Понятие и сущность контролинга на предприятии
Контроллинг- совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей. Основная цель контроллинга состоит в своевременном получении информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены задачи
Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и так деле), координирует отдельные планы по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятии на основе эффективных процессов принятия решений. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать. А также оценивается возможность реализации запланированных действий.
Служба контроллинга не определяет, что планировать, а советует, как когда планировать, и оценивает возможность реализации запланированных мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей, менеджеров соответствующих звеньев управления.
Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений информации.
В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленных ниже.
Основные функции и задачи контроллинга разделяем на следующие группы: учет, планирование, контроль и регулирование, информационно-аналитическое обеспечение, дополнительно – специальные функции. Опишем состав каждой из этих групп.
Учет:
+ сбор и обработка информации;
+ разработка и ведение системы внутреннего учета;
+ унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
Планирование:
+ информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
+ формирование и совершенствование всей "архитектуры" системы планирования;
+ установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
+ координация процесса обмена информацией;
+ координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
+ проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
+ составление сводного плана предприятия.
Контроль и регулирование:
+ определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
+ сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
+ определение допустимых границ отклонений величин;
+ анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшении отклонений либо коррекции плана.
Информационно-аналитическое обеспечение:
+ разработка архитектуры информационной системы;
+ стандартизация информационных носителей и каналов;
+ предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
+ сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
+ разработка, изучение и внедрение эконометрического экономико-математического и иного инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
+ консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений;
+ обеспечение экономичности функционирования информационной системы.
Специальные функции:
+ сбор и анализ данных о внешней среде: состояние финансовых рынков, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы и др.;
+ сравнение с конкурентами;
+ обоснование целесообразности установления контактов (вплоть до слияния) с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
+ проведение калькуляций и иных расчетов для особых заказов;
+ расчеты эффективности инвестиционных проектов и др.
На основе приведенного перечня функций и задач контроллинга можно достаточно четко представить себе сферу его применения. Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:
+ экономического состояния организации;
+ понимания руководством и (или) собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
+ уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;
+ сложившегося уровня конкурентности в отрасли;
+ квалификации управленческого персонала;
+ квалификации сотрудников службы контроллинга.
В крупных организациях целесообразно создавать специализированную службу контроллинга. Небольшие по размеру организации не всегда имеют в своей структуре такую службу. На малых предприятиях основные функции контроллинга выполняет либо руководитель фирмы, либо его заместитель. При этом многие задачи интегрируются и упрощаются. Например, задачи разработки планов, их координации и проверки на реализуемость можно рассматривать как единую задачу, если ее выполнят сам руководитель предприятия. На среднем по размерам предприятии с монопроизводством объем функций и задач учета, планирования и отчета будет, естественно, меньшим по сравнению с многопрофильным предприятием.
В условиях ухудшения экономического положения на предприятии, которое проявляется в снижении уровня ликвидности и рентабельности, от служб контроллинга ожидают в большей степени услуг по координации планов, анализу причин отклонения планов от факта, а также рекомендаций по обеспечению выживания на ближайшую перспективу.