Тема 13. Рыночные индикаторы и индексы
План:
1. Понятие и виды финансовых рынков.
2.Фондовые индексы.
3.Рынки производных ценных бумаг.
4.Инвесторы и инвестицонный процесс.
5. Организация торговли ценными бумагами
1. Финансовый рынок - это организационная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. Задача финансовых рынков состоит в организации торговли активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов: домашние хозяйства, фирмы, государство.
Финансовый рынок включает в себя следующие виды рынков:
Рынок денежных средств - это рынок, на котором товаром являются финансовые инструменты со сроком обращения менее одного года.
На денежном рынке основными инструментами являются казначейские векселя, банковские акцепты и депозитные сертификаты банков.
Рынок капиталов - это рынок, на котором товаром являются долгосрочные финансовые инструменты со сроком обращения свыше пяти лет.
На рынке капитала основными инструментами являются долгосрочные облигации, акции и долгосрочные ссуды. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг.
На рынке ссудного капитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые на условиях срочности, возвратности и платности. Он подразделяется на рынок долгосрочных банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (также долгосрочных).
На рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и поглощаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители.
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим инструментом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.
Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Задачами рынка ценных бумаг являются:
· Мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
· Формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
· Развитие вторичного рынка;
· Активизация маркетинговых исследований;
· Трансформация отношений собственности;
· Совершенствование рыночного механизма и системы управления;
· Обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;
· Уменьшение инвестиционного риска;
· Формирование портфельных стратегий;
· Развитие ценообразования;
· Прогнозирование перспективных направлений развития;
К основным функциям рынка ценных бумаг относятся: 1) учетная; 2) контрольная; 3) сбалансирования спроса и предложения; 4) стимулирующая; 5)перераспределительная; 6) регулирующая.
Учетная функцияпроявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др.
Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением норм законодательства участниками рынка.
Функция сбалансирования спроса и предложения означает обеспечение равновесия спроса и предложения на финансовом рынке путем проведения операций с ценными бумагами.
Стимулирующая функция заключается в мотивации физических и юридических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Например, путем предоставления права на участие в управлении предприятием (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).
Перераспределительная функция состоит в перераспределении (посредством обращения ценных бумаг) денежных средств (капиталов) между предприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. При финансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализации осуществляется перераспределение свободных финансовых ресурсов предприятий и населения в пользу государства.
Регулирующая функция означает регулирование (посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем. Во время так называемого банковского кризиса в августе 1995 года в течение двух дней Центральный Банк РФ выкупил ГКО на сумму 1,6 трлн. руб., предоставив тем самым коммерческим банкам средства для «расшивки» неплатежей.
Рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет важную роль. К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
Валютный рынок - это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность.
К валютным ценностям относятся: иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и природные драгоценные камни.
В качестве субъектов (участников) валютного рынка выступают банки, биржи, экспортёры и импортёры, финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации. Объект валютного рынка (на кого направлены действия субъекта) - любое финансовое требование, обозначенное в валютных ценностях.
Субъекты валютного рынка могут совершать следующие виды операций:
кассовые (спот) - с немедленной поставкой валюты, чаще всего в течение двух рабочих дней после заключения сделки;
срочные (форвард) - с поставкой валюты через чётко определённый промежуток времени;
свопы - одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения;
хеджирование (страхование открытых валютных позиций);
арбитраж процентных ставок (получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещение на согласованные периоды по более высокой ставке).
Рынок золота - это сфера экономических отношений, связанных с куплей-продажей золота с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, организации бизнеса, промышленного потребления и др.
2. Индексы были изобретены для того, чтобы участники биржевого торга могли получить необходимую им информацию о том, что происходит на рынке. Поэтому первоначально индексы выполняли лишь информационную функцию. Отражая направление движения биржевых котировок - вверх или вниз, они показывали тенденции, которые принимает биржевой рынок, и скорость их развития. Накопление определенных данных о состоянии биржевых индексов, позволило использовать их в качестве прогноза: всегда можно найти аналогичную ситуацию в прошлом и то движение индекса, которое демонстрировалось раньше, может повториться и в настоящее время.
