Реестр расходных обязательств - используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств, с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения, включенных в реестр обязательств. Бюджетные ассигнования представляют собой предельные объёмы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств. Основными бюджетными ассигнованиями являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и на социальное обеспечение населения.
Расходование средств федерального бюджета происходит по следующим направлениям.
1. Финансирование общегосударственных расходов. Общегосударственные вопросыпредставляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государ ственного и муниципального управления. Перечень таких функций, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, представлен в разделе I функциональной классификации расходов. В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; функционирование судебной системы; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы. Финансирование ряда перечисленных видов деятельности осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с разграничением расходных обязательств между уровнями власти. Однако основная доля расходов консолидированного бюджета РФ на финансирование общегосударственных вопросов приходится на федеральный бюджет.
2. Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства. Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зависит от экономических возможностей страны, международной и внутренней политической обстановки, необходимости технического переоснащения, численности и обеспечения надлежащего уровня жизни личного состава Вооруженных сил.
3. Расходы на национальную экономику. В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Воспроизводство минерально-сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реальном поступлении значительных доходов от топливно-сырьевого комплекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают научный задел для будущих поколений.
4. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов РФ. В ближайшие годы целевые бюджетные дотации ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг гражданами в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
5. Расходы бюджета на образование. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается предоставление: дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ); начального профессионального и среднего профессионального образования, обеспечивающего подготовку рабочих кадров и специалистов для нужд региональных рынков труда; социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. К полномочиям органов местного самоуправления отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, общего образования (в части расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), организации отдыха детей в каникулярное время.
6. Расходы бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации.
7. Расходы бюджета на здравоохранение. Конкретные обязательства со стороны государства формулируются в ежегодно утверждаемых Правительством РФ Программах государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью (ПГГ).В них фиксируется стандартный набор лечебных и профилактических услуг, который в совокупности представляет собой объем бесплатной медицинской помощи, являющейся одним из элементов социального стандарта в области здравоохранения, финансируемых за счет как бюджета, так и средств обязательного медицинского страхования (ОМС).
8. Расходы бюджета на спорт и физическую культуру. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
9. Финансовое обеспечение расходов на реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышение уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация РФ - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления, исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает:
- по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп;
- по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме по 95 подразделам;
- по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно 6 и 4 подгруппы;
- по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какие налоги и сборы признаются законодательством федеральными?
2. Дайте характеристику региональных доходов.
3. Назовите основные формы расходов бюджетов.
4. Обоснуйте и проиллюстрируйте закрепление расходов за различными бюджетными уровнями.
Список дополнительной литературы:
1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – 576 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
3. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. – М.:КНОРУС, 2007. – 560 с.
4. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 715 с.
5. Финансы: Учеб. для экон. спец. вузов / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и фин-ов (СПбГУЭФ); Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.
6. Финансы: Учебник / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.