Тема 3. Денежный оборот предприятия.
3.1 Понятие и принципы организации денежного оборота предприятия.
Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
Платежи по товарным операциям – операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами.
Расчеты по нетоварным операциям – связанные лишь с движением денежных средств: расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.
В сфере обращения происходит непрерывное движение денег в качестве средства обращения и средства платежа. При этом формула обмена выглядит следующим образом: Д – Т – Д1
Денежное обращение подразделяется на две сферы:
· наличную;
· безналичную.
Налично-денежное обращение – это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В РФ в наличном обороте используются банкноты (билеты) Центрального Банка РФ. Они выпускаются ЦБ РФ на основе кредитных операций, как и в других странах.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" порядок ведения кассовых операций определяет Банк России.
Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 "О денежной системе РФ» (статья 15) Совет Директоров Банка России решением от 22.09. 1993 г. N 40 утвердил "Порядок ведения кассовых операций в РФ".
Согласно п. 1, 2, 9 Порядка ведения кассовых операций в РФ, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на открытых для них счетах.
Предприятия могут открывать следующие виды счетов:
· Расчетные – предназначены для текущих платежей по распоряжению предприятия и зачислению поступлений денежных средств в его адрес. Число расчетных счетов, открываемых предприятию коммерческими банками, законодательно не ограничено. Но если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет, то по своему усмотрению оно должно выбрать один счет («счет недоимщика»), на который должны зачисляться все суммы, поступающие в адрес этого предприятия. Расчетный счет открывается с разрешения налоговой инспекции по заявлению предприятия.
· Текущие счета – открываются для некоммерческих организаций и учреждений, не являющихся юридическими лицами (например, филиалы). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.
· Специальные счета– открываются для хранения средств строго целевого назначения.
· Валютные счета– предназначены для расчетов в иностранной валюте. Открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального Банка РФ на ведение валютных операций. Могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, на каждый вид валюты – отдельный счет. В соответствии с валютным законодательством одновременно открывается и Транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета предприятие в обязательном порядке продает на внутреннем рынке часть валютной выручки по курсу Центрального Банка РФ. Остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет предприятия.
Руководители предприятий по согласованию с банком устанавливают лимит наличных денежных средств в кассе предприятия. Сверх установленных лимитов предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только:
· для оплаты труда,
· выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий
· не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в РФ установлен по одной сделке в сумме 100 тыс. рублей.
Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ.
Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в РФ от 9 июля 1992 г. №14 с последующими изменениями и дополнениями.
Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота.
Безналичный оборот включает в себя банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек, электронных переводов.
Использование безналичного оборота постоянно расширяется благодаря преимуществам, которые он дает:
1) снижение издержек на печатание денежных знаков, их пересылку, пересчет, охрану и пр.;
2) участники безналичных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком, которые проявляются в суммах остатков на счетах участников расчетов.
Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записи по счетам в банках, когда денежные средства списываются со счета плательщика на счет покупателя.
Организация безналичных расчетов в РФ строится на следующих принципах:
1) Право свободного выбора форм расчетов предприятиями и закрепления их в договорах. Ограничение со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.
2)Осуществление расчетов по банковским счетам (расчетным, текущим, специальным, валютным).
3) Обеспеченности платежа:
1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь - по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь -перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь - для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередь - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
4. Документальность -платежи со счетов производятся только по письменному распоряжению владельца счета, либо по приказу судебных органов. В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов предприятия в безакцептном порядке по требованию кредитора. Это право должно быть предусмотрено договором между банком и предприятием.
Вместе с тем, законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств:
· недоимок по налогам и обязательным платежам на основании исполнительных листов, выданным судами,
· некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и др.,
· а также списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
5. Срочности платежа: общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и 5 операционных дней в пределах РФ. Платеж может быть совершен:
· до начала торговой операции (авансовый платеж);
· немедленно после совершения торговой операции;
· через определенный срок после совершения торговой операции;
· на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменного оформления векселя)
6. Контроля за проведением операций – предварительного, текущего и последующего.
7. Имущественной ответственности по договору.Нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применением гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), иных мер ответственности.
В зависимости от характера экономических связей безналичные расчеты подразделяются на:
· иногородние (счета открыты в учреждениях банка, находящихся в разных городах);
· одногородние (счета открыты в банках одного города или разных городов, но обслуживаемых одним вычислительным центром);
· расчеты по товарным операциям, т.е. за товары, услуги, выполненные работы;
· расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты связанные с распределением денежных накоплений по кредитным операциям.
