Участие государства в кредитных отношениях как кредитора
Предоставление государством кредитов происходит за счет средств государственной казны, поэтому такая форма кредита получила название бюджетного.
Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах
Бюджетные кредиты могут быть предоставлены, таким образом, разным экономическим субъектам.
Бюджетный кредит может быть предоставлен на основании договора, в пределах плановых бюджетных ассигнований на эти цели.
Предоставление бюджетного кредита может быть осуществлено на нескольких условиях:
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности, однако специальными актами и договорами может быть предусмотрено отсутствие одного их этих условий.
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ.
Обеспечением по возврату бюджетного кредита и уплате процентов могут быть:
- банковские гарантии,
- поручительства,
- государственные или муниципальные гарантии,
- залог имущества в размере 100 % предоставляемого кредита.
При этом гарантию заемщику могут предоставить только те организации, которые не имеют долгов перед бюджетом и у которых величина чистых активов в три раза превышает сумму предоставляемого кредита.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является также проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя.
Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством РФ.
Если в ходе проверки будет установлено, что имеющееся у заемщика обеспечение исполнения обязательств стало недостаточным, либо (см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
существенно ухудшилось финансовое состояние гаранта или поручителя, то кредитор потребует полной или частичной замены обеспечения по кредиту в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.
Кредиты из федерального бюджета субъектам РФмогут предоставляться на срок до трех лет,
(см. текст в предыдущей редакции)
за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых на пополнение остатков бюджетных средств региональных и местных бюджетов.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.
Кредиты, предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта РФ и н
(см. текст в предыдущей редакции)
е погашенные в установленные сроки, взыскиваются за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) –это кредиты на покрытие кассовых разрывов, которые предоставляются в размере, не превышающем 1/12 объема доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) без учета целевых трансфертов на срок не более 30 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года.
Такие кредиты выдаются без условия предоставления обеспечения обязательств по возврату кредита.
Если кредит на покрытие кассовых разрывов не погашен в установленный срок, взыскание задолженности по нему осуществляется за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в соответствующий бюджет. По такому кредиту
реструктуризация обязательств (задолженности) не допускается.
Бюджетные кредиты также могут предоставляться иностранным заемщикам, в этом случае возникают внешние долговые требования РФ.
Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются:
- финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ (государственный финансовый кредит);
- экспортные кредиты иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам (государственный экспортный кредит);
- долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.
Гос Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства.
Гогггг Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком -импортером товаров и услуг или его банком-кредитором.
Экспортный кредит предоставляется при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации.
При предоставлении иностранного кредита, в бюджете на очередной финансовый год разрабатывается программа
(см. текст в предыдущей редакции)
программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.
В настоящее время информация об объемах бюджетных кредитов и их получателях относится к секретным статьям бюджета, однако косвенным образом информация о внешних долговых требованиях РФ доступна в отчетах Центрального банка: