Методические указания к выполнению и защите для
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА БАКАЛАВРА
Методические указания к выполнению и защите для
направления подготовки 38.03.01 «Экономика»
Брянск
ББК
Выпускная квалификационная работа бакалавра [Текст] + [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению и защите для направления подготовки 38.03.01 «Экономика». – Брянск: БГТУ, 2016. – с.45.
Разработала:
д.э.н, доц. Кулагина Н.А.
Рекомендовано кафедрой «Экономика, организация производства, управление» БГТУ (протокол № 1 от 21 января 2016 года)
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г. n 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме:
государственного экзамена;
защиты выпускной квалификационной работы (далее вместе - государственные аттестационные испытания).
Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями с учетом требований, установленных стандартом.
В соответствии с Положением об итоговой аттестации БГТУ государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (ВКР).
ВКР предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы и представляет собой законченную разработку по конкретной теме, связанной с будущей квалификацией.
Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» выполняется в соответствии с учебным планом подготовки бакалавра экономики и направлена на решение следующих задач:
- систематизация, закрепление и применение полученных знаний при решении конкретных научных и практических задач в профессиональной сфере;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения обучающимися методикой исследовательской деятельности;
- выявление умений выпускника по обобщению результатов работы, разработке практических рекомендаций в исследуемой области;
- приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.
Достижению перечисленных целей должны быть подчинены задачи, решаемые бакалавром в выпускной квалификационной работе:
– правильно применять теоретические положения изученных ранее научных дисциплин;
– знать и уметь применять современные методы анализа (включая экономико-математическое моделирование);
– грамотно выполнять финансово-экономические и другие расчеты, используя для этого современные компьютерные средства;
– знать и уметь обосновывать целесообразность внедрения на предприятии (организации, фирме и т.п.) передовых достижений современной экономико-управленческой науки и практики;
– уметь (в письменном виде и устном выступлении) четко и логично формулировать свои мысли, предложения, рекомендации.
Для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими выпускную квалификационную работу совместно) распорядительным актом организации закрепляется руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников организации и при необходимости консультант (консультанты).
Руководитель обязан осуществлять руководство ВКР, в том числе:
– оказывать консультационную помощь студенту- бакалавру в определении окончательной темы ВКР, в подготовке плана ВКР, графика выполнения ВКР, в подборе литературы и фактического материала;
– содействовать в выборе методики исследования;
– осуществлять систематический контроль за ходом выполнения ВКР
в соответствии с планом и графиком ее выполнения;
– информировать заведующего кафедрой в случае несоблюдения студентом графика выполнения ВКР;
– давать квалифицированные рекомендации по содержанию ВКР;
– произвести оценку качества выполнения ВКР в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (отзыв руководителя).
Бакалавр обязан представить окончательный вариант ВКР руководителю не менее чем за три недели до назначенной даты защиты ВКР.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
1 Выбор темы.
2 Формирование структуры работы.
3 Составление календарного графика выполнения выпускной квалификационной работы с учетом анализа информации о возможности получения необходимых законодательных и других нормативных документов, литературы по теме работы, первичной информации о результатах деятельности исследуемого предприятия, использования ресурсов сети Internet и т.п.
4 Сбор, анализ и обобщение информационных материалов по выбранной теме, в том числе первичной информации о финансово-экономической, управленческой, технической и иной информации по исследуемому предприятию.
5 Формулирование по результатам анализа основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
6 Письменное изложение текста выпускной квалификационной работы и представление руководителю ее первого варианта.
7 Доработка первого варианта выпускной квалификационной работы с учетом замечаний руководителя.
8 Чистовое оформление выпускной квалификационной работы, списка использованных источников, глоссария и приложений.
9 Подготовка доклада для защиты выпускной квалификационной работы на заседании аттестационной комиссии.
10 Подготовка раздаточного материала, включающего в себя в сброшюрованном виде компьютерные распечатки (формата А4) схем, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п.).
11 Направление выпускной квалификационной работы на рецензирование (если это необходимо).
12 Получение допуска к защите и отзыва на выпускную квалификационную работу.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна удовлетворять следующим требованиям:
-содержать изложение теории проблемы, поставленной в работе;
-использовать фактические данные предприятий и организаций различных организационно – правовых форм, фактический материал в виде отчетных, плановых и проч. документов, таблиц, рисунков, диаграмм, схем и т.д.;
-содержать необходимые аналитические, прогнозные или плановые расчеты;
-использовать экономико-математические модели и компьютерные технологии (электронные таблицы, пакеты прикладных программ, графики, выполненные на компьютере);
-предлагать рекомендации по совершенствованию изучаемых процессов;
-строго соответствовать требованиям Гост 7.32-2001 по оформлению.
