Бюджетная система и принципы ее построения
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
Таким образом, бюджетная система состоит из трех уровней. Два из них – федеральный и субъектов РФ – обслуживают потребности государственной власти. А уровень местных бюджетов – потребности местного самоуправления.
Бюджеты г.Москвы и Санкт-Петербурга традиционно относятся к региональным бюджетам, поскольку их объем настолько велик, что не сопоставим с бюджетами даже крупных регионов. Например, бюджет г.Москвы в 2012 году составил 1,4 трлн.руб., бюджет г.Санкт-Петербурга – 386 млрд.руб., а бюджет Республики Татарстан – 113,7 млрд.руб.
На местном уровне формируется два уровня бюджетов – уровень муниципальных районов, и уровень поселений, находящихся на территории муниципального района. Особняком стоят бюджету городских округов – поселений, не входящих в территорию ни одного муниципального района.
Например, в республике Татарстан 43 муниципальных района, на территории которых находится более 900 городских и сельских поселений. Также в РТ имеется два городских округа – г.Казань и г.Набережные Челны.
Для оценки ресурсов бюджетной системы и их использования используется специальный свод бюджетов всех уровней – консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет объединяет все бюджеты, находящиеся на конкретной территории.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1) единства бюджетной системы Российской Федерации (единая правовая база, использование бюджетной классификации, единая документация и др.);
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
3) самостоятельности бюджетов (право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования средств, а также недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в пользу других бюджетов);
4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6) сбалансированности бюджета;
7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9) гласности (обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении);
10) достоверности бюджета;
11) адресности и целевого характера бюджетных средств.
Доходы бюджета
Доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходамотносятся:
Структура неналоговых доходов представлена на рисунке:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности включают:
· средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение или пользование государственного или муниципального имущества;
· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
· средства, передаваемые в залог или доверительное управление;
· плата за пользование бюджетными кредитами;
· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставном капитале организаций;
· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий.
К неналоговым доходам федерального бюджета помимо вышеперечисленных относятся: прибыль Центрального Банка и доходы от внешнеэкономической деятельности.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
- дотаций;
- субсидий;
- субвенций.
Подробнее эти виды доходов будут рассмотрены в отдельном вопросе.
Сложившаяся в России практика формирования доходов показывает, что российская бюджетная система серьезным образом зависит от нефтегазовых доходов – в виде вывозных таможенных пошлин на нефть и газ и доходов по налогу на добычу полезных ископаемых. Такая структура бюджета делает нашу экономику крайне уязвимой, поскольку при падении цен на энергоносители бюджет может недополучить значительные средства, что приведет к невыполнению государством своих обязательств.
Расходы бюджета
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Существует множество классификаций расходов, однако сам Бюджетный кодекс в настоящее время устанавливает две – классификация расходов по функциональному признаку и ведомственная классификация расходов.
По функциональному признаку расходы бюджета делятся в зависимости от тех функций и задач, которые принимает на себя государство. Здесь выделяют расходы на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходов по обслуживанию государственного долга; расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт и т.д.
По ведомственному признаку расходы делятся в зависимости от того, кто является главным распорядителем средств бюджета. Главный распорядитель – это министерство или ведомство, на которое возложены функции по планированию и исполнению определенной части расходов, обеспечению их эффективного использования. Следует понимать, что функциональная и ведомственная классификации не совпадают. Например, Министерство культуры РФ, являясь главным распорядителем, осуществляет планирование и исполнение расходов не только в сфере культуры, но и образования, национальной экономики и др.
По целевому признаку расходы могут быть разделены на следующие статьи: заработная плата; отчисления на социальные нужды (в процентах к заработной плате); канцелярские и хозяйственные расходы; служебные поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные капитальные вложения и т.д.
Все расходы осуществляются в нескольких формах. К ним относятся:
§ оказание гос. (муниципальных) услуг (выполнение работ);
§ социальное обеспечение населения;
§ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам;
§ предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
§ предоставление межбюджетных трансфертов;
§ предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
§ обслуживание государственного (муниципального) долга;
§ возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Сбалансированность бюджетов
Бюджет как баланс доходов и расходов может характеризоваться одним из трех состояний:
1. сбалансированное состояние – равенство между доходами и расходами;
2. дефицит бюджета – превышение расходов над доходами;
3. профицит бюджета – превышение доходов над расходами.
То или иное состояние бюджета может быть вызвано разными причинами. Государство всегда стремится к обеспечению сбалансированности бюджета, которая означает, что у него достаточно ресурсов для полного выполнения всех принятых обязательств. Однако обеспечить полную сбалансированность в экономике практически невозможно, поскольку экономическая среда крайне подвижна, на нее оказывают влияние различные факторы.
Не следует думать, что профицит – это всегда хорошо. Профицит может быть вызван двумя противоположными причинами:
1) экономическим ростом, когда рост прибыли предприятий и организаций происходит в результате роста объема продаж, модернизации производства, повышения качества продукции, расширения рынков сбыта;
2) инфляционными процессами, когда рост прибыли компаний вызван ростом цен, а не экономическим подъемом. В результате предприятие перечисляет в бюджет больше налогов.
Качество дефицита также может быть различным. Дефицит может возникать в силу обстоятельств, когда государство вынуждено увеличивать расходы по тем или иным причинам, сознательно допуская дефицит. Однако дефицит может быть связан и с падением доходов. Таким образом, причинами возникновения дефицита являются:
- форс-мажорные обстоятельства, не зависящие от деятельности государства. Например, война, природный катаклизм, техногенная авария. В этом случае возникают непредвиденные расходы, приводящие к росту долга государства.
- необходимость крупных вложений в развитие социальной и экономической сферы. В этом случае государство сознательно идет на дефицит бюджета, рассчитывая на то, что вложения в экономику в конечном итоге принесут необходимый стране эффект. Косвенным образом это может иметь место не в случае роста расходов, а в случае снижения ставок налогов. Государство может прибегать к этой мере в целях стимулирования экономики, даже понимая, что это приведет к падению доходов бюджета.
- кризисные явления в экономике. Кризис сопровождается как правило спадом производства, сокращением рабочих мест, сокращением зарплат, сворачиванием инвестиционных программ и т.п. В результате для бюджета возникает двойной масштабный эффект. С одной стороны, государство недополучает средства в бюджет в результате сокращения доходов населения и организаций, падения потребительского спроса (приводит к снижению поступлений НДС). С другой стороны – государство не может просто наблюдать за кризисом в экономике. Оно вынуждено увеличивать расходы, связанные с поддержкой граждан, потерявших работу, увеличивать зарплаты и пенсии из-за инфляционных процессов, помогать предприятиям выйти из кризиса и т.п. Таким образом, размер дефицита существенно возрастает за счет падения доходов и роста расходов.
За счет чего государство компенсирует недостающую ему часть доходов? Общепринятым не только для государства, но и для любого экономического субъекта является брать необходимую сумму в долг. Поэтому основным источником финансирования дефицита бюджета являются займы (рис).
Таким образом, источники финансирования дефицита делятся по признаку валюты привлечения. При этом следует отметить, что привлекать внешние займы могут только федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, муниципальным образованиям такое право Бюджетным кодексом не дано.
Кроме того, Бюджетный кодекс вводит ограничения на размер дефицита региональных и местных бюджетов. Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 15% доходов без учета финансовой помощи, дефицит местного – 10%. Этот лимит можно превысить в том случае, если в качестве источника финансирования дефицита выступает бюджетный кредит.
6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета и их использование
Как мы ранее выяснили, федеральный бюджет испытывает серьезную зависимость от нефтегазовых доходов. Для того, чтобы снизить степень влияния таких доходов, на федеральном уровне предпринимается ряд мер, направленных на сглаживание такого воздействия. В частности, используются на финансирование расходов бюджета не все средства нефтегазовых доходов, а только их часть в определенной пропорции.
Что же относится к нефтегазовым доходам?
Нефтегазовые доходы делятся на две части:
- часть поступает в доходы бюджета;
- часть уходит на формирование резервных фондов федерального бюджета.
Деление происходит в зависимости от цены на нефть.
В бюджет поступают нефтегазовые доходы, рассчитанные исходя из базовой цены на нефть.