Тема 4. Методологические основы принятия финансовых решений.

Учебные цели:

  • Ознакомиться с базовыми концепций и теориями финансового менеджмента.
  • Изучить ограничивающие условия и допущения, принятые в рассматриваемых концепциях и теориях.
  • Изучить, насколько возможно применение указанных теорий и концепций для объяснения тенденций современного рынка капиталов в России.
  • Изучить содержание концепции временной стоимости денег и методический инструментарий ее реализации.
  • Изучить содержание концепции учета фактора инфляции и методический инструментарий ее реализации.
  • Изучить содержание концепции оценки фактора риска и методический инструментарий ее реализации.

После изучения темы Вы сможете:

  • Охарактеризовать содержание и назначение основных концепций и теорий финансового менеджмента.
  • Объяснять те или иные явления, возникающие на российском рынке капитала с токи зрения рассмотренных теорий.
  • Обосновывать решения финансового и инвестиционного управления с учетом фактора временной стоимости денег, фактора инфляции, фактора риска.

Содержание темы

Базовые концепции финансового менеджмента

Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени. Текущая (приведенная) и будущая стоимость денег (финансовых активов). Дисконтирование. Ставка дисконтирования, подходы к обоснованию уровня ставки дисконта. Дисконтный множитель. Денежный поток Определение приведенной и будущей стоимости для различных по характеру денежных потоков.

Концепция и методический инструментарий оценки фактора инфляции. Инфляция. Прогнозирование годового темпа и индекса инфляции. Номинальная сумма денежных средств, реальная сумма денежных средств. Номинальная и реальная процентная ставка. Модель Фишера. Использование модели Фишера для определения реальной ставки процента. Инфляционная премия: содержание и определение.

Концепция и методический инструментарий оценки фактора риска. Индивидуальный финансовый риск, портфельный финансовый риск, систематический (рыночный) риск. Уровень финансового риска.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с..

2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 768с.: ил.

Дополнительная:

1. Бадокина Е.А. Финансовый менеджмент.Уч. пособие., Сыктывкар, 2004

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1.-К.:Ника-Центр,2004.-592с.- (Серия "Библиотека финансового менеджера"; Вып.3).

3. Боди, Зви, Мертон, Роберт. Финансы: Пер. с англ. – М.:Изд-ий дом «Вильямс», 2003. – 592 с.: ил.

4. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс:
В 2 т.: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1998. с. 36-65.

5. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060500 «Бухгалтерский учет», 060400 «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

6. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры: учебное пособие / И.Б. Ромашова. – М.: КНОРУС, 2006. – 336 с.

7. Синаннский В. Расчет ставки дисконтирования // Финансовый директор. 2003. №4. С.36-42.

8. Токаренко Г.С. Методы оценки рисков // Финансовый менеджмент №6 2006г. С.129-143.

9. Романов В.С. Влияние информационной прозрачности компании на ставку дисконтирования // Финансовый менеджмент №3 2006г. С.30-38.


Содержание практических занятий по теме «Методологические основы финансового менеджмента» (№№1-2)

Цель:приобретение навыков оценки денежных средств (финансовых активов) с учетом фактора времени, фактора инфляции, фактора риска.

Содержание занятия: решение типовых задач.

Занятие 1.

Типовые задачи для выработки навыков оценки денежных средств и финансовых активов

Задача 1. Если приведенная стоимость 150 тыс. руб., выплачиваемых в следующем году равна 130 тыс. руб., каков коэффициент дисконтирования первого года? Какова ставка дисконта?

Задача 2. Вычислите коэффициент дисконтирования, первого года при ставке дисконта равной (а) 10%, (б) 20%, (в) 30%.

Задача 3. При процентной ставке, равной 12, коэффициент дисконтирования для года 6 равен 0,507. Сколько будут стоить 0,507 тыс. руб., в 6-м году, если они инвестируются под 12%?

Задача 4. Если приведенная стоимость 139 тыс. руб., равна 125 тыс. руб., каков коэффициент дисконтирования?

