Глава 1. Основы теории и управления финансами
Алмосов Александр Павлович
Учебное пособие
«Финансы»
Волгоград, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Основы теории и управления финансами
Тема 1. Сущность и функции финансов
1.1. Социально-экономическая сущность финансов и финансовых отношений
1.2. Функции финансов
1.3. Финансовая система Российской Федерации
Тема 2. Управление централизованными и децентрализованными финансами
2.1. Понятие, объекты и субъекты управления централизованными финансами
2.2. Структура управления централизованными финансами в Российской Федерации
2.3. Управление централизованными финансами в ведущих зарубежных странах
2.4. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием
Тема 3. Финансовая политика
3.1. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования
3.2. Направления государственной финансовой политики
3.3. Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики
Тема 4. Основные направления государственного регулирования социально-экономических процессов в стране
4.1. Понятие и субъекты государственного регулирования социально-экономических процессов в стране
4.2. Формы и методы государственного финансового регулирования
4.3. Основные объекты государственного финансового регулирования
Тема 5. Финансовое прогнозирование и планирование
5.1. Содержание и значение финансового прогнозирования
5.2. Методы расчета финансовых показателей
5.3. Содержание и задачи финансового планирования
5.4. Виды финансовых планов
5.5. Этапы и методы финансового планирования
Тема 6. Организация и проведение финансового контроля
6.1. Сущность, задачи, функции и принципы финансового контроля
6.2. Виды и методы финансового контроля
6.3. Система государственного финансового контроля
6.4. Организация негосударственного финансового контроля
Глава 2. Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств
Тема 7. Финансы коммерческих организаций
7.1. Сущность и принципы функционирования финансов коммерческих организаций
7.2. Формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций
7.3. Понятие и структура активов коммерческих организаций
7.4. Финансовые механизмы управления формированием и распределением прибыли коммерческой организации
Тема 8. Финансы организаций малого бизнеса
8.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
8.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
8.3. Государственная политика в области малого бизнеса
Тема 9. Финансы некоммерческих организаций
9.1. Характеристика некоммерческих организаций
9.2. Формирование финансовых ресурсов некоммерческих организаций
9.3. Финансовое планирование в коммерческих организациях
Тема 10. Финансы домашних хозяйств
10.1. Сущность и функции финансов домохозяйств в финансовой системе
10.2. Финансовые ресурсы домохозяйств
10.3. Доходы и расходы домохозяйств
10.4. Государственное регулирование доходов домохозяйств
10.5. Денежные сбережения и цели домохозяйств
10.6. Неоклассическая и институциональная экономические теории и поведение домохозяйств
Тема 11. Экономическая сущность и классификация страхования
11.1. Экономическая категория и природа страхования
11.2. Функции страхования
11.3. Заключение договора страхования
11.4. Отрасли и виды страхования
Тема 12. Экономические основы функционирования страховых компаний
12.1. Доходы, расходы и прибыль страховщиков
12.2. Тарифная политика страховых компаний
12.3. Образование и размещение страховых резервов
Глава 3. Государственные и муниципальные финансы
Тема 13. Государственные и муниципальные финансы и бюджетное устройство
13.1. Государственные и муниципальные финансы: понятие, сущность и роль в социально-экономическом развитии государства
13.2. Социально-экономическая сущность бюджета государства и бюджетная система РФ
13.3. Виды бюджетного устройства в зарубежных странах
Тема 14. Бюджетный процесс
14.1. Понятие бюджетного процесса и его задачи
14.2. Составление проекта бюджета
14.3. Принятие федерального бюджета
14.4. Исполнение бюджета
Глава 4. Международные финансы и финансовые отношения
Тема 17. Международные финансы: содержание и принципы организации
17.1. Понятие международных финансов
17.2. Структура международной финансовой системы
Введение
Финансовая система играет ключевую роль в социально-экономическом развитии любой страны. Происходящие в России экономические перемены требуют адекватных изменений в области финансовых отношений, которые охватывают бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и денежные отношения. Регулирующая роль финансов является неразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль дисциплины «Финансы» трудно переоценить. Данная дисциплина охватывает широкий спектр вопросов связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, образуемых в результате создания национального продукта.
