Налогооблагаемая прибыль (НП)
вычесть налог на прибыль и прочие обязательные платежи (Н иОП) = чистая прибыль (доступная к распределению среди собственников) (ЧП), вычестьдивиденды по привилегированным акциям (Д по ПА) =Прибыль, доступная к распределению среди владельцев обыкновенных акций (П по ОА) = Реинвестированная прибыль (РП) и Дивиденды по обыкновенным акциям (Д по ОА).
В – С/С = ВП – УКР = ОП – ФР + ФД + ПД = НП – Н и ОП = ЧП –
Д по ПА =
|
П по ОА
|
Прибыль показывает финансовый результат в денежном выражении, и является абсолютным показателем. Для оценки эффективности деятельности предприятий используют показатели рентабельности. Рентабельность – это всегда прибыльность, но относительно разной базы. Показатели рентабельности – это выраженные в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой.
Выделяют две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.
Рентабельность инвестиций может рассматриваться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.
Инвесторы являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход – чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом. В первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (RА), во втором - рентабельность инвестированного капитала (RИК).
RА = NP+IE/А,
где NP – чистая прибыль; IE – проценты к уплате; А – совокупный объем активов (итог баланса нетто).
RИК = NP+IE/TL-CL, где
TL – совокупный объем источников финансирования (итог баланса нетто по пассиву); CL– краткосрочные обязательства.
Показатель (RА)дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия, т.е. оценивается правильность выбора именно такого инвестирования.
Показатель (RИК ) характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и предприятием, он оценивает доходность долгосрочного капитала.
Наиболее распространенным финансовых показателем оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является рентабельность собственного капитала (RСК):
RСК = NP/CК,где СК – собственный капитал.
Если 100% разделить на значение показателя рентабельности собственного капитала, можно определить, за сколько лет окупятся вложения собственников в активы данного предприятия.
Например, Rск составила 15%, тогда 100:15= 6,6. В среднем вложения окупятся за 6-7 лет.
Рассмотренные показатели рентабельности дополняются коэффициентами рентабельности продаж.
Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой показатель прибыли заложен в основу расчетов (валовая, операционная, чистая):
1) Норма валовой прибыли или валовая рентабельность реализованной продукции (RРП):
RРП = Валовая прибыль (ВП)/ выручка от реализации (В);
2) Норма операционной прибыли или операционная рентабельность (RO):
RO = Операционная прибыль (ОП)/ выручка от реализации (В);
3) Норма чистой прибыли или чистая рентабельность реализованной продукции (RЧП):
RЧП = Чистая прибыль (ЧП)/ Выручка от реализации (В).
Значения показателей рентабельности значительно различаются по отраслям, регионам, субъектам хозяйствования, поэтому для оценки эффективности работы конкретного предприятия используют среднеотраслевые значения рентабельности.
Тестовые задания к теме 2.
1. Виды финансовых ресурсов, сформированных за счет собственных внутренних источников:
1) Средства от выпуска и продажи облигаций предприятия;
2) Дополнительные взносы в уставный капитал;
3) Полученная безвозмездная помощь;
4) Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
5) Амортизационные отчисления.
2.По объекту инвестирования различают следующие виды капитала:
1) Уставный капитал;
2) Добавочный капитал;
3) Основной капитал;
4) Оборотный капитал;
5) Резервный капитал.
3.К доходам от обычных видов деятельности относятся:
1) Выручка от продажи продукции и товаров;
2) Поступления от выполненных работ, услуг;
3) Поступления в виде авансов в счет оплаты продукции;
4) Безвозмездное получение активов;
5) Доходы от возмещения причиненных убытков.
4.В отчетном периоде предприятие имеет следующие показатели:
· Объем реализованной продукции по оптовым ценам без НДС – 20 млн. руб.
· Производственная себестоимость реализованной продукции – 11 млн. руб.
· Затраты на реализацию продукции – 3 млн. руб.
· Выручка от реализации излишнего оборудования – 0,6 млн. руб.
· Прибыль от реализации продукции сопутствующего производства – 3 млн. руб.
· Валовая прибыль составила:
1) 9,18 млн. руб.
2) 6,18 млн. руб.
3) 9,6 млн. руб.
4) 36,82 млн. руб.
5) 36,6 млн. руб.
5. Норма валовой прибыли предприятия определяется как:
1) Отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции;
2) Отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции, выраженное в процентах;
3) Отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции, выраженное в процентах;
4) Отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости, выраженное в процентах;
5) Отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, выраженное в процентах.
Задачи.
1.Определить методом прямого счета доход от реализации продукции на основе следующих данных:
Таблица 2. 6
Изделие | План выпуска, ед. | Оптовая цена за ед., руб. |
А | 13 000 | |
Б | 14 000 | |
В | 15 000 | |
Г |
Остатки нереализованной продукции на начало года – 10% плана выпуска, остатки на конец года – 8% плана выпуска.
2.По годовому плану предприятие имеет следующие показатели (тыс. руб.):
- Остаток нереализованной продукции на начало планируемого периода – 1200;
- План выпуска товарной продукции на планируемый период - 34 000;
- Остаток нереализованной продукции на конец планируемого периода – 2300;
- Доход от реализации товаров народного потребления из отходов производства – 5600;
- Доход от прочей реализации -2300.
Определить доход от реализации продукции, валовой доход.
3.Мебельное объединение на планируемый год имеет следующие показатели:
- Выпуск мебельных гарнитуров – 32 000 комплектов;
- Остатки продукции на складе: на начало года – 300 комплектов,
- на конец года – 250 комплектов.
- Готовая продукция, отгруженная покупателям, но не оплаченная:
- на начало года – 200 комплектов,
- на конец года – 350 комплектов.
- Оптовая цена одного гарнитура – 15 000 руб.
Определить величину планируемого дохода от реализации без НДС.
4.Имеются следующие данные (в оптовых ценах, тыс. руб.)
Таблица 2.7
Показатели | Машиностроительный завод | Лакокрасочный завод | Завод бытовых приборов |
Остатки готовой продукции на складах и товаров отгруженных, не оплаченных на начало планируемого периода | |||
Выпуск товарной продукции | 12 850 | 7 340 | 10 320 |
Остатки готовой продукции и товаров, отгруженных на конец года |