Анализ остатков нереализованной продукции
Изучается полнота поставок, выполнение плана по договорным обязательствам, анализируется структура продукции и определяется влияние структурных сдвигов на выполнение плана. Анализ пр-ва и реализации начинается с расчета цепных и базисных темпов роста и прироста, анализа динамики выпуска по отдельным номенклатурным группам. При определение влияния факторов на изменение объема реализации определяется влияние изменение отгрузки и остатков продукции на начало и конец периода.
Для определения влияния изменения остатка Т учитывается:
1. Т, срок оплата за которого еще не наступил. 2. Т, неуплаченный в срок. 3. Т, находящийся на хранение у