В выпускной квалификационной работе бакалавра студент должен показать:
достаточную теоретическую подготовку и способность проблемного изложения теоретического материала;
умение изучать и обобщать нормативные акты и литературные источники;
способность решать практические организационно-экономические задачи;
навыки комплексного анализа ситуаций, моделирования и расчетов, владения современной вычислительной техникой;
умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых решений;
умение логически строить текст, формулировки выводов и предложений.
Профессиональная готовность студента определяется умением отобрать необходимую информацию, обработать её, сделать обоснованные обобщения, выводы, предвидеть последствия и аргументировать целесообразность реализации предлагаемых решений.
При написании ВКР любого уровня соискатель имеет право использовать собственные работы (эссе, курсовые работы и ВКР) предыдущих уровней обучения.
Объем ВКР бакалавра 70-80 страниц машинописного текса.
Обязательным требованием к ВКР бакалавра, вне зависимости от ее типа, (см. ниже), является демонстрация овладения студентом научными знаниями по избранной теме. Соответственно, в ней должен содержаться обзор научной литературы, должны быть освещены основные анализируемые проблемы, а также продемонстрировано знание основных точек зрения и концепций по данной тематике.
В ВКР бакалавра должно быть продемонстрировано овладение соискателем стандартными методиками исследований, навыками расчетов и применения компьютерных программ, умение обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки.
Выпускная квалификационная работа должна характеризоваться:
– четкой целевой направленностью;
– логической последовательностью изложения материала;
– краткостью и точностью формулировок;
– конкретностью изложения результатов работы;
– доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;
– грамотным оформлением.
Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы не является обязательным документом для ее защиты на заседании аттестационной комиссии. Однако наличие такой справки характеризует высокий уровень выполнения выпускной квалификационной работы и готовность будущего специалиста квалифицированно решать профессиональные задачи.
Программа государственной итоговой аттестации, включая требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, критерии оценки защиты выпускных квалификационных работ, утвержденные организацией, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выбор темы работы осуществляется выпускником, исходя из уровня понимания и осознания ее актуальности для современной науки и практики. Она должна соответствовать основным сферам и направлениям будущей деятельности выпускника, а также выполняемым им функциям на предприятиях (организациях, фирмах, учреждениях, банках и т.д.).
При выборе темы ВКР необходимо учитывать возможность получения требуемой исходной информации: если студент четко представляет, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях именно это обстоятельство может предопределить выбор темы ВКР.
Все темы выпускных квалификационных работ, имеющие прикладной характер, выполняются на реальных данных предприятий (организаций, фирм, учреждений, банков, предпринимателей без образования юридического лица и т.д.) либо на конкретной статистической, технико-экономической, финансовой и иной информации, полученной из литературных и иных источников, включая компьютерную сеть Internet.
Организация утверждает перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся, и доводит его до сведения обучающихся не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации.
По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих выпускную квалификационную работу совместно) организация может в установленном ею порядке предоставить обучающемуся (обучающимся) возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ВКР
Профиль: «Финансы и кредит»
Базы практики- предприятия и организации различных организационно-правовых форм собственности
1. Доходы и расходы в деятельности предприятия: формирование и направления оптимизации (на примере...)
2. Направления повышения финансовых результатов деятельности организации (на примере...)
3. Диагностика финансового состояния предприятия и направления его улучшения (на примере...)
4. Направления повышения платежеспособности и кредитоспособности предприятия (на примере...)
5. Оценка вероятности банкротства предприятия и направления формирования антикризисной финансовой программы развития (на примере...)
6. Разработка финансового плана развития предприятия (на примере...)
7. Разработка и внедрение интегрированной системы бюджетирования в организации (на примере...)
8. Диагностика финансовой устойчивости и направления ее повышения в условиях организации (на примере...)
9. Разработка направлений активизации деловой активности организации (на примере...)
10. Оценка стоимости бизнеса и направления ее повышения (на примере...)
11. Формирование и эффективность использования оборотного капитала предприятия (на примере...)
12. Использование современных программных продуктов в целях диагностики финансовой деятельности организации (на примере...)
13. Направления повышения долгосрочной и краткосрочной платежеспособности предприятия(на примере...)
14. Разработка направлений оптимизации запасов в организации (на примере...)
15. Предложения по оптимизации расходов и снижению себестоимости в деятельности предприятия (на примере...)
16. Разработка бизнес-плана как мера по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере...)
17. Инструменты заимствования и краткосрочные источники финансирования деятельности компании (на примере...)
18. Направления оптимизации использования финансовых ресурсов предприятия (на примере...)
19. Разработка мер по оптимизации дебиторской задолженности предприятия (на примере...)
20. Инструменты заимствования и долгосрочные источники финансирования деятельности компании (на примере...)
21. Разработка мер по оптимизации кредиторской задолженности предприятия (на примере...)
22. Комплексное исследование денежных потоков предприятия и направления их оптимизации (на примере...)
23. Диагностика финансовых результатов и направления повышения запаса финансовой прочности предприятия (на примере...)
24. Направления повышения эффективности использования собственного и заемного капитала предприятия (на примере...)
25. Формы и методы финансового оздоровления компании (на примере...)
26. Оценка безубыточности производства и разработка мер по повышению доходности бизнеса (на примере...)
27. Формирование структуры капитала фирмы и повышение ликвидности ее активов (на примере...)
28. Диагностика ликвидности баланса и платежеспособности предприятия (на примере...)
29. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия (на примере...)
30. Направления повышения эффективности использования инвестиционного потенциала предприятия (на примере...)
31. Использование современных форм привлечения капитала для повышения доходности бизнеса (на примере...)
32. Совершенствование финансовой политики предприятия (на примере...)
33. Повышение эффективности финансового механизма предприятия малого бизнеса(на примере...)
34. Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии (на примере...)
35. Оценка эффективности инвестиционного проекта (на примере...)
36. Оценка эффективности финансовой политики предприятия (на примере...)
37. Формирование системы налогового планирования на предприятии (на примере...)
38. Налоговая нагрузка организации и способы ее снижения (на примере...).
39. Разработка направлений оптимизации кредиторской и дебиторской задолженности предприятия (на примере...).
40. Разработка направлений повышения эффективности использования активов предприятия (на примере...).
41. Разработка направлений повышения эффективности использования собственного капитала предприятия (на примере...)
42. Разработка направлений повышения оборачиваемости запасов предприятия (на примере...)
43. Заемный капитал предприятия: состав и разработка направлений повышения эффективности использования (на примере...)
44. Доходы, расходы и прибыль предприятия (на примере...)
45. Оценка стоимости капитала предприятия и направления его оптимизации (на примере...)
46. Совершенствование политики привлечения заемного капитала (на примере...)
47. Эффект операционного и финансового рычага в условиях делового риска предприятия (на примере...)
48. Финансирование долгосрочных инвестиций в основной капитал предприятия (на примере...)
49. Финансирование краткосрочных инвестиций в оборотный капитал предприятия (на примере...)
50. Денежные потоки предприятия: анализ и методы оптимизации (на примере...)
51. Финансовые инвестиции предприятия (на примере...)
52. Формирование дивидендной политики корпорации (на примере...)
53. Разработка операционных бюджетов в условиях предприятия (на примере...)
54. Содержание и технология составления финансовых бюджетов предприятия (на примере...)
55. Методы прогнозирования финансовой несостоятельности предприятия (на примере...)
56. Повышение сбалансированности денежных потоков предприятия (на примере...)
57. Диагностика финансового равновесия между активами и пассивами предприятия (на примере...)
58. Оценка операционного левериджа и запаса финансовой прочности предприятия (на примере...)
59. Оценка кредитоспособности и платежеспособности предприятия (на примере...)
60. Оценка деловой активности и распределения прибыли предприятия (на примере...)
Базы практики- кредитные учреждения
1. Автоматизированные информационные технологии удаленного банковского обслуживания (на примере…)
2. Мероприятия по повышению финансовой устойчивости коммерческого банка (на примере…)
3. Направления сбалансированности активных и пассивных операций коммерческого банка (на примере…)
4. Рынок депозитов в регионе и предложения по его развитию (на примере…)
5. Направления улучшения финансового состояния коммерческого банка (на примере…)
6. Ипотека на региональном уровне: состояние и перспективы (на примере…)
7. Комплексный мониторинг рынка кредитования (физ./юр. лиц) в Брянской области (на примере…)
8. Оценка кредитоспособности заемщика (физ./юр. лица) и направления ее совершенствования (на примере…)
9. Банковское кредитование физ./юр. лиц и направления его совершенствования (на примере…)
10. Банковские платежные карты как перспективный инструмент безналичных расчетов (на примере…)
11. Комплексное банковское обслуживание корпоративных клиентов (на примере…)
12. Банковское обслуживание премиум-клиентов (на примере…)
13. Направления совершенствования рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков (на примере…)
14. Продвижение инвестиционных и банковских услуг в регионе (на примере…)
15. Перспективы развития ипотечного кредитования/ потребительских кредитов/ депозитов/ лизинга/ кредитования субъектов малого бизнеса (на примере…)
16. Дистанционное банковское обслуживание расчетных операций юр./ физ. лиц в коммерческом банке (на примере…)
17. Оценка и пути повышения ликвидности банка (на примере…)
18. Направления совершенствования банковского обслуживания юридических лиц (на примере…)
19. Микрокредиты и их значение для развития малого бизнеса (на примере…)
20. Предложения по совершенствованию банковских продуктов (на примере…)
21. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере…)
22. Повышение качества обслуживания физических лиц в коммерческом банке (на примере…)
23. Методы оценки и анализа кредитного риска в коммерческом банке (на примере…)
24. Internet-технологии как фактор развития банковского бизнеса (на примере…)
25. Факторинговая деятельность банка: проблемы и перспективы развития (на примере…)
26. Критерии и методы оценки финансовой устойчивости коммерческого банка (на примере…).
27. Критерии и показатели оценки качества активов коммерческого банка (на примере…)
28. Критерии оценки качества ссуд кредитной организации и их развитие (на примере…).
Базы практики- страховые организации
1. Проблемы и перспективы личного страхования (на примере...)
2. Направления повышения доходности страховой организации (на примере...)
3. Мероприятия по снижению рисков страховой организации (на примере...)
4. Направления повышения финансовых результатов деятельности страховой организации (на примере...)
5. Совершенствование инвестиционной деятельности страховой организации (на примере...)
6. Направления повышения платежеспособности и финансовой устойчивости страховой организации (на примере...)
7. Мероприятия по привлечению дополнительных финансовых ресурсов страховой организации (на примере...)
8. Финансовое планирование в страховой организации (на примере...)
9. Направления совершенствования страхования автогражданской ответственности (на примере...)
10. Совершенствование финансового механизма функционирования страховой организации (на примере...)
11. Направления оптимизации страхового портфеля организации (на примере...)
12. Современное состояние и перспективы развития кредитного страхования (на примере...)
13. Современное состояние и перспективы развития страхования грузов (на примере...)
14. Современное состояние и перспективы развития медицинского страхования (на примере...)
15. Современное состояние и перспективы развития страхования ответственности (на примере...)
16. Современное состояние и перспективы развития страхования имущества (на примере...).
Базы практики- государственные и муниципальные
бюджетные учреждения
1. Совершенствование инвестиционной политики (на примере...)
2. Направления повышения доходной базы бюджета (на примере...)
3. Повышение инвестиционной привлекательности (на примере...)
4. Направления оптимизации расходной части бюджета (на примере...)
5. Состояние и направления совершенствования системы исполнения бюджета (на примере...)
6. Финансовое обеспечение развития муниципальных образований (на примере...)
7. Разработка сбалансированной системы показателей для оценки эффективности финансового механизма бюджетного учреждения (на примере...)
8. Совершенствование организации финансовой работы бюджетного учреждения (на примере...)
9. Оценка налогового потенциала (на примере...)
10. Повышение роли налогов в доходной части бюджета (на примере...)
11. Налоговый контроль по видам налогов (на примере…)
12. Налогообложение бюджетных учреждений (на примере…)
13. Организация финансовой деятельности пенсионного фонда (на примере…)
В соответствии с Приказом Минобрнауки от 29 июня 2015 г №636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программа высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета и магистратуры» «по письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих выпускную квалификационную работу совместно) организация может в установленном ею порядке предоставить обучающемуся (обучающимся) возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Аннотация включает в себя следующие обязательные элементы- название темы исследования; указание общего содержания работы в машинописных страницах, количества таблиц и рисунков. Раскрываются основные элементы введения, трех глав, заключения (Приложение 1).
Содержание ВКР. По ГОСТ 7.32-2001 заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки.
Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. (Приложение 2).
Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная квалификационная работа. При этом обосновывается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы со ссылками на специальную литературу, зарубежный и отечественный опыт; определяется цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект исследования (предприятие, его цех, иное структурное подразделение, организация, фирма, учреждение, банк и т.п.) и предмет исследования; описывается информация, на базе которой выполнена квалификационная работа, методы ее сбора и обработки. Объем введения для выпускных квалификационных работ бакалавров – 2-3 страницы.
Основная часть выпускной квалификационной работы бакалавров, как правило, состоит из трех глав, каждая из которых может в свою очередь делиться на 3-4 параграфа.
Первая глава основной части – теоретическая. Она содержит литературный обзор и посвящена раскрытию общеэкономических и общих управленческих вопросов избранной темы выпускной квалификационной работы. На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента. Здесь же обосновываются методические приемы и техника выполнения исследования. Обязательно наличие ссылок на источники литературы.
Вторая глава (практическая) основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. С использованием методов, изученных в процессе обучения, в ней анализируется информация об экономическом состоянии объекта исследования, финансово-экономических результатах его деятельности, эффективности применяемой на нем системы менеджмента и др.
Результаты анализа служат базой для разработки и обоснования в выпускной квалификационной работе конкретных предложений для улучшения экономического состояния объекта исследования и совершенствования системы менеджмента. Здесь же (при необходимости) выполняются расчеты (по общепринятым или усовершенствованным самим академическим абитуриентом методикам) экономического эффекта или экономической эффективности мер, предлагаемых в выпускной квалификационной работе; обосновываются научная, экономическая, социальная и другие ценности полученных результатов.
Третья глава предполагает разработку резервов повышения эффективности функционирования объекта исследования в области выбранной темы ВКР и проведенного аналитического исследования проблемы во второй главе. Бакалавр должен экономически обосновать целесообразность использования в практической деятельности объекта исследования предлагаемых рекомендаций.
В заключении синтезируется суть работы, подводятся итоги и оценивается полнота решения поставленных задач, обобщаются полученные результаты, намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования. Заключение должно занимать 3- 5 страниц.
Список использованных источников - не менее 25 наименований, среди которых должно быть не менее 50-60% статей в академических журналах.
Приложения. Представляется информация справочно-аналитического характера, копии учредительных документов, финансовой отчетности и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» текст ВКР печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта – черный. Размер шрифта (кегль) – не менее 12. Обычная практика – кегль 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно – Times New Roman.
Размеры полей: правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится.
По ГОСТ 7.32-2001 главы основной части работы не являются структурными элементами – таким элементом (наряду с рефератом (т.е. аннотацией), содержанием, введением, заключением, списком использованных источников, приложением и др.) является только вся основная часть в целом. По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчеркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
Главы обычно нумеруют. Главы могут делиться на параграфы, которые в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты (и более мелкие разделы). Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделенных точкой. В конце номера точка не ставится. Аналогичным образом нумеруются и пункты в параграфе (например: 2.4.2 Анализ результатов). Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.
В соответствии с ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», по которому абзацный отступ равен пяти ударам пишущей машинки (или 15-17 мм).
Расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками главы и параграфа – 2 интервала (8 мм).
По ГОСТ 7.32-2001 на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. Точка в конце названия не ставится:
Рисунок 1. Мотивационный профиль главного бухгалтера
ООО «Закат»
По ГОСТ 7.32-2001 на все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела – в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2).
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 – Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится.
Таблица 21- Выделение уровней оценки персонала
Уровень оценки | Периодичность | Метод | Возможности использования |
Повседневная оценка профессиональной деятельности (сильных и слабых сторон) | Один раз в день, один раз в неделю | Анкетирование по фактическим действиям Обсуждение | Обратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения |
Периодическая оценка исполнения обязанностей | Один раз в полгода, год | Анкетирование по фактическим действиям и результатам труда Интервью Обсуждение | Определение перспективы и разработка совместных целей |
Оценка потенциала | Разовая, перманентная | Тестирование Центр оценки | Построение кадрового прогноза, планирование карьеры |
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).
Таблицу с большим количеством столбцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и столбцы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером столбцов и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами столбцы и(или) строки первой части таблицы.
Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.
Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
По ГОСТ 7.32-2001 формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».
Если нужны пояснения к символам и коэффициентам, то они приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле.
Все формулы нумеруются. Обычно нумерация сквозная. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
А = а:b (1)
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой, например: (1.4).
Формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например: (В.2).
По ГОСТ 7.32-2001 в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение э