Инвестиционная деятельность организации.
Понятие «инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само слово «инвестиции» английского происхождения (investments) и означает «капиталовложения». С экономической точки зрения существует множество ее определений, но наиболее точное и популярное определение мы находим у П. Самуэльсона – «Инвестирование – отказ от использования доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем». Что же касается определения, заложенного в действующее законодательство, то под инвестициями оно понимает «денежные средства, банковские вклады, паи, акции, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, патенты, в том числе на товарные знаки, кредиты, а также имущественные и неимущественные права, включая интеллектуальную собственность», то есть оно отражает только возможные направления инвестиций и не дает представления об их экономическом содержании. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль {доход) или достигается иной полезный эффект.
Как экономическая категория инвестиции характеризуют:
¾ вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью прироста первоначально авансированной стоимости;
¾ денежные отношения, возникающие между участниками инвестиционной деятельности в процессе реализации инвестиционных проектов (застройщиками, подрядчиками, банками, государством и т. п.).
Инвестиции в основной капитал (основные средства) осуществляют в форме капитальных вложений; они включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, проектной продукции и другие расходы капитального характера.
Капитальные вложения неразрывно связаны с реализацией реальных инвестиционных проектов.
Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по реализации инвестиций (бизнес-план). Приоритетный инвестиционный проект — проект, общий объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства России, включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Срок окупаемости инвестиционного проекта — временной лаг со дня начала финансирования реального проекта до дня, когда разность между полученной суммой чистой прибыли вместе с амортизационными отчислениями и объемом капитальных вложений приобретает положительное значение.
Совокупная налоговая нагрузка — расчетный общий объем денежных средств, подлежащих уплате инвестором в бюджетную систему на день начала финансирования проекта в форме ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).
Классификация инвестиций.
Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляют в различных формах. Для учета, анализа и планирования их классифицируют по отдельным признакам.
Во-первых,по объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции (капитальные вложения) — авансирование денежных средств в материальные и нематериальные активы (инновации) предприятий.
Материальные инвестиции связаны с приобретением или созданием элементов основного капитала и осуществляются, как правило, в рамках инвестиционного проекта. Для этих целей могут быть использованы как собственные, так и заемные средства.
Финансовые инвестиции выражают вложение капитала в финансовые активы, включающие все виды платежных и финансовых обязательств. Они представляют собой вложение средств в различные финансовые инструменты, среди которых наибольшее значение имеют ценные бумаги: долевые (акции) и долговые (облигации).
55. Финансовые инвестиции организаций (предприятий)
Портфель ценных бумаг. Процесс перехода к рынку в Российской Федерации расширил возможности организаций по развитию своих активов, получению доходов. Появилась возможность вкладывать свободные денежные средства, полученные от основной производственной деятельности, в различные виды ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг.
Любой инвестиционный портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций и других ценных бумаг с различной степенью обеспечения, риска и доходности. Доходы представляют собой прибыль, полученную по всей совокупности бумаг данного портфеля.
Разрабатывая инвестиционную финансовую политику, организации могут ставить перед собой различные цели. В общем виде это получение процента, сохранение капитала, обеспечение его прироста.
С изменениями условий цели портфеля могут видоизменяться и выглядеть следующим образом: (
. сохранность и приращение капитала (в отношении ценных бума! с растущей курсовой стоимостью);
• приобретение ценных бумаг, которые по условиям обращения могут заменять наличность:
• Доступ через приобретение пенных бумаг к Дефицитным видам продукции и услуг, имущественным и неимущественным правам;
• расширение сферы влияния и перераспределение собственности, создание холдинговых и цепных структур;
• спекулятивная игра па колебаниях курсов в условиях нестабильного рынка ценных бумаг:
• производные цели (зондирование рынка, страхование от излишних рисков, регулирование денежной наличности и т.д.).
Исходя из выбранных для себя целей организации Могут формировать различные типы портфелей пенных бумаг. Тип портфеля — его характеристика с позиций целей, перед ним поставленных.
