Глава 2. Анализ состояния вопроса на предприятии
В этой главе на основе выбранной методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии.
Материалами могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полным и достоверным, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.
Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.
Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 3-5 лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов финансового анализа на основе использования компьютерных технологий.
Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы
Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии.
В частности, намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач.
При подготовке этой части курсовой работы студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообуславливающих задач управления объектом; комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического финансового управления; динамичности, предполагающего регулярную корректировку финансовых и инвестиционных решений в связи с изменившимися внешними и внутренними условиями функционирования базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами (приемами) выполнения управленческих работ.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблем, студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
Заключение
В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 3-5 % от общего объема курсовой работы. Такая структура курсовой работы является примерной и может быть изменена в соответствии со спецификой изучаемого объекта и проблемой исследования.
Общий объем курсовой работы - без приложения при структуре 3 главы - 30 страниц машинописного текста
Учитывая дефицит времени, отводимого на курсовую работу студент при выборе темы должен знать, какими плановыми, нормативными, отчетными и аналитическими материалами предприятия он может располагать в процессе исследования и какие наблюдения, анализ, финансовые расчеты ему придется выполнять.
Разумеется, в курсовой работе лучше использовать фактический материал, полученный путем собственных наблюдений, а также с помощью обработки первичных документов, чем заимствовать готовые данные финансовой службы предприятия, данные Internet сайтов. При использовании готового материала, последний должен быть глубоко осмыслен и критически оценен. При этом нужно четко разграничить материалы, позаимствованные на предприятии, от материалов, которые получены из литературных источников и другим путем.
Материалы предприятий подбираются целенаправленно. Целесообразно заранее продумать и составить макеты разработанных и аналитических таблиц, графиков, схем и диаграмм.
При возникновении вопросов студент может получить квалифицированную консультацию у преподавателей - специалистов в области экономики предприятий, бухгалтерского учета, статистики, а также по экономико-математическим методам и моделям.
Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.
Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить объект и предмет, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.
Остановимся более подробно на каждом из перечисленных элементов введения.
Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показатьумение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
В работах студенты часто делают ошибку, когда формулируют актуальность темы путем указания необходимости решения какого-либо вопроса. Принято считать, что для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания. Специфическим признаком проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Следовательно, для науки вопрос проблемой не является. Поэтому если необходимость подготовки работы вызвана каким-либо возникшим вопросом, то работа по решению такого вопроса не может квалифицироваться как научная.
От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель - есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.
Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем анализа и нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели - процесс не менее важный, чем формулирование выводов.
Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в виде перечисления (проанализировать., разработать., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.) Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения Вам целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы.
Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовой работы обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов или явлений.
Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий по повышению обоснованности и эффективности финансово-управленческих решений на предприятии.
Объект изучения - это явление, на который направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Указание в работе объекта изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться. Не трудно заметить, что, как правило, необходимость раскрытия предмета изучения возникает тогда, когда объект выбирается как уровень какой-либо иерархии.
Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений. Полученные автором результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, в практике деятельности организаций (что подтверждается соответствующими актами). Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы. Однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.
При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы (введение прочитывают все, кто будет ее оценивать), а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.
Содержание основной части должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа - это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы(вопроса), которые любой научный работник посчитал бы за честь назвать своим трудом. Однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного раздела или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.
В первой главе нужно рассмотреть основные теоретические положения исследуемой проблемы, ее место в системе финансового механизма предприятия, опыт передовых предприятий, проблемы и трудности решения изучаемых вопросов. Для этого главу следует разбить на два, три или четыре относительно самостоятельных, но взаимосвязанных параграфов. Каждый параграф посвящается какому-либо одному из важнейших теоретических аспектов проблемы. Например, в первом параграфе желательно раскрыть сущность экономической категории (явления), ее место в системе финансово-экономических категорий и взаимосвязь с ними.