С развитием фондового рынка использование индекса становится многофункциональным. Индекс выступает как объект торговли, например, в качестве базового товара, на который разрабатывается фьючерсный контракт. Кроме того, индексы активно используются в портфельном инвестировании. При этом они: во-первых, служат ориентиром отбора ценных бумаг в портфель, определяя направления и пропорции инвестирования; во-вторых, сокращают дилерские расходы при применении тактики пассивного управления портфелем, когда используется метод индексного фонда.
Индексы могут быть отраслевыми, региональными, сводными и глобальными. Они могут использоваться на любом рынке: товарном, валютном, фондовом. Хотя следует подчеркнуть, что они возникли на фондовом рынке и до сих пор на этом рынке имеют наибольшее распространение.
Свое название индексы получают по имени создателя методики или названию информационных агентств, которые их рассчитывают и публикуют. Так, например, индекс Доу-Джонса - самый известный и самый древний из мировых индексов, своим названием обязан Чарльзу Доу, владельцу компании Доу-Джонс.
Биржевые средние - это взвешенные или невзвешенные среднерыночные цены для отдельных бирж. Напротив, индекс - это всего лишь число, лишенное стоимостного, например долларового, выражения или других единиц измерения. Биржевые средние и биржевые индексы - это два основные типа показателей на рынке ценных бумаг.
Несмотря на то, что основа как средней, так и индекса - средняя цена акций из выбранного списка на определенную дату, считается, что биржевые индексы точнее, удобнее и репрезентативнее, чем биржевые средние.
Для расчета биржевых средних используются два метода - метод средней арифметической и метод средней геометрической. При методе средней арифметической цены акций всех эмитентов, входящих в показатель, на момент закрытия торгов складываются и сумма делится на количество составляющих для получения средней величины. Каждая акция имеет одинаковый вес вне зависимости от размера компании и количества в обращении.
На отечественном рынке наиболее "весомые" компании - НК ЛУКОЙЛ, РАО "ЕЭС", АО "Мосэнерго", Ростелеком, АО "Норильский никель". Они составляют значительную часть капитализации фондового рынка и применение индексов, учитывающих реальный масштаб рынка акций конкретного эмитента, приводит к тому, что индексы рынка - это практически индексы вышеперечисленных компаний. В связи с этим применение средних, в структуре которых одинаковое место отведено и самой сильной, и самой слабой компании в выборке, может представлять определенный интерес.
Как уже упоминалось, по данному методу до сих пор рассчитываются индексы из семейства Доу-Джонс - классические биржевые средние.
Если используется метод геометрической средней, то осуществляется умножение цен акций, составляющих индекс. Из этого произведения затем извлекается корень n-й степени, где n - число акций в индексе. При этом также не принимается во внимание разница в объемах торговли акциями разных компаний. Данный метод расчета позволяет замещать составляющие без необходимости изменения базы. Биржевые индексы имеют три принципиальных отличия от биржевых средних.
Во-первых, при построении индексов применяется система условного взвешивания. Для каждой ценной бумаги должен быть назначен вес, чаще всего им является доля данной ценной бумаги в общем объеме продаж на биржевом рынке. На российском рынке ценных бумаг значительная часть акций не обращается на ликвидном рынке и использование в качестве веса рыночной капитализации компании может предоставить портфельному инвестору не совсем достоверную информацию о движении цен. Однако в мировой практике биржевых индексов данный метод весьма популярен, так как он учитывает влияние выбранных ценных бумаг пропорционально фактическому их положению на рынке.
Во-вторых, индексы имеют временной период для сравнения. Одни индексы сконструированы таким образом, что текущее состояние рынка сравнивается с состоянием рынка в базисный период, другие осуществляют оценку по сравнению с предыдущим периодом.
