Направления государственной финансовой политики
Государственная и муниципальная финансовая политика имеет сложную классификационную структуру. С учетом различных специальных критериев (признаков) различают:
1. по уровню управления: федеральную, региональную и местную финансовую политику;
2. по признаку целевой направленности: стимулирующую и сдерживающую финансовую политику;
3. по отношению к сегментам финансового рынка: валютную, денежно-кредитную и страховую политику.
Государственная (муниципальная) финансовая политика имеет решающее значение для экономики страны, так как охватывает не только ее макроуровень, но и отдельные отрасли, микроэкономику и социальную сферу. В ее составе выделяется федеральная (общегосударственная) финансовая политика. Она определяет концепцию и направление использования финансов в целях финансового обеспечения социально-экономической стратегии и тактики развития страны, сфер экономики, отраслей и территорий, реструктуризации экономики, ускоренного развития отдельных ее сегментов, рыночной и социальной инфраструктуры и т.д. Общегосударственная финансовая политика (ее концепция, стратегия и тактика) разрабатывается Минфином России с учетом концепции, стратегии и тактики экономической политики государства, а также бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ. Федеральная финансовая политика является базой при формировании региональной и местной финансовой политики, хотя это не исключает специфики и относительной самостоятельности последних.
Региональная и местная финансовая политика строится с учетом особенностей экономики, финансов и социальной сферы субъектов Федерации и муниципальных образований, установленных законодательством доходных и расходных полномочий названных уровней власти. Цели и задачи региональной и муниципальной финансовой политики адаптированы к специфике конкретного субъекта РФ, должны конкретизировать цели и задачи федеральной политики на территориальном уровне, что обеспечивает синхронность и территориальную преемственность государственной финансовой политики, а значит, и ее эффективность в целом.
Стимулирующую государственную финансовую политику обычно осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В этом случае государство разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирование деловой активности. В их число входят проведение политики низких налогов, налоговое и таможенное льготирование, увеличение государственных расходов на развитие отраслей экономики, определяющих экономический рост в стране и т.д. Однако в современной экономике данный тип финансовой политики необязательно должен быть жестко привязан к неблагоприятным стадиям экономического цикла. Государство может принять концепцию и проводить политику долговременного ускоренного экономического роста и соответствующую ей финансовую политику.
Сдерживающая государственная финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда возникает опасность кризиса перепроизводства в силу чрезмерного повышения деловой активности, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике. Сдерживание осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения налогов, отмены налоговых и иных преференций в целом либо в отдельных секторах экономики и других финансовых мер. В современном мире данный тип финансовой политики встречается крайне редко, особенно в странах с развитой рыночной экономикой.
Валютная политика является составной частью финансовой политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики - валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Основными методами и инструментами денежно-кредитной политики являются: процентные ставки по операциям Центрального банка; нормативы обязательных резервов; операции Центрального банка на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.
Страховая политика – совокупность мероприятий органов государственной власти по регулированию страхового рынка.
С развитием государства изменяется тип финансовой политики.Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три основных ее типа: классическая; регулирующая; планово-директивная.
До конца 20-х гг. XX в. основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Налогообложение строилось главным образом на прямых и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
В конце 20-х гг. XX в., когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств, особенно остро возник вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В этот период в развитых странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Вследствие формирования дополнительного спроса государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Вместо единого органа управления финансами возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В 70-х гг. XX в. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.