В зависимости от особенностей реализации продукции безналичные расчеты подразделяются на:
· прямые расчеты, т.е. осуществляемые непосредственно между поставщиками и потребителями;
· расчеты по транзитным операциям, когда в реализации продукции участвует промежуточное звено.
В зависимости от способа организации платежа, различают:
· расчет путем зачета взаимных требований;
· плановые расчеты, т.е. перечисление денег со счета покупателя на счет продавца исходя из плановой величины стоимости поступивших товаров или оказанных услуг;
· факторинговые операции, т.е. передача долговых обязательств предприятий факторинговым учреждениям;
· лизинговые операции, т.е. услуги по аренде с правом последующего выкупа;
· расчеты в полной сумме, указанной в расчетном документе (глобальный платеж) и расчеты в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;
· расчеты с гарантированным платежом, т.е. с предварительным депонированием средств на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета покупателя на счет продавца. И расчеты без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика.
Формы безналичных расчетов.
В соответствии с действующим Положением безналичные расчеты в РФ могут осуществляться в форме платежных поручений, чеков, аккредитивов и инкассо.
Применение той или иной формы расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Каждая форма расчетов осуществляется на основе определенного расчетного документа.
Платежные поручения – самая распространенная в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета.
Плательщик представляет в банк поручение на бланке уставленной формы. Поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).
Платежные поручения используются для совершения платежей:
· с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты,
· с органами пенсионного и страхового фондов,
· при налоговых и иных платежах.
Последовательность операций при расчетах платежными поручениями (ПП) без предварительного акцепта:
|
| ||||||
5 1 5
|
| ||||
4 3 2
Рисунок 3.1 - Схема расчетов платежными поручениями без акцепта.
1. Покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка.
2. Банк покупателя, на основании одного экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя.
3. Банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения и денежные средства.
4. Банк продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет средства на счет продавца.
5. Банки продавца и покупателя выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов о движении денежных средств.
Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате:
|
|
4 5 2
|
Рисунок 3.2 - Схема расчетов платежными поручениями с акцептом.
8. – заключение договора с предварительной оплатой;
9.– передача покупателем платежного поручения в банк и списание средств со счета;
10.– перевод средств в банк продавца и зачисление средств на его счет;
11.– сообщение продавцу о зачислении средств на его счет;
12.– поставка товара (оказание услуг).
Достоинства расчетов платежными поручениями:
· простой документооборот;
· возможность предварительной проверки качества товара;
· простая техника проведения расчетов.
Недостаток: отсутствие гарантий своевременного платежа.
Расчеты чеками используются как физическими, так и юридическими лицами. Чеки являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами РФ.
Согласно определению чека, содержащемуся в ст. 34 ГК РФ, «… чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму».
Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом.
Чек удобен в случаях:
· когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передать товар до получения гарантии платежа;
· когда продавец заранее не известен.
Различают два вида чеков: денежные и расчетные. Денежные чеки – для выплаты наличных денежных средств.
Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории РФ.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.
В зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на именные, ордерные и предъявительские.
Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке. По ордерному чеку – как в пользу лица, указанному в чеке, так и по его приказу (индоссаменту), оформленному на обороте чека, другому лицу. По предъявительскому чеку – в пользу любого лица, предъявившего чек в банк.
Последовательность операций при чековой форме расчетов: 4
|
|
|
|
6 5 3 1
8
Рисунок 3.3 - Схема расчетов чеками
- Заявление о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств.
- Депонирование денежных средств на специальном счете.
- Выдача чековой книжки.
- Отгрузка товаров(выполнение работ, оказание услуг).
- Выписка чека и передача продавцу.
- Предоставление чека в банк.
- Предъявление чека для оплаты.
- Перечисление суммы с лицевого счета чековой книжки.
Расчеты аккредитивами.
Аккредитив (от нем. Akkreditiv - доверительный) – условное денежное обязательство банка, выдается им по поручению покупателя в пользу продавца.
Банк, открывающий счет (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Различают денежные и документарные аккредитивы.
Денежный аккредитив – это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок.
Для расчетов применяют документарный аккредитив.Различают отзывные и безотзывные аккредитивы.
Отзывной аккредитив – может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например, при несоблюдении условий договора.
Безотзывной аккредитив – не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт.
Покрытый аккредитив – при открытии аккредитива банк-эмитент перечисляет собственные средства покупателя или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
Непокрытый аккредитив –не имеющий указания покрытия денежных средств. Платежи поставщику гарантирует банк. При этом покупатель обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Банк-эмитент, как правило, удовлетворяет ходатайство в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.
Последовательность операций при расчетах аккредитивом:
|
|
4
5 3 8 1
|
|
6 7
Рисунок 3.4 - Схема расчетов аккредитивом
- Заявление об открытии аккредитива и платежного поручения о депонировании средств на специальном счете «Аккредитивы к оплате».