Задача 5. Если коэффициент дисконтирования для года 8 равен 0,285, какова приведенная стоимость 596 тыс. руб., полученных в 8-м году?

Задача 6. Если альтернативные издержки составляют 9%, какова приведенная стоимость 374 тыс. руб., полученных на 9-м году?

Задача 7. Проект дает следующие потоки денежных средств (в тыс. руб.):

Год Поток

Если издержки равны 15%, какова приведенная стоимость проекта?

Задача 8. Если вы инвестируете 100 тыс. руб., по ставке 15%, сколько вы будете иметь к концу 8-го года?

Задача 9. Инвестирование 232 тыс. руб., даст 312,18 тыс. руб., в году 2. Какова годовая ставка процента?

Задача 10.Тепловая изоляция вашего дома стоит 2590 руб. Экономия на топливе в следующем году составит 220 руб. Если процентная ставка равна 12%, каким должен быть относительный рост цен на топливо, чтобы оправдать утепление? Допустим, что темп роста цен на топливо постоянен и равен g.

Занятие 2

Типовые задачи для выработки навыков учета фактора инфляции при обосновании управленческих решений

Задача 1. В следующем году по обыкновенной акции будет выплачиваться дивиденд, равный 4 руб. Далее ожидается, что дивиденд будет постоянно расти на 4% в год. Если ставка дисконта равна 14%, какова приведенная стоимость потока дивидендных выплат?

Задача 2. Если вы инвестируете 502 руб., в конце каждого года в течение следующих 9 лет по ставке 13%, сколько вы будете иметь в конце этого периода?

Задача 3. Вычислите приведенную стоимость каждой из следующих облигаций номиналом 1000 руб. при допущении, что доходность к погашению равна 8%;

Облигации Годовой купонный доход (в%) Срок погашения
А
Б
В
Г
Д

Задача 4. Определить каким будет реальный денежный поток в пятом году при ежегодном уровне инфляции в 5%, если предполагается, что при отсутствии инфляции денежный поток пятого года составит 1000 руб.

Задача 5. Определить, каким будет номинальный денежный поток пятого года, если известно, что при отсутствии инфляции он составляет 1000 руб., а ежегодный уровень инфляции 5%

Типовые задачи на приобретение навыков оценки риска при принятии управленческих решений

Задача 1.Компания оценивает возможность инвестирования в акции А и В на следующий год. Ориентировочные оценки доходности приведены ниже и зависят от состояния экономики:

Вероятность 0,1 0,2 0,4 0,2 0,1
А, % -25
В, % -40

1) Подсчитайте ожидаемую доходность для акций А и В

2) Подсчитайте ср. кв. отклонение и коэффициент вариации ожидаемой доходности акций А и В

Возможно ли, что большинство инвесторов предпочтут В менее рисковыми, чем А.

Объясните.

Задача 2. Акции А и В имеют следующие распределения вероятностей ожидаемой доходности:

Состояние экономики Вероятность Прогнозирование доходов, %
А В С
Стабильная 0,25
Среднего уровня 0,50
Процветающая 0,25

1) Рассчитайте ожидаемую доходность каждого проекта, дисперсию ср. кв. отклонения, СV.

2) Проранжируйте альтернативы исходя из ожидаемой доходности, риска. Какую альтернативу выбрать?

Задача 3. Рассчитать требуемую инвестором доходность на акции компании, если известно, что безрисковая доходность составляет 8%, доходность рынка в среднем 14%, а коэффициент акции компании равен 1,2.

Задача 4. Оцените целесообразность инвестирования в акции компании А, имеющей В=1,6 или компании В, имеющей В=0,9, если безрисковая ставка доходности составляет 6%, а доходность в среднем на рынке 12%. Инвестирование осуществляется, если доходность составляет не менее 15%

Содержание самостоятельной работы по теме «Методологические основы финансового менеджмента» включает:

- изучение основной и дополнительной литературы;

- работа над конспектом лекции;

- решение упражнений;

- проработка вопросов для самоконтроля.

Цель: закрепление навыков оценки денежных средств с учетом фактора времени, фактора инфляции, фактора риска

Упражнения

1. С0 — первоначальный поток денежных средств по инвестиционному проекту и С1 — поток денежных средств в конце 1-го года. Через r обозначена ставка дисконта.

а) С0 — обычно имеет положительное или отрицательное значение?

б) Какова формула приведенной стоимости инвестиций?

в) показатель r часто называют альтернативными издержками. Почему?

2.Торговец платит 1 000 тыс. руб. за зерно и, вполне вероятно, он сможет продать его в конце первого года за 1 320 тыс. руб.

а) какова доходность этих инвестиций?

б) если процентная ставка равна 10%, какова приведенная стоимость инвестиций?

3.Г-ну Иванову 30 лет, и его заработок в следующем году составит 200 тыс. руб, Иванов предполагает, что его заработок будет постоянно расти с темпом 5% в год до достижения им пенсионного возраста в 60 лет.

а) если ставка дисконтирования равна 8%, какова приведенная стоимость будущих заработков?

б) если Иванов будет каждый год экономить 5% своего заработка и инвестировать их по ставке 8%, какие он сделает сбережения к 60 годам?

в) если Иванов планирует тратить эти сбережения равномерно в течение следующих 20 лет, сколько он может тратить ежегодно?

4. Для ответа на данные вопросы не пользуйтесь таблицами. Процентная ставка равна 10.

а) Какова приведенная стоимость актива, который приносит 1 тыс. руб. дохода в год в неограниченный период времени?

б) Стоимость актива, которая растет на 10% в год, удваивается примерно за 7 лет. Какова приблизительно приведенная стоимость актива, который приносит 1 тыс. руб. в год в неограниченный период времени начиная с 8-го года?

в) Какова приблизительно приведенная стоимость актива, который приносит 1 тыс. руб. в год в течение следующих 7 лет?

г) Участок земли приносит доход, который растет на 5% в год. Если приток денежных средств первого года равен 10 тыс. руб., какова стоимость земли?

5.Используя таблицы Приложения в конце учебного пособия, сделайте следующие вычисления.

а) Стоимость нового автомобиля 100 тыс. руб. Если процентная ставка равна 5, сколько вы должны сейчас отложить, чтобы собрать эту сумму в течение 5 лет?

б) Вы должны платить за обучение по 12 тыс. руб. в конце каждого года в течение следующих 6 лет. Если процентная ставка равна 8, сколько вы должны отложить сегодня, чтобы покрыть эту сумму?

в) Вы инвестировали 60 476 руб. по ставке 8%. Сколько может остаться к концу 6-го года после внесения платы за обучение?

6. Найдите в сети Internet информацию о жизненном и творческом пути ведущих экономистов-финансистов.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «идеальный рынок капитала».

2. Что понимается под анализом дисконтированного денежного потока

3. 3.На чем основан анализ дисконтированного денежного потока?

4. В чем суть теории структуры капитала Модиьяни-Миллера?

5. В чем суть теории иррелевантности дивидендов Модиьяни-Миллера?

6. В чем суть теории портфеля Г. Марковица?

7. Как соотносятся друг с другом теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов (САРМ)?

8. Что означает понятие «эффективный рынок?

9. Что такое агентские конфликты?

10. В чем суть теории ассиметричной информации?.

11. Что означает понятие «дисконтирование»?

12. Что означают понятия «цена капитала», «альтернативные затраты», «ставка дисконтирования»? Какова их роль при анализе денежных потоков?

13. Каков экономический смысл дисконтного множителя, множителя наращивания?

14. Чем определяется различие в формулах определения приведенной стоимости и наращенной стоимости по различным видам активов?

15. Чем вызвана необходимость учета инфляции при анализе денежных потоков?

16. Как производится учет инфляции при анализе денежных потоков?

17. Объясните понятие «риск».

18. Какие показатели оценки общего риска вам известны. Является ли один из них более предпочтительным по сравнению с остальными?

19. Что измеряет коэффициент β?

Наши рекомендации