Портфель ценных бумаг, ориентированный на получение доходов (доходный портфель]. Цель такого портфеля — получение Текущих доходов, приемлемая величина которых соответствовала бы степени риска, которую инвестор считал бы возможным для себя допустить. Организации, составляющие доходные портфели, осуществляют вложения средств в инструменты рынка ценны к бумаг, которые приносят проценты и дивиденды в суммах выше среднего уровня, а именно: в облигации акционерных обществ, высокодоходные акции, государственные долговые обязательства.
Портфель роста ориентирован на акции, с быстрорастущей курсовой стоимостью на рынке ценных бумаг. Цель такого портфеля — приращение капитала, полому инвестор не ориентируется на текущую выплату дивидендов.
Портфель рискованны* вложений состоит преимущественно из ценных бумаг молодых компаний предприятий «агрессивного» типа, выбравших стратегию быстрого расширено на основе новых технологий и выпуска новой продукции. ,
Сбалансированный портфель состоит из ценных бумаг с быстрорастущей курсовой стоимостью и из высокодоходных. В этом портфеле могут присутствовать и высокорискованных, ценные бумаги. Таким образом, цели приращения капитала, получения доходов и общие риски оказываются сбалансированными.
В специализированном портфеле объединяются ценны бумаги не по общему целевому, а по более Цветным критериям, например: портфели стабильного капитала и дохода; Портфели краткосрочных фондов; региональные и отраслевые портфели; портфели иностранных ценных бумаг.
При формировании любого из портфелей организация должны обеспечивать необходимый уровень его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним.
Понятие ликвидности портфеля ценных бумаг может рассматриваться с двух позиций:
• как способность быстрого превращения всего портфеля пенных бумаг или его части в денежные средства;
• как способность своевременного погашения обязательств перед кредиторами, возврата им заимствованных денежных ресурсов, за счет которых был сформирован портфель ценных бумаг или его часть.
С другой стороны, инвестиционная деятельность организации связана с риском от операций с ценными бумагами.
Риск портфеля - это степень вероятности, что сложатся обстоятельства, при которых инвестор понесет потери, вызванные инвестициями в портфель ценных бумаг, а также операциями по привлечению ресурсов для формирования портфеля.
Следовательно, основными факторами, определяющими инвестиционную политику организации, являются получение дохода, обеспечение ликвидности при определенной степени риска.
56. Система налогообложения организаций.
При организации финансов предприятия учитывают все виды производимых налоговых платежей.
По источникам уплаты налоги предприятий можно классифицировать по следующим признакам:
1. Налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг):
· налог на добавленную стоимость (федеральный налог). НДС — косвенный налог, влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. Определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Ставка налога установлена в следующих размерах: 10% по товарам для детей и продовольственным товарам по перечню, утвержденному Правительством РФ; 20% — по остальным товарам (работам, услугам);
· акцизы (федеральный налог) — это косвенный налог на производство и продажу определенных товаров, включаемый в цену или тариф отдельных групп товаров и оплачиваемый покупателем. Акцизами облагаются: спирт этиловый и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачные, ювелирные изделия, нефть, бензин, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья. Ставки акцизов являются едиными на всей территории РФ, подразделяются на виды:
· в процентах к стоимости товаров без учета акцизов; » твердые ставки в рублях за единицу измерения; » ставки авансового платежа в форме приобретения ма-|;рок акцизного сбора по отдельным видам товаров;
· экспортная таможенная пошлина (федеральный налог) уплачивается предприятиями при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Ставки в зависимости от вида товара: в процентах к таможенной стоимости или в установленном размере за единицу облагаемых товаров:
· налог на реализацию горюче-смазочных материалов (федеральный налог) включен в налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Ставка налога — 25%, объект обложения зависит от того, являются ли предприятия производителями или ведут посредническую деятельность.