- Списание средств со счета покупателя и перечисление на открытый в исполняющем банке счет «Аккредитивы» для платежей по аккредитиву.
- Уведомление продавца об открытии аккредитива.
- Отгрузка продукции (выполнение работ, оказание услуг).
- Предоставление в обслуживающий банк документов об отгрузке.
- Контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта.
- Уведомление банка-эмитента об исполнении аккредитива.
- Уведомление покупателя об отгрузке.
Расчеты по инкассо– банковская операция, при которой банк берет на себя обязательство по получению платежа от плательщика на основании представленных на инкассо документов. Распоряжение о списании средств оформляется не самим плательщиком, а получателем.
Инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений.
Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора по основному договору к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.
Расчеты платежными требованиями-поручениями могут быть с акцептом (в основном) и без акцепта плательщика (используются редко).
Последовательность операций при расчетах платежными требованиями-поручениями:
Договор купли-продажи (поставки)
|
|
|
|
7 3
Рисунок 3.5 - Схема расчетов платежными требованиями-поручениями с акцептом плательщика
1. Отгрузка товара, выполнение работ, услуг.
2. Выписка и направление в банк-эмитент платежного требования - поручения, и сопроводительных документов.
3. 3, 4 Передача указанных документов в исполняющий банк и направление требования покупателю.
4. Акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующим заявлением.
5. Перечисление средств в случае акцепта или возврат документов вместе с заявлением об отказе акцепта.
6. Зачисление средств на счет продавца (в случает акцепта и оплаты).
7. Извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о полном или частичном отказе от акцепта.
При безакцептном списании средств, в случае соблюдения исполняющим банком всех требований законодательства, возражения плательщика по поводу списания средств не принимаются.
Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании инкассовых поручений.В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке.
Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений:
· когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в т.ч. для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
· при взыскании по исполнительным листам.
Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. В таком случае порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта.
В сложившейся же практике расчеты с использованием инкассовых поручений применяются в основном для принудительного взыскания денежных средств соответствующими государственными контролирующими органами.
Последовательность операций при расчетах с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений:
Договор купли-продажи (поставки)
|
|
|
|
2 3 9 7 1
8 6 5
Рис. 3.6 - Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений.
1. Заключение договора банковского счета о безакцептном списании денежных средств, и представление в банк сведений о поставщиках, имеющих право выставлять безакцептные требования и инкассовые поручения.
2. Отгрузка товаров, выполнение работ, услуг.
3. Выписка и направление в банк-эмитент платежного требования или инкассового поручения и сопроводительных документов.
4. Передача указанных документов в исполняющий банк.
5. Проверка исполняющим банком соответствия применяемой формы расчетов договору банковского счета и иным требованиям законодательства.
6. Перечисления средств в случае полного соблюдения условий, указанных в п.5.
7. Извещение плательщика о поступлении средств с его счета.
8. Зачисление средств на счет продавца (в случае поступления платежа).
9. Извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о невозможности произвести взыскание в случае несоблюдения условий законодательства или отсутствии средств на счете плательщика.
Тестовые задания к теме 3:
1. Правила организации налично-денежного оборота на предприятии предусматривают:
1. на каждом предприятии в обязательном порядке должна быть либо касса, либо кассовая книга;
2. сроки сдачи денег в банк устанавливаются едиными для всех предприятий и организаций;
3. сверх установленного лимита разрешается хранить денежные средства в кассе предприятия не более трех дней;
4. для контроля за налично-денежным оборотом на предприятии разрабатывается документ оперативного финансового планирования – платежный календарь;
5. расчеты между предприятиями наличными денежными средствами ограничены по одной сделке не более 100 000 руб.
2. Текущие счета – это счета, открытые:
1) юридическим лицам для осуществления финансово-хозяйственных операций, связанных с зачислением и списанием денежных средств;
2) юридическим лицам по операциям специального целевого назначения;
3) юридическим лицам для расчетов по экспортно-импортным операциям;
4) некоммерческим организациям, не являющимися юридическими лицами, а выступающими подразделениями некоммерческой организации, например филиалами для осуществления расчетов по финансово-хозяйственным операциям;
5) некоммерческим организациям, не являющимися юридическими лицами с депонированием средств для целевого финансирования.
3. При недостаточности средств на счете предприятия в первую очередь производится списание средств:
1) на отчисления в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
2) по исполнительным документам;
3) в порядке календарной очередности;
4) на оплату труда;
5) по исполнительным документам для возмещения вреда жизни и здоровью, взыскания алиментов.