Во втором параграфе рассматривается теоретическое и прикладное значение данной экономической категории для экономики и финансов страны, отраслей конкретного предприятия.
В третьем параграфе можно показать достигнутый уровень теоретической разработки и практического решения исследуемой проблемы с указанием положительных моментов, недостатков и упущений со ссылками на литературные источники и примерами из практики. Здесь автор должен наметить перспективы дальнейшего развития или разработки данной проблемы.
В четвертом параграфе рассматривается инструментарий и методика исследований. Если методика исследования не оригинальна, четвертый параграф можно не выделять, а его материал лучше присоединить к третьему параграфу.
Первая глава должна быть написана в проблемном плане. Это означает, что студент не должен переписывать известные истины из учебников, а осмыслить данное явление, проанализировать, как оно освещено в литературе, выяснить нерешенные, спорные или неточные моменты и четко выразить свое отношение к данному явлению или вопросу.
Несмотря на то, что первая глава теоретическая, в ней можно использовать иллюстрационный материал в виде таблицы, схем, графиков, диаграмм и т.д.
Вторая глава должна представлять собой анализ состояния изучаемых вопросов на конкретном предприятии. При этом нужно раскрыть основные технико-экономические показатели работы предприятия, а затем более детально проанализировать реальное положение по изучаемым в данной курсовой работе проблемам. Здесь выясняются положительные и отрицательные моменты, вскрываются причины недостатков.
Сбор информации по теме курсовой работы предполагает не только способность студента анализировать статистический материал, но и умение беседовать со специалистами, делать правильные выводы и обобщения, используя при этом разнообразные методы обработки экономической информации.
В структуре и содержании курсовой работы третья глава - основная. В ней студент должен дать конкретные, экономически обоснованные предложения по совершенствованию того или иного элемента механизма финансового менеджмента.
В каждой части курсовой работы нужно делать самостоятельные выводы, органически увязывая их между собой и подчиняя основному направлению темы. Характер и содержание предлагаемых мероприятий должны основываться на анализе, выполненном во второй главе работы.
Необходимо аргументировать свои предложения.
Заключение пишется для того, чтобы читатель, не располагающей достаточным количеством времени для подробного ознакомления с содержанием дипломной работы, мог получить представление о том, в какой мере автору удалось достигнуть сформулированных во введении целей. Для этого на 2-3-х страницах кратко излагаются в обобщенном виде важнейшие теоретические положения первой главы, выводы из анализа, описанного во второй главе, и предложения, сформулированные в третьей главе.
В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных выводов в их соотношении с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов (вопросов), а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.
Завершив написание текста работы, следует прочитать всю работу и оценить ее на предмет соответствия составных частей друг другу. Следует обратить внимание на то, чтобы указанные во введении формулировки научной новизны, практической значимости были раскрыты в работе. Научная новизна раскрывается чаще всего в первой главе. Практическая значимость работы должна раскрываться в третьей (а может быть и во второй главе) работы. Кроме того, раскрытие научной новизны и практической значимости работы должно найти свое отражение в заключении.
Если при анализе введения выявляется несоответствие введения основной части, то, как правило, корректировке подвергается введение.
При анализе заключения обращается внимание на то, чтобы итоговые выводы по решению всех задач, поставленных во введении, нашли отражение в заключении. Совершенно недопустимо указывать в заключении, что какая-либо из задач не решена. Если такая ситуация имела место, то необходимо либо все же эту задачу решить, либо, если задача не влияет на достижение цели исследования, во введении ее не ставить.
Отражение в заключении итоговых результатов по выполнению поставленных задач должно свидетельствовать о выполнении автором целевой установки, сформулированной во введении. Последнее положение должно также найти отражение в заключении.
В список использованной литературы включают опубликованные материалы, которыми студент пользовался при подготовке курсовой работы: цитаты, цифры или другие заимствования из первоисточника. На все указанные в списке источники должна быть ссылка по тексту.
В приложение обычно вносятся большие таблицы и схемы вспомогательного или справочного характера.
II. Оформление курсовой работы
Общие требования.Курсовая работа должна быть представлена в печатном виде. Текст может быть набран на компьютере (в любой программе и машинописью) или напечатан на пишущей машинке на одной стороне листа белой бумаги принятого формата через 2 или 1.5 интервала, шрифт соблюдая поля: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм. Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер проставляется в первом верхнем углу (на мысленном пересечении полей). Нумерация страниц должна быть сквозной, начиная с титульного листа, и включать все иллюстрации, таблицы внутри текста или после него, а также приложения. Номер страницы работы принято начинать проставлять с Введения, то есть с третьей страницы, если в работе нет списка сокращений. Опечатки, описи и графические неточности исправляют аккуратной подчисткой или наклеиванием на то же место исправленного текста (графика).
Оформление содержания.Второй лист работы - Содержание - он, включает в себя план написания работы. Заголовки разделов и подразделов нумеруют арабскими цифрами: разделы - одной цифрой, а подразделы, являющиеся частью раздела - двумя цифрами - номера раздела и подраздела, разделенного точкой.
Оформление сокращения.Если в работе имеется специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в документе в виде отдельного списка сокращения; в котором слева (в столбец, в алфавитном порядке) приводят сокращения, справа - его детальную расшифровку. Список сокращений составляют лишь в том случае, если специальных терминов (сокращений) более 5. Общепринятые сокращения не выделяют в отдельный список.
Заголовки разделов печатаются симметрично тексту, подразделов - с абзаца. Переносы слов в заголовках не допускаются, точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не следует.
Оформление цифрового материала.Цифровой материал оформляется в виде таблиц. После текста оставляется пробел в 1 строку. Ниже справа, пишется слово «Таблица», ее порядковый номер означается арабской цифрой. Ниже, симметрично таблице, пишется заголовок таблицы. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок и сноску - из каждого источника взяты данные. перенос в заголовке не допускается. Затем оформляется таблица. Столбец для единицы измерения не выделяется. Единицы измерения записываются через запятую в 1 столбце наименований.
Оформление иллюстраций.Все иллюстрации (графики, диаграммы, схемы) именуют рисунками. Они располагаются как по тексту работы, так и в Приложении. Все иллюстрации, если их в тексте более одной, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами (например: Рис.1). Если иллюстрация помещена по тексту работы, то вначале выполняется рисунок, ниже - поясняющие данные, затем под рисунком делается запись: Рис.1, его название и сноска в квадратных скобках - из какого источника взяты данные.
Оформление списка литературы.Список использованной литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, и иметь следующий заголовок: «Список использованной литературы» или «Библиографический список». Его помещают после Заключения. Принято алфавитное построение списка использованной литературы. В начале списка помещают официально-документальные материалы (законы, постановления, указы и пр.) в алфавитном порядке, затем - вся остальная литература по алфавиту фамилий авторов статей (монографий, учебных пособий и пр.) или заглавий произведений (если нет авторов). Литература на иностранном языке следует после отечественной в порядке латинского алфавита.
Каждая использованная книга, статья, постановление или указ имеет свое четко определенное ГОСТом описание.
Библиографическое описание книги включает в себя следующий порядок описания: фамилия и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания, общее количество страниц. Кавычки ставить не надо. Например: Бадокина Е.А., Ружанская Н.В. Бюджетирование: Монография. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002, 170 с.
Если нет автора, то указывается, под чьей редакцией выпущена книга. Например: Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов/ Под ред. О.И.Дегтяревой, Н.М.Коршунова, Е.Ф.Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 501 с.
Если использована статья из журнала или еженедельной газеты, то описание ее следующее: Слепов В.А. Финансовая политика компании // Финансы. 2003. № 9. с.56.
Каждый использованный источник имеет свой порядковый номер, начиная с первого официально-документального материала и кончая иностранным источником.
Примеры библиографического описания литературных источников.