2. Налоги, включаемые в себестоимость продукции:
· земельный налог (местный налог). Формами платы являются земельный налог (платят собственники), арендная плата (арендаторы) и нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Земельный налог исчисляется, исходя из площади земли и утвержденных ставок;
· налог с владельцев транспортных средств уплачивают предприятия, имеющие автомобили, автобусы и другие машины. Налог установлен в рублях с каждой лошадиной силы мощности двигателя транспортного средства по ставкам, утвержденным органами власти субъектов РФ;
· плата за пользование недрами включает плату за разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и использование в других целях;
· платежи за предельно допустимое загрязнение окружающей среды устанавливаются субъектами РФ (в Москве объектом обложения являются фактические выбросы загрязняющих веществ);
· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы — размер ставок дифференцирован по видам и группам полезных ископаемых, плата установлена в процентах к стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых;
· плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, введена в целях рационального использования природных ресурсов. Размер платы определяется по тарифам за 1 м3 воды, дифференцированным по водохозяйственным системам и по подземным водным источникам;
· импортные таможенные пошлины — ставка зависит от статуса страны-импортера (пользуется ли режимом наибольшего благоприятствования, является ли пользователем временной схемы референции).
3. Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий (на балансовую прибыль):
· налог на имущество предприятий (региональный налог). Облагаемая база — среднегодовая стоимость имущества (основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе), ставка — 2%;
· налог на рекламу уплачивается, если предприятие рекламирует свои услуги на территории административной единицы, где введен этот налог (ставка не более 5%) — местный налог;
· налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы — местный налог. Установлен по ставкам, утвержденным местными органами власти, но не более 1,5% выручки от реализованной продукции
· сборы на нужды образовательных учреждений. Ставка установлена местными органами власти (не более 3%) в процентах от фонда оплаты труда, рассчитанного, исходя из минимального размера оплаты труда и среднесписочной численности работников.
4. Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли:
· налог на прибыль организаций является прямым налогом, его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли. Ставки по налогу на прибыль составляют в федеральный бюджет — 6,0% в бюджет субъектов РФ — 16,0%, в местный бюджет — 2%. Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та балансовая прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции, от реализации имущества и доходов от внереализационных операций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммовые разницы и др. Следовательно, источником уплаты налога на прибыль служат вместе с прибылью оборотные средства;
· местные налоги, вносимые за счет чистой прибыли — налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы.
· Помимо указанных налоговых платежей, предприятия уплачивают налог на доходы физических лиц, а также Единый социальный налог в размере 35,6% (28% — Пенсионный фонд, 4% — Фонд социального страхования, 3,6% — Фонд медицинского страхования) от расходов на оплату труда работников. С августа 1998 г. на территории России может вводиться региональный косвенный налог — налог с продаж (5%) при реализации продукции за наличный расчет лицам, не имеющим юридического статуса.
57. Система бюджетного финансового планирования деятельности организации.
Анализ — одна из общих функций управлений экономическими системами, значимость которой не подвержена влиянию времени и, вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъектов.
Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике
На момент основания предприятия, а также в первые годы его функционирования приоритетное значение, имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно больше значение приобретают допросы оптимизации финансирования,
текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый «нормальный» режим работы, приоритет отдается обеспечению, в том числе и финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли)
Координация деятельностью предприятий, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляется путем формирования некоторой системы управления.
Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при условии стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом построить свою деятельность, чтобы получаемые доходы превышали его расходы. Извлечение доходов — это риск по своей природе; имеется в виду, что если некая сфера бизнеса является привлекательной, то в нее обязательно попытаются войти конкуренты. Поэтому плановые ориентиры должны подтверждать возможность получения прибыли и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный анализ, в результате которого могут быть получены более или менее обоснованные прогнозы изменения в будущем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры по нивелированию действия возможных негативных факторов. Значимость ретроспективного анализа, в результате которого выясняются причины имевших место отклонений от плановых заданий, менее существенна, хотя, безусловно, не отвергается.
Кроме того, устанавливая деловые связи с контрагентами, предприятие уже не может полагаться на вышестоящий орган управления — вся ответственность за выбор партнера (поставщик, покупатель) лежит на самом предприятии. В этой ситуации резко возрастает значимость умения оценить финансовую состоятельность действующего или потенциального контрагента, поскольку ошибка может дорого сказаться как на ритмичности производства, так и на финансовых результатах. Вот почему роль методик оценки финансового состояния предприятия резко усиливается.
