Формы и методы привлечения заемных средств. Эффект финансов рычага
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике отображаются в балансе предприятия и дифференцируются следующим образом. Долгосрочные финансовые обязательства – все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
Краткосрочные финансовые обязательства – все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
Политика привлечения заемных средств – часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Эффект финансового рычага «срабатывает», с доходность осуществленных финансовых операций превышает стоимость заем* капитала как части финансовых ресурсов. Эффект финансового рычага представляет; собой произведение трех величин: доли прибыли, остающейся в распоряжение коммерческой организации после вычета налогов (разность между единице) ставкой налогообложения прибыли, выражается в десятичных дроби дифференциала (разность между общей рентабельностью активов и сред расчетной ставкой процента по заемным средствам); плеча рычага (отношение заемных средств к собственным средствам). Эффект финансового рычага возникает если общая рентабельность активов выше «цены» заемных средств (обычно кредитных облигаций, привилегированных акций) или средней ставки процента по заемным средствам. Сила его воздействия определяется плечом финансового рычага.
19. Дебиторская задолженность предприятия: образование, структура, анализ и контроль
Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними или отвлечение средств из оборота организации и использование их другими организациями или физическими лицами. Классификация дебиторской задолженности:
1) по причинам образования:
оправданная задолженность связана с нормальными сроками документооборота, т.е. это задолженность, срок погашения которой еще не наступил или менее 1 месяца;
неоправданная дебиторская задолженность связана с ошибками в оформлении документов, нарушением условий договоров и т.п.;
безнадежная задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Они списываются на убытки по истечении срока исковой давности.
2) по статьям бухгалтерского баланса: покупатели и заказчики; векселя к получению; дочерние и зависимые общества; авансы выданные; прочие дебиторы.
3) по срокам ее образования: краткосрочная (платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты); долгосрочная (более 12 месяцев).
Анализ и контроль дебиторской задолженности можно осуществлять с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, важнейшие среди которых следующие:
1) коэффициент инкассации позволяет установить, когда и в какой сумме ожидают поступления денежных средств от продаж данного периода. Он выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале, начиная от момента реализации продукции:
КИНК = изменение величины дебиторской задолженности в интервале n / продажи месяца t
n – первый месяц отгрузки товара;
t – 1-й, 2-й, 3-й, …, n-й месяц.
2) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
КОДЗ = выручка от реализации продукции / средняя сумма дебиторской задолженности
3) период погашения дебиторской задолженности:
Период погашения = 365 / коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
4) коэффициент погашаемости дебиторской задолженности:
КПДЗ = средняя сумма дебиторской задолженности за период / выручка от реализации
Результаты расчетов по приведенным формулам можно использовать в процессе последующей разработки отдельных аспектов кредитной политики предприятия.
20. Управление дебиторской задолжностью (кредитная политика)
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организация (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукта осуществляется по следующим основным этапам: 1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторе) задолженность по товарному (коммерческому) кредиту. 4. Формирование спел кредитных условий. 5. Формирование стандартов оценки покупателей дифференциации условий предоставления кредита. 6. Формирование процента инкассации дебиторской задолженности. 7. Обеспечение использования организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Методы управления и сокращения дебиторской задолженности:
4) контроль состояния счетов просроченной дебиторской задолженности;
5) проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которые приходится большая доля просроченной задолженности;
6) анализ задолженности по видам продукции с целью определения невыгодных товаров с точки зрения инкассации;
7) оценки реальной стоимости ценных бумаг и учетов возможности ее продажи;
8) работы с должниками, в том числе работы с использованием внесудебных процедур;
9) контроль за состоянием и сбалансированным изменением дебиторской и кредиторской задолженности;
10) диверсификация покупателей;
11) оптимизация кредитной политики;
12) разработка мероприятий мотивации персонала сбыта;
13) стимулирование досрочной оплаты за продукцию;
14) стимулирование своевременной оплаты за продукцию через введение системы поощрений и системы санкций за несвоевременную оплату и др.
Способы рефинансирования дебиторской задолженности: факторинг; учет и залог векселей; форфейтинг; иные формы ее краткосрочного финансирования
При изучении состава дебиторской задолженности особое внимание уделяют анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с невозвратом этой задолженности.