Инвестиционная деятельность организации.

Понятие «инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само слово «инвестиции» английского происхождения (investments) и означает «капиталовложения». С экономической точки зрения существует множество ее определений, но наиболее точное и популярное определение мы находим у П. Самуэльсона – «Инвестирование – отказ от использования доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем». Что же касается определения, заложенного в действующее законодательство, то под инвестициями оно понимает «денежные средства, банковские вклады, паи, акции, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, патенты, в том числе на товарные знаки, кредиты, а также имущественные и неимущественные права, включая интеллектуальную собственность», то есть оно отражает только возможные направления инвестиций и не дает представления об их экономическом содержании. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуаль­ных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль {доход) или достигается иной полезный эффект.

Как экономическая категория инвестиции характеризуют:

¾ вложение капитала в объекты предпринимательской деятельно­сти с целью прироста первоначально авансированной стоимости;

¾ денежные отношения, возникающие между участниками инвестици­онной деятельности в процессе реализации инвестиционных проек­тов (застройщиками, подрядчиками, банками, государством и т. п.).

Инвестиции в основной капитал (основные средства) осуществляют в форме капитальных вложений; они включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевоору­жение действующих предприятий, приобретение оборудования, инст­румента и инвентаря, проектной продукции и другие расходы капи­тального характера.

Капитальные вложения неразрывно связаны с реализацией реаль­ных инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесооб­разности, объемов и сроков проведения капитальных вложений, вклю­чая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по реализации инвестиций (бизнес-план). Приоритетный инвестиционный проект — проект, общий объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законо­дательства России, включенный в перечень, утвержденный Прави­тельством РФ.

Срок окупаемости инвестиционного проекта — временной лаг со дня начала финансирования реального проекта до дня, когда разность между полученной суммой чистой прибыли вместе с амортизационны­ми отчислениями и объемом капитальных вложений приобретает по­ложительное значение.

Совокупная налоговая нагрузка — расчетный общий объем денеж­ных средств, подлежащих уплате инвестором в бюджетную систему на день начала финансирования проекта в форме ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, произведенные на территории РФ) и взносов в государствен­ные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).

Классификация инвестиций.

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществ­ляют в различных формах. Для учета, анализа и планирования их клас­сифицируют по отдельным признакам.

Во-первых,по объектам вложения денежных средств выделяют ре­альные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции (капитальные вложения) — авансирование денежных средств в материальные и нематериальные активы (иннова­ции) предприятий.

Материальные инвестиции связаны с приобретением или создани­ем элементов основного капитала и осуществляются, как правило, в рамках инвестиционного проекта. Для этих целей могут быть исполь­зованы как собственные, так и заемные средства.

Финансовые инвестиции выражают вложение капитала в финансо­вые активы, включающие все виды платежных и финансовых обяза­тельств. Они представляют собой вложение средств в различные фи­нансовые инструменты, среди которых наибольшее значение имеют ценные бумаги: долевые (акции) и долговые (облигации).

55. Финансовые инвестиции организаций (предприятий)

Портфель ценных бумаг. Процесс перехода к рынку в Российской Федерации расширил возможности организаций по развитию своих активов, получению доходов. Появилась возможность вкладывать сво­бодные денежные средства, полученные от основной производствен­ной деятельности, в различные виды ценных бумаг. Вложения в цен­ные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвиднос­ти, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг.

Любой инвестиционный портфель представляет собой определен­ный набор акций, облигаций и других ценных бумаг с различной сте­пенью обеспечения, риска и доходности. Доходы представляют собой прибыль, полученную по всей совокупности бумаг данного портфеля.

Разрабатывая инвестиционную финансовую политику, организа­ции могут ставить перед собой различные цели. В общем виде это получение процента, сохранение капитала, обеспечение его прироста.

С изменениями условий цели портфеля могут видоизменяться и выглядеть следующим образом: (

. сохранность и приращение капитала (в отношении ценных бу­ма! с растущей курсовой стоимостью);

• приобретение ценных бумаг, которые по условиям обращения могут заменять наличность:

• Доступ через приобретение пенных бумаг к Дефицитным видам продукции и услуг, имущественным и неимущественным правам;

• расширение сферы влияния и перераспределение собственности, создание холдинговых и цепных структур;

• спекулятивная игра па колебаниях курсов в условиях неста­бильного рынка ценных бумаг:

• производные цели (зондирование рынка, страхование от из­лишних рисков, регулирование денежной наличности и т.д.).

Исходя из выбранных для себя целей организации Могут форми­ровать различные типы портфелей пенных бумаг. Тип портфеля — его характеристика с позиций целей, перед ним поставленных.

Портфель ценных бумаг, ориентированный на получение доходов (доходный портфель]. Цель такого портфеля — получение Текущих доходов, приемлемая величина которых соответствовала бы степени риска, которую инвестор считал бы возможным для себя допустить. Организации, составляющие доходные портфели, осуществляют вло­жения средств в инструменты рынка ценны к бумаг, которые прино­сят проценты и дивиденды в суммах выше среднего уровня, а имен­но: в облигации акционерных обществ, высокодоходные акции, го­сударственные долговые обязательства.

Портфель роста ориентирован на акции, с быстрорастущей курсовой стоимостью на рынке ценных бумаг. Цель такого портфе­ля — приращение капитала, полому инвестор не ориентируется на текущую выплату дивидендов.

Портфель рискованны* вложений состоит преимущественно из ценных бумаг молодых компаний предприятий «агрессивного» типа, выбравших стратегию быстрого расширено на основе новых технологий и выпуска новой продукции. ,

Сбалансированный портфель состоит из ценных бумаг с быстро­растущей курсовой стоимостью и из высокодоходных. В этом портфеле могут присутствовать и высокорискованных, ценные бумаги. Таким образом, цели приращения капитала, получения доходов и общие риски оказываются сбалансированными.

В специализированном портфеле объединяются ценны бумаги не по общему целевому, а по более Цветным критериям, например: портфели стабильного капитала и дохода; Портфели краткосрочных фондов; региональные и отраслевые портфели; портфели иностран­ных ценных бумаг.

При формировании любого из портфелей организация должны обеспечивать необходимый уровень его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним.

Понятие ликвидности портфеля ценных бумаг может рассматри­ваться с двух позиций:

• как способность быстрого превращения всего портфеля пен­ных бумаг или его части в денежные средства;

• как способность своевременного погашения обязательств пе­ред кредиторами, возврата им заимствованных денежных ресурсов, за счет которых был сформирован портфель ценных бумаг или его часть.

С другой стороны, инвестиционная деятельность организации связана с риском от операций с ценными бумагами.

Риск портфеля - это степень вероятности, что сложатся обстоя­тельства, при которых инвестор понесет потери, вызванные инвес­тициями в портфель ценных бумаг, а также операциями по привле­чению ресурсов для формирования портфеля.

Следовательно, основными факторами, определяющими инвес­тиционную политику организации, являются получение дохода, обес­печение ликвидности при определенной степени риска.

56. Система налогообложения организаций.

При организации финансов предприятия учитывают все виды производимых налоговых платежей.

По источникам уплаты налоги предприятий можно клас­сифицировать по следующим признакам:

1. Налоги, взимаемые с выручки от реализации продук­ции (работ, услуг):

· налог на добавленную стоимость (федеральный налог). НДС — косвенный налог, влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. Определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, определяемой как раз­ница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Ставка налога установлена в следующих разме­рах: 10% по товарам для детей и продовольственным това­рам по перечню, утвержденному Правительством РФ; 20% — по остальным товарам (работам, услугам);

· акцизы (федеральный налог) — это косвенный налог на производство и продажу определенных товаров, включае­мый в цену или тариф отдельных групп товаров и оплачивае­мый покупателем. Акцизами облагаются: спирт этиловый и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, та­бачные, ювелирные изделия, нефть, бензин, легковые авто­мобили, отдельные виды минерального сырья. Ставки акцизов являются едиными на всей территории РФ, подразделяются на виды:

· в процентах к стоимости товаров без учета акцизов; » твердые ставки в рублях за единицу измерения; » ставки авансового платежа в форме приобретения ма-|;рок акцизного сбора по отдельным видам товаров;

· экспортная таможенная пошлина (федеральный налог) уплачивается предприятиями при перемещении товаров че­рез таможенную границу РФ.

Ставки в зависимости от вида товара: в процентах к та­моженной стоимости или в установленном размере за едини­цу облагаемых товаров:

· налог на реализацию горюче-смазочных материалов (федеральный налог) включен в налоги, зачисляемые в до­рожные фонды. Ставка налога — 25%, объект обложения за­висит от того, являются ли предприятия производителями или ведут посредническую деятельность.

2. Налоги, включаемые в себестоимость продукции:

· земельный налог (местный налог). Формами платы яв­ляются земельный налог (платят собственники), арендная пла­та (арендаторы) и нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупае­мости. Земельный налог исчисляется, исходя из площади земли и утвержденных ставок;

· налог с владельцев транспортных средств уплачивают предприятия, имеющие автомобили, автобусы и другие ма­шины. Налог установлен в рублях с каждой лошадиной силы мощности двигателя транспортного средства по ставкам, ут­вержденным органами власти субъектов РФ;

· плата за пользование недрами включает плату за раз­ведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и использование в других целях;

· платежи за предельно допустимое загрязнение окру­жающей среды устанавливаются субъектами РФ (в Москве объектом обложения являются фактические выбросы загряз­няющих веществ);

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы — размер ставок дифференцирован по видам и груп­пам полезных ископаемых, плата установлена в процентах к стоимости первого товарного продукта, полученного и реа­лизованного из фактически добытых полезных ископаемых;

· плата за воду, забираемую промышленными предпри­ятиями из водохозяйственных систем, введена в целях раци­онального использования природных ресурсов. Размер платы определяется по тарифам за 1 м3 воды, дифференцирован­ным по водохозяйственным системам и по подземным вод­ным источникам;

· импортные таможенные пошлины — ставка зависит от статуса страны-импортера (пользуется ли режимом наи­большего благоприятствования, является ли пользователем временной схемы референции).

3. Налоги, относимые на финансовые результаты дея­тельности предприятий (на балансовую прибыль):

· налог на имущество предприятий (региональный на­лог). Облагаемая база — среднегодовая стоимость имущества (основные средства, нематериальные активы, запасы и за­траты, находящиеся на балансе), ставка — 2%;

· налог на рекламу уплачивается, если предприятие рек­ламирует свои услуги на территории административной еди­ницы, где введен этот налог (ставка не более 5%) — местный налог;

· налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы — местный налог. Установлен по ставкам, утвержденным местными органами власти, но не более 1,5% выручки от реализованной продукции

· сборы на нужды образовательных учреждений. Ставка установлена местными органами власти (не более 3%) в про­центах от фонда оплаты труда, рассчитанного, исходя из минимального размера оплаты труда и среднесписочной чис­ленности работников.

4. Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли:

· налог на прибыль организаций является прямым нало­гом, его величина находится в прямой зависимости от полу­чаемой прибыли. Ставки по налогу на прибыль составляют в федеральный бюджет — 6,0% в бюджет субъектов РФ — 16,0%, в местный бюджет — 2%. Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль обла­гается не та балансовая прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции, от реализации имущества и доходов от внереализационных опе­раций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы без­возмездно полученных ценностей, суммовые разницы и др. Следовательно, источником уплаты налога на прибыль слу­жат вместе с прибылью оборотные средства;

· местные налоги, вносимые за счет чистой прибыли — налог на имущество физических лиц, местные лицензион­ные сборы.

· Помимо указанных налоговых платежей, предприятия уплачивают налог на доходы физических лиц, а также Еди­ный социальный налог в размере 35,6% (28% — Пенсионный фонд, 4% — Фонд социального страхования, 3,6% — Фонд медицинского страхования) от расходов на оплату труда ра­ботников. С августа 1998 г. на территории России может вво­диться региональный косвенный налог — налог с продаж (5%) при реализации продукции за наличный расчет лицам, не имеющим юридического статуса.

57. Система бюджетного финансового планирования деятельности организации.

Анализ — одна из общих функций управлений экономиче­скими системами, значимость которой не подвержена влия­нию времени и, вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъек­тов.

Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной эконо­мике

На момент основания предприятия, а также в первые годы его функционирования приоритетное значение, имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно больше значение приобретают допросы оптимизации финансирования,

текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. Иными словами, после того как предприятие стабилизировало свою деятельность и вышло на так называемый «нормальный» режим работы, приоритет отда­ется обеспечению, в том числе и финансовому, ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей (чаще всего основная цель заключается в генерировании прибыли)

Координация деятельностью предприятий, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляет­ся путем формирования некоторой системы управления.

Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при условии стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом построить свою деятельность, чтобы по­лучаемые доходы превышали его расходы. Извлечение дохо­дов — это риск по своей природе; имеется в виду, что если не­кая сфера бизнеса является привлекательной, то в нее обяза­тельно попытаются войти конкуренты. Поэтому плановые ориентиры должны подтверждать возможность получения при­были и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный анализ, в результате которого могут быть получены более или менее обоснованные прогнозы изменения в буду­щем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры по нивелированию действия возможных негативных факторов. Значимость ретроспективного анализа, в результате которого выясняются причины имевших место отклонений от плановых заданий, менее существенна, хотя, безусловно, не отвергается.

Кроме того, устанавливая деловые связи с контрагентами, предприятие уже не может полагаться на вышестоящий орган управления — вся ответственность за выбор партнера (постав­щик, покупатель) лежит на самом предприятии. В этой ситуа­ции резко возрастает значимость умения оценить финансовую состоятельность действующего или потенциального контраген­та, поскольку ошибка может дорого сказаться как на ритмич­ности производства, так и на финансовых результатах. Вот по­чему роль методик оценки финансового состояния предпри­ятия резко усиливается.

Успешно работающее предприятие сталкивается и еще с одной проблемой — проблемой инвестирования.

Инвестирование в новые сферы бизнеса представляет собой реализацию идеи разумной диверсификации бизнеса, позволяющей сравнительно безболезненно переносить времен­ные спады, обусловленные снижением спроса на основную продукцию фирмы. Что касается финансовых инвестиций, то имеется в виду формирование инвестиционного портфеля, позволяющего получать дивидендный и процентный доходы. Формирование и поддержание такого портфеля предполагает оценку инвестиционной привлекательности эмитентов.

Таким образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция системы управления:

• приобретает 'большую финансовую ориентированность (поскольку на уровне предприятия финансовые показатели имеют известный приоритет перед производственно-техниче­скими; финансовый план, а также финансовые разделы во всех других видах планов начинают играть решающую роль в общем процессе планирования — любая деятельность оправдан­на в долгосрочном плане лишь в том случае, если она не яв­ляется

убыточной);

• отдает приоритет прогнозному перспективному анализу перед ретроспективным (последний не отвергается — он нужен, во-первых, для улучшения системы планирования и, во-вто­рых, для выяснения причин имевших в отчетном периоде бла­гоприятных или неблагоприятных событий; вместе с тем такой анализ носит подчиненный характер, поскольку гораздо важ­нее научиться прогнозировать и объяснять будущее финансо­вое положение самой компании и ее контрагентов и благодаря этому избегать нежелательных вариантов действий или по воз­можности минимизировать их негативное влияние);

• уходит от «точных* оценок в сторону задания коридоров варьирования основных показателей («точные оценки с из­вестной долей условности достижимы лишь в ретроспективном анализе, в перспективном анализе они невозможны в принципе; кроме того, при разработке перспективных финансовых планов активно используется метод имитационного моделирования, ко­гда, варьируя значениями ключевых параметров, т. е. задавая коридоры их изменения, пытаются определить наилучшую из возможных их комбинацию; при этом нужно иметь в виду, что абсолютно наилучшей комбинации, т. е. лучшей по всем пара­метрам, как правило, достичь невозможно);

• совместно с системой учета направлена на более полную реализацию коммуникативной функции (доступность годового отчета компании становится одним из ключевых аргументов при установлении бизнес-контактов).

К исходным данным, входящим в информационную базу, т. е. потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая достаточность с позиции аналитичности, достаточная точность, сущест­венность и т. п.

'Все информационные ресурсы можно сгруппировать в пятькрупных блоков: сведения регулятивно-правового характера, сведения нормативно-справочного характера, данные системы бухгалтерского учета, статистические данные и несистемные данные. Информация из первых двух блоков влияет на анали­тические процедуры; в трех других блоках накапливаются дан­ные, непосредственно подвергаемые аналитической обработке.

Первый блок включает в себя законы, постановления, указы, т. е. документы, определяющие прежде всего правовую основу деятельности предприятия.

Во второй блок входят нормативные документы государст­венных органов (Министерства финансов, Банка России, Фе­деральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), междуна­родных организаций и различных институтов, в том числе фи­нансовых, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка.

В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтер­ского учета как единственного систематизированного инфор­мационного ресурса. Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна.

Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (на рис. 3.2 они пред­ставлены в виде общеэкономической и финансовой статисти­ки) и внутреннюю статистику. В первый массив входит регу­лярно публикуемая официальная статистика, имеющая обще­экономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором масси­ве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.).

В пятом блоке представлены информационные ресурсы, ус­ловно названные несистемными. Смысл названия состоит в том, что эти данные, во-первых, жестко, не, систематизированы по составу, структуре, обновляемости и т.п. и, во-вторых, не являются обязательными, т. е. формирование этого ресурса и его использование является исключительной компетенцией са­мого предприятия.

58 . Финансовое планирование в составе бизнес-плана.

Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования

денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

В состав финансового плана входит план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов фирмы.

Оперативное финансовое планированиевключает составление платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. Содержание оперативного планирования при разработке платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов.

Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и в безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Кассовый план - это план оборота наличных денег предприятия. Он разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, в котором обслуживается предприятие.

Методы: эк анализ; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; многовариантности расчетов; экономоко -математическом моделирование.

Наши рекомендации