Успешно работающее предприятие сталкивается и еще с одной проблемой — проблемой инвестирования.
Инвестирование в новые сферы бизнеса представляет собой реализацию идеи разумной диверсификации бизнеса, позволяющей сравнительно безболезненно переносить временные спады, обусловленные снижением спроса на основную продукцию фирмы. Что касается финансовых инвестиций, то имеется в виду формирование инвестиционного портфеля, позволяющего получать дивидендный и процентный доходы. Формирование и поддержание такого портфеля предполагает оценку инвестиционной привлекательности эмитентов.
Таким образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция системы управления:
• приобретает 'большую финансовую ориентированность (поскольку на уровне предприятия финансовые показатели имеют известный приоритет перед производственно-техническими; финансовый план, а также финансовые разделы во всех других видах планов начинают играть решающую роль в общем процессе планирования — любая деятельность оправданна в долгосрочном плане лишь в том случае, если она не является
убыточной);
• отдает приоритет прогнозному перспективному анализу перед ретроспективным (последний не отвергается — он нужен, во-первых, для улучшения системы планирования и, во-вторых, для выяснения причин имевших в отчетном периоде благоприятных или неблагоприятных событий; вместе с тем такой анализ носит подчиненный характер, поскольку гораздо важнее научиться прогнозировать и объяснять будущее финансовое положение самой компании и ее контрагентов и благодаря этому избегать нежелательных вариантов действий или по возможности минимизировать их негативное влияние);
• уходит от «точных* оценок в сторону задания коридоров варьирования основных показателей («точные оценки с известной долей условности достижимы лишь в ретроспективном анализе, в перспективном анализе они невозможны в принципе; кроме того, при разработке перспективных финансовых планов активно используется метод имитационного моделирования, когда, варьируя значениями ключевых параметров, т. е. задавая коридоры их изменения, пытаются определить наилучшую из возможных их комбинацию; при этом нужно иметь в виду, что абсолютно наилучшей комбинации, т. е. лучшей по всем параметрам, как правило, достичь невозможно);
• совместно с системой учета направлена на более полную реализацию коммуникативной функции (доступность годового отчета компании становится одним из ключевых аргументов при установлении бизнес-контактов).
К исходным данным, входящим в информационную базу, т. е. потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая достаточность с позиции аналитичности, достаточная точность, существенность и т. п.
'Все информационные ресурсы можно сгруппировать в пятькрупных блоков: сведения регулятивно-правового характера, сведения нормативно-справочного характера, данные системы бухгалтерского учета, статистические данные и несистемные данные. Информация из первых двух блоков влияет на аналитические процедуры; в трех других блоках накапливаются данные, непосредственно подвергаемые аналитической обработке.
Первый блок включает в себя законы, постановления, указы, т. е. документы, определяющие прежде всего правовую основу деятельности предприятия.
Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных институтов, в том числе финансовых, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка.
В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета как единственного систематизированного информационного ресурса. Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна.
Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (на рис. 3.2 они представлены в виде общеэкономической и финансовой статистики) и внутреннюю статистику. В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором массиве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.).
В пятом блоке представлены информационные ресурсы, условно названные несистемными. Смысл названия состоит в том, что эти данные, во-первых, жестко, не, систематизированы по составу, структуре, обновляемости и т.п. и, во-вторых, не являются обязательными, т. е. формирование этого ресурса и его использование является исключительной компетенцией самого предприятия.
58 . Финансовое планирование в составе бизнес-плана.
Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования
денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.
В состав финансового плана входит план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов фирмы.
Оперативное финансовое планированиевключает составление платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. Содержание оперативного планирования при разработке платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов.
Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и в безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.
Кассовый план - это план оборота наличных денег предприятия. Он разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, в котором обслуживается предприятие.
Методы: эк анализ; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; многовариантности расчетов; экономоко -математическом моделирование.