В-третьих, индексы представлены в наиболее удобных единицах измерения, чем средние. Хотя индекс в базовый период принимается за единицу, ему, как правило, присваивается более удобное значение - 10, 100 или 1000.
Развитие рынка ценных бумаг, совершенствование внебиржевой и биржевой торговли (появление электронных бирж) способствовали становлению аналитического подхода и прогнозирования как важнейших составных частей работы профессионалов этого рынка. Поэтому появление индексов, т. е. цифровых статистических показателей, выражающих последовательные изменения рыночных курсов ценных бумаг, стало необходимым. Индексы представляют, собой укрупненные показатели-индикаторы, отражающие состояние и основные тенденции развития рынка акций и облигаций, а также производных ценных бумаг. Ориентироваться на такие индексы проще и удобнее, чем при каждой сделке специально определять курсы отдельных видов ценных бумаг.
Индексы используются прежде всего для информации о положении дел на рынке, оценки эффективности инвестиционных решений (если индекс ценной бумаги, в которую инвестирован капитал, растет, то решение о ее покупке было правильным). Кроме того, фондовый индекс может рассматриваться как некая производная ценная бумага. Имеется в виду практика торговли фьючерсными контрактами на значение индекса, весьма распространенная на западных рынках.
3. Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики и главным ее финансовым рычагом.
По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ценных бумаг среди инвесторов на финансовом рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
Кроме того, в соответствии с мировой практикой, рынок ценных бумаг делится на два в значительной мере независимых друг от друга рынка: организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой). В общем виде понятие «организованный рынок» подразумевает сделки, заключенные на фондовой бирже, в то время как понятие «свободный рынок» предполагает сделки с ценными бумагами вне биржи, которые осуществляются между покупателем и продавцом через посредников.
Организованный рынок требует, чтобы предлагаемые для продажи акции и облигации проходили специальную регистрацию и удовлетворяли набору дополнительных условий, предоставляющих максимум деловой информации о том бизнесе, для финансового обеспечения которого выпускаются именно эти бумаги. Их купля-продажа осуществляется путем заявки на фондовой бирже, а все связанные с этим процедурные вопросы строго регламентируются правилами этой биржи и государственным законодательством.
Свободный рынок в этом смысле не предъявляет жестких требований к продавцам и покупателям. Здесь действуют законодательные нормы, обеспечивающие полный контроль за предпринимательской деятельностью. В той же мере, что и на организованном рынке, компании, выпускающие ценные бумаги, несут административную и уголовную ответственность за обман или дезинформацию покупателя. Посредники действуют в соответствии с официальными нормами и правилами обслуживания клиентов, а сама купля-продажа ценных бумаг подлежит юридическому оформлению и имеет абсолютно правовой характер.
Остановимся более подробно на основах функционирования организованного и свободного рынка ценных бумаг.
Организованный рынок ценных бумаг - система фондовых бирж - обладает четырьмя неотъемлемыми чертами:
· сделки совершаются часто;
· между ценой спроса и ценой предложения почти никогда нет большого разрыва;
· сделки проводятся за короткое время, как правило, не бывает значительного колебания цен.
Все это обеспечивается комплексом целенаправленных организационных действий.
Прежде всего необходимо, чтобы круг держателей ценных бумаг каждой компании был как можно более широк. Кроме того, следует всемерно способствовать совершению краткосрочных операций по купле-продаже. Другим важным фактором является наличие большого числа крупных компаний, однако на организованном рынке обязательно должны быть представлены средние и небольшие компании.
Также следует отметить тот факт, что организованный рынок обладает способностью к самоускорению и самозамедлению. Активный рынок создает впечатление легкой ликвидности ценных бумаг, чем стимулирует их покупку. Кроме того, он привлекает многообразием возможностей, что увеличивает число операций на кредитной основе.
Свободный рынок ценных бумаг можно охарактеризовать как рынок, не имеющий определенного местонахождения, сделки на котором осуществляются вне биржи. Еще одно название - телефонный рынок - указывает на основной способ осуществления сделок.
Свободный рынок представляет собой вторую не менее важную сферу распространения и оборота инвестиционных ресурсов. По некоторым видам бумаг он уступает, а по другим - значительно превосходит биржевую систему. Это касается прежде всего государственных и муниципальных облигаций, акций многих банков, страховых и инвестиционных компаний. Вместе с ними на свободном рынке обычно циркулирует огромное число выпусков, которые в силу различных причин не могут обращаться на бирже. К ним относятся следующие:
· выпуски, ориентированные на ограниченный круг потенциальных покупателей, требующие особых методов распространения;
· малые выпуски;
· бумаги с очень высокой ценой;
· бумаги, в которых предложение соответствует спросу, т. е. покупатель широко известен и распространить бумаги легко;
· бумаги, выпущенные под залог недвижимости;
· бумаги, тесно связанные с региональными хозяйственными комплексами или социально-производственной инфраструктурой;
· безбумажная форма выпуска, когда эмитент не хочет себя афишировать.
Также на свободном рынке совершаются сделки с акциями крупных компаний, циркулирующими в биржевой системе.
Основными участниками свободного рынка являются брокерско-дилерские конторы, для которых характерна сравнительно узкая специализация по видам бумаг и сделок, а также банки и инвестиционные компании. В свою очередь банки подразделяются на инвестиционные, главным предметом деятельности которых является подписка на распространение акций и облигаций различных корпораций, и коммерческие, занимающиеся на свободном рынке главным образом распродажей федеральных и местных облигаций. Значительное число сделок на свободном рынке осуществляется не на комиссионной, а на чистой (или дилерской) основе. Это означает, что услуги клиентам оказываются ради дохода от разницы цен - от последующей перепродажи дилером бумаг по более высокой цене либо от их покупки для клиентов по более низкой цене.
Свободный рынок всегда находится не только под государственным контролем, но и под контролем со стороны ассоциации, объединяющей данных рыночных субъектов. Во всех развитых капиталистических странах участники свободного рынка, как и участники фондовых бирж, подлежат не только юридическому, но и профессионально-квалификационному контролю.
В заключение следует отметить, что комиссионные вознаграждения на свободном рынке никак не нормируются общими правилами. Фактически же комиссионные колеблются от минимальных значений на организованном рынке до 5% (а иногда и выше) от суммы сделки на свободном рынке.
4. Инвестиции - это долгосрочное вложение финансовых и экономических ресурсов с целью получения доходов и (или) иных благ в будущем - социальных, экологических, образовательных, инфраструктурных и других.
Сущность инвестиций заключается в том, что это финансирование каких-либо проектов с целью прироста определенного блага (нескольких благ), либо вложение в эти проекты с теми же целями неденежных ресурсов: ценных бумаг, материальных ресурсов, интеллектуальных ресурсов (лицензий, патентов, программного обеспечения и пр.).
Инвестиции являются необходимым фактором развития страны, региона, необходимым фактором создания или развития предприятия или организации, реализации инвестиционного проекта. Однако сами по себе инвестиции не являются достаточным фактором успешного развития и реализации инвестиционного проекта. Важно как прогнозируются и планируются инвестиции, как организуется инвестиционный процесс, куда территориально направляются инвестиции, на какие цели и во что вкладываются средства, кто является инвестором и кто реализует проект. Т.е. важен весь инвестиционный процесс от начала до конца: предварительный анализ инвестиционного проекта, его мониторинг и коррекция в процессе выполнения, его завершение.
Различают следующие типы инвестиций:
- прямые или реальные инвестиции - в физические активы: в строительство новых производств, в реконструкцию действующих производств, в приобретение средств производства и т.д.;
- портфельные инвестиции - вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы;
- инвестиции в нематериальные активы - вложения в изобретения, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и иные интеллектуальные ценности;
- инвестиции в человеческий капитал - в образование, знания, науку, в здоровье населения, в переподготовку работников, в информационное обслуживание работников, в обеспечение безопасности и т.д.;
- инновационные инвестиции - вложения в новшества, повышающие конкурентоспособность продукции, создающие новые ее свойства и качества;
- рисковые или венчурные инвестиции - рискованные или спекулятивные инвестиции в расчете на быструю окупаемость и высокие доходы;
- венчурные технологические инвестиции - инвестиции в малые технологические предприятия, создаваемые, как правило, с нуля при поддержке венчурных фондов и государства под некую инновационную идею, обещающую повышенные доходы и конкурентоспособную инновационную продукцию.
Инвестор - лицо, вкладывающее свои активы в проект с целью получения дохода или реализации других целей (мировой инвестиционный институт - МВФ, Мировой банк и др., государство, юридическое или физическое лицо).
С понятием инвестиций тесно связано понятие инвестиционного проекта.
Инвестиционным проектом называется план вложений экономических и иных ресурсов с целью получения прибыли или решения других задач (например, социальных, экологических, инфраструктурных).
С понятием инвестиционного проекта тесно связано понятие инвестиционного анализа проектов.
Инвестиционный анализ проекта - это оценка реальности получения планируемой инвестором прибыли или иных благ от реализации проекта и оценка рисков потери средств, доходов и благ в сравнении с другими альтернативными проектами. Инвестиционный анализ предусматривает мониторинг процесса реализации проекта и предоставление информации руководителям проекта для принятия решений по коррекции хода его реализации.
Различают инвестиционный анализ на макро - и микроуровнях.
Воплощению инвестиционного проекта в жизнь предшествует инвестиционный анализ, по результатам которого и принимается решение о реализации проекта (финансировании) или об отказе от него.
Инвестиционный процесс - это временная, стадийная реализация инвестиционных проектов на макро- и микроуровнях и создание благоприятного (привлекательного) инвестиционного климата для привлечения в экономику инвестиций и эффективной их трансформации в продукцию, услуги, блага и повышение качества жизни населения.
Инвестиционный процесс на макро- или микроуровне базируется на инвестиционной стратегии. Он включает временные стадии, во многом совпадающие со стадиями инвестиционных проектов, стратегий, концепций и программ.
Стратегия - это долгосрочный план развития субъекта: страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный на выбранной концепции развития, долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития.
К понятию стратегии близко соотносится понятие концепции, которое, однако, имеет более обобщенный или укрупненный характер.
Концепция - единый замысел развития субъекта: страны, отрасли, региона, предприятия или организации.
Различают общую стратегию развития субъекта, например, стратегию развития страны, региона, корпорации и частные стратегии: инвестиционную стратегию, инновационную стратегию, стратегию развития персонала, стратегию развития высоких технологий, стратегию развития нефтяной промышленности и т.д.
Долгосрочная программа развития - детализированная стратегия развития.
Концепция, общая стратегия и программа развития страны базируются на инвестиционной стратегии, которая в свою очередь определяется общими целями и задачами.
Инвестиционная стратегия - долгосрочный план вложения финансовых и экономических ресурсов в развитие субъекта, реализующий поставленные цели, проекты и задачи страны, общества, собственников средств и ресурсов, предприятий, организаций и физических лиц.
Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется на макро- и микроуровнях (на уровне государства, региона, отрасли, муниципального образования (мо), на уровне предприятий и организаций).
Различают следующие виды инвестиционных стратегий:
государственную инвестиционную стратегию развития;
региональную инвестиционную стратегию развития;
инвестиционную стратегию развития на местном уровне (муниципальную инвестиционную стратегию);
корпоративную инвестиционную стратегию развития;
отраслевую инвестиционную стратегию развития;
общую инвестиционную стратегию развития субъекта;
частные инвестиционные стратегии развития субъекта, входящие в общую стратегию его развития.
Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиями развития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочном инвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализе и отборе проектов.Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: органы, управляющие государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, граждане, предприятия и другие юридические лица, иностранные граждане и юридические лица, государства и международные организации.
Субъекты инвестиционной деятельности могут совмещать функции двух и более участников инвестиционного процесса. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Каждый инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры, экономическую эффективность инвестиций и подбирает юридических и физических лиц (как правило, на конкурсной основе), необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор может выступать в роли заказчика, вкладчика, кредитора, покупателя, а также выполнять другие функции участников инвестиционного процесса.
Типы инвесторов
По организационной форме инвесторы подразделяются:
- юридические лица
- физические лица
- объединение юридических лиц (холдинги, концерны, промышленно-финансовые группы)
- государственные органы
По направлению основной деятельности:
- индивидуальные инвесторы (юридические и физические лица либо объединение юридических и физических лиц)
- институциональные инвесторы (финансовые посредники, аккумулирующие средства индивидуальных инвесторов)
По форме собственности:
- частные
- государственные
- муниципальные
По принятой стратегии:
- консервативные
- умеренно агрессивные
- агрессивные
По целям инвестирования:
- стратегические - в качестве главной цели выступает обеспечение реального участия в стратегическом управлении объектом инвестирования
- портфельные - вложение средств в разные объекты с целью получения желаемого уровня дохода
По принадлежности к резидентам:
- резиденты (отечественные инвесторы)
- не резиденты (иностранные инвесторы)
5. Возникновение фондовых бирж относится к XVI – XVII векам, характеризующимся первоначальным накоплением капитала и появлением акционерных обществ. Первой биржей, на которой осуществлялась торговля ценными бумагами, считается биржа, созданная в Антверпене в 1531 году. На данной бирже проводились и товарные операции. Однако данная биржа просуществовала недолго, закрывшись в конце XVI века.
Старейшей фондовой биржей мира, которая существует в настоящее время, является Амстердамская фондовая биржа, созданная в 1611 году. Эта биржа была универсальной, т.е. на ней заключались сделки, связанные как с поставкой товара, так и с ценными бумагами.
Образование фондовых бирж преследует достижение определенных целей:
· Создание специализированного места, оснащенного необходимыми техническими средствами для проведения регулярных торговых операций;
· Оценка качества ценных бумаг эмитентов и допуск к биржевой торговле только высоконадежных ценных бумаг;
· Ведение котировок ценных бумаг и установление равновесной цены;
· Создание организованного ранка ценных бумаг, на котором действия участников регулируются правилами и стандартами, установленными биржей;
· Обеспечение гарантий исполнения сделок по ценным бумагам, поставки ценных бумаг и взаимных расчетов;
· Обеспечение информационно открытости и прозрачности фондового рынка для всех участников.
По своему организационному строению различают два типа бирж:
· Биржи публично-правового характера;
· Биржи частного характера.
Биржи публично-правового характера находятся под контролем государственных органов, которые назначают ведущих биржевых работников и контролируют их деятельность.
Примером страны, на фондовом рынке которой функционируют биржи только публично-правового характера, может служить Франция, где все биржи являются государственными.
Биржи частного характера образуются как закрытые компании в форме закрытых акционерных обществ, ассоциаций и т.п. В России биржи создаются в виде некоммерческого партнерства, участниками которого становятся организации, имеющие статус профессиональных участников фондового рынка. Каждый учредитель биржи является ее членом, имеет торговое место на бирже. Исходя из этого, число членов биржи ограничено.
Методы организации биржевой торговли.
В зависимости от степени развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, поступающих заказов на покупку и продажу, или участников торговых операций, динамики изменения цен применяются различные способы проведения торговли ценными бумагами.
Различают два основных способа организации торговли ценными бумагами: двойной и простой аукцион, каждый из которых имеет свои разновидности.
Простой аукцион.
Простой аукцион представляет собой организацию торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели проводят эпизодические сделки напрямую между собой. Он характеризуется нерегулярностью проведения операций и отсутствием развитой сети посредников при осуществлении торговли. Простой аукцион в зависимости от спроса и предложения может быть организован в виде:
· Аукциона продавца;
· Аукциона покупателя;
· Заочного аукциона.
Простой аукцион продавца предполагает наличие на рынке ограниченного числа продавцов, которые предлагают для продажи ценные бумаги, и относительно большой спрос со стороны покупателей, которые конкурируют между собой. Продавец предлагает для реализации финансовый актив, устанавливая стартовую (начальную) цену, ниже которой он не продаст ценные бумаги. При наличии большого числа покупателей стартовая цена не имеет принципиального значения, так как реальная цена определится в ходе конкурентных торгов. Сделка заключается между продавцом и победителем аукциона, готовым заплатить наивысшую цену. Именно по такой системе осуществлялась продажа пакетов акций предприятий в процессе приватизации в России. Данный тип торговли получил название «английский аукцион».
Простой аукцион покупателя предполагает, что рынке существует достаточно много продавцов при ограниченном числе покупателей. В этом случае покупатель выбирает наилучшее предложение со стороны продавцов, которые вынуждены снижать цены, чтобы реализовать финансовый актив. Такая ситуация возникает на рынке, когда для реализации предлагаются акции предприятия, финансовое состояние которого не очень хорошее и владельцы ценных бумаг стремятся от них избавиться. Аукцион проходит путем последовательного снижения продавцом цен на акции. Победителем становится тот покупатель, который первым согласится на предлагаемую цену. В мировой практике, когда торги идут по принципу снижения цен на предлагаемые ценные бумаги, данный тип аукциона называют «голландским аукционом». Одной их форм простого аукциона является организация закрытого аукциона, при котором продавец объявляет о продаже определенного числа ценных бумаг в течение ограниченного периода времени. Покупатели подают заявки на приобретение данного актива, предлагая соответствующие цены. Инвесторы не имеют информации он общем числе подаваемых заявок, предлагаемом другими покупателями уровне цен и количестве ценных бумаг, которые желают приобрести другие участники аукциона. В период проведения аукциона осуществляется накопление заявок, после чего информация о количестве ценных бумаг, на которые поданы заявки, и уровне цен обрабатывается и сообщается продавцу, который принимает решение о приемлемом уровне цены. Ценные бумаги приобретают инвесторы, чьи предложения по цене были выше или равны цене, устраивающей продавца. Данная форма проведения аукциона использовалась в России при продаже акций приватизированных предприятий на чековых аукционах, а также применяется в настоящее время при первичном размещении государственных облигаций.
Двойной аукцион
Наибольшее распространение в мировой практике получила организация торговли в форме двойного аукциона, при котором идет одновременная конкуренция как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Двойной аукцион может существовать только при наличии на рынке большого количества ценных бумаг, обладающих высокой степенью ликвидности, значительного числа участников фондового рынка, заинтересованных в проведении операций по данным ценным бумагам, а также при существовании хорошо организованной инфраструктуры фондового рынка. В странах с развитым фондовым рынком биржевая и внебиржевая торговля ценными бумагами идет в форме двойного аукциона. Организация торговли в этом случае предусматривает одновременной поступление заявок на покупку и продажу финансовых активов по определенным ценам. Перед организаторами торговли ставится задача максимального удовлетворения поступающих заказов по приемлемым для участников торгов ценам и обеспечение эффективного функционирования рынка.
В зависимости от методов удовлетворения заявок участников двойной аукцион подразделяется на непрерывный и залповый (онкольный).
Залповый аукцион предполагает, что сделки совершаются не постоянно, а с определенной периодичностью. Поступающие заявки в течение определенного периода времени накапливаются, обрабатываются, а затем у<