Целью настоящего учебного пособия является формирование у студентов устойчивых представлений о функционировании финансовой системы государства и практических умений в применении этих знаний в своей работе.
В учебном пособии рассмотрены важнейшие темы, касающиеся системы финансовых отношений – сущность и понятие финансов, управление ими на государственном и корпоративном уровнях, организация финансового планирования и контроля, страховая деятельность и международные финансовые отношения. Особое внимание в данной работе было уделено проблемам управления государственными и муниципальными финансами, особенностям функционирования бюджетной системы, стадиям бюджетного процесса и принципам функционирования государственных внебюджетных фондов. Для закрепления пройденного теоретического материала к каждой теме предлагаются вопросы и задания к обсуждению, а также список дополнительной литературы.
Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их ключевых функциях, к которым относят распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов является главной, поскольку доминирующая характеристика финансовых отношений - их распределительный характер. Основным объектом распределения является национальный доход. Субъектами распределения выступают государство, юридические и физические лица. Распределение национального дохода с помощью финансов проходит в два этапа. На первом этапе образуются первичные (основные) доходы, которые складываются из трех компонентов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий сферы материального производства и амортизационные отчисления; косвенные налоги. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода, которое составляет суть второго этапа распределения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Такие доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Последней стадией перераспределения доходов является их реализация. Реализуемые доходы называются конечными. Конечные доходы с учетом сделанных сбережений равны сумме первичных доходов.
Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется: финансовыми подразделениями предприятий; государственными финансовыми и налоговыми органами; кредитно-финансовыми организациями.
Рисунок 1. Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации
Важнейшее направление деятельности руководящих органов аппарата управления финансами – выработка и осуществление государственной финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер инаправлений обеспечения стратегических целей развития страны.
Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов Российской Федерации. Тем не менее финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Федерации и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.
В Волгоградской области можно выделить следующие органы аппарата управления финансами:
- Губернатор Волгоградской области (глава Администрации Волгоградской области);
- Волгоградская областная дума;
- Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
На муниципальном уровне (в г. Волгограде) управление финансами осуществляется:
- Главой администрации г.Волгограда;
- Волгоградской городской Думой;
- Департаментом финансов г.Волгограда;
Финансовые органы муниципальных образований обеспечивают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее руководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержденными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначенными главами администрации муниципальных образований по согласованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием
Финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов, которое включает в себя операции по их привлечению и рациональному использованию, выработку стратегической финансовой политики, а также методы, инструменты и тактические приемы ее практической реализации.
Система целей финансового менеджмента включает в себя: текущие (тактические) и долгосрочные (стратегические) цели. В любом случае они направлены на достижение максимальных финансовых результатов деятельности, приемлемых для собственников (акционеров) предприятия, обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
К тактическим целям относятся: минимизация расходов и рисков; максимизация прибыли; обеспечение финансовой устойчивости организации.
К стратегическим целям относятся: достижение лидерства предприятия на соответствующем рынке товаров и услуг; увеличение рыночной стоимости предприятия.
Субъектами финансового менеджмента выступают, в зависимости от размера предприятия, финансовые службы (или финансовые менеджеры). Деятельность субъектов финансового менеджмента осуществляется по трем основным направлениям: 1) разработка финансовой и инвестиционной стратегии предприятия; 2) управление активами предприятий; 3) поиск источников финансовых ресурсов для текущего функционирования и долгосрочного развития (управление пассивами предприятий).
Объектами финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (собственные и заемные средства предприятий), формирующие финансовые потоки и общий денежный оборот, обеспечивающие воспроизводство конкретного предприятия в направлении, определенном его финансовой политикой.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Каковы цели управления финансами?
2. Чем обусловлено участие различных органов исполнительной власти в управлении финансами?
3. Какие государственные институты участвуют в управлении финансами?
4. Какие цели финансового менеджмента вы можете назвать?
5. Чем отличаются стратегические цели финансового менеджмента от тактических?
Список дополнительной литературы:
1. Барулин С.В. Финансы: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. – Т.1. – 3-е изд. – Киев: Эльга: Ника-Центра, 2006. – 621 с.
3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.
4. Финансы: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.
5. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.
Тема 3. Финансовая политика
Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования
Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.
Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.
Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).
Концепция финансовой политики – это совокупность основополагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.
По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение.
Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов.
Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. Основы финансового контроля и контрольной деятельности подробнее рассмотрены далее.
По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики, которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта.
Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).
Содержание и значение финансового прогнозирования
Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.
Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.
Задачами финансового прогнозирования являются:
1. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период;
2. обоснование направлений использования финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
3. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.
Рисунок 2. Система органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Контрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области страхового дела.
Важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.
Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
Рисунок 3. Сравнительная оценка свойств облигаций с точки зрения корпорации-эмитента
3. Вексель представляет собой составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство одной стороны безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, другой стороне – владельцу векселя при наступлении срока выполнения обязательства или по его требованию. Согласно отечественному законодательству в отличие от облигаций вексель не является эмиссионной ценной бумагой, соответственно, не подлежит государственной регистрации и не требует лицензии на проведение операций с ним. Это значительно упрощает использование векселей.
4. Факторинг - это приобретение банком, или фактор-компанией, денежных требований продавца (поставщика, экспортера) к покупателю (импортеру) с выплатой продавцу суммы долга немедленно либо в соответствии с его погашением покупателем. За выполнение этих операций банк (фактор-компания) берет определенные комиссионные. Обычно основная сумма долга выплачивается сразу, а меньшая часть - после погашения векселя покупателем. В результате такой сделки организации, которые работают по вексельным схемам расчетов и в обмен за поставленные партии товаров получают оплату векселями, могут обналичить обязательства своих контрагентов ранее намеченного срока и, тем самым, избежать проблем с оплатой собственных обязательств.
5. Лизинг – трехстороння сделка, в соответствии с которой одна сторона (лизингодатель) по поручению другой стороны (лизингополучателя) обязуется приобрести оборудование у третьей стороны (продавца) и передать его лизингополучателю. Преимущества лизинга для организации определяются сразу несколькими факторами: возможностью приобретения необходимого имущества, а, следовательно, обновления производства, полностью в рассрочку за счет привлеченных средств; отсутствием негативного влияния лизинговой сделки на показатели финансовой устойчивости предприятия, поскольку лизинговое оборудование учитывается на забалансовых счетах; возможностью по окончании лизингового договора приобрести оборудование в собственность или заключить новый договор лизинга на более современное оборудование.
Таблица 1. - Классификация прибыли предприятия
Признаки классификации прибыли предприятия | Виды прибыли по соответствующим признакам классификации |
1. Основные виды хозяйственных операций предприятия | Прибыль от обычных видов деятельности Прибыль от прочих операций |
2. Состав формирующих элементов | Маржинальная прибыль Валовая прибыль Чистая прибыль |
3.Характер использования | Капитализируемая прибыль Потребленная прибыль |
4. Степень использования | Нераспределенная прибыль Распределенная прибыль |
Финансовый результат формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. При расчете прибыли ключевыми ее элементами являются доходы и расходы организации.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности; б) прочие доходы.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы.
При расчете прибыли в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название брутто-прибыли от реализации продукции. Брутто-прибыль рассчитывается как разность строки 010 и строки 020 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
В процессе своей деятельности организация несет операционные и внереализационные доходы и расходы, объединенные в настоящее время понятием прочие доходы и расходы. Сюда включаются проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях. Сальдо прочих доходов и расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.
После уплаты налога на прибыль у организации остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 формы № 2 финансовой отчетности.
Важным элементом управления прибылью является проведение анализа безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ) - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет (1) оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции, (2) установить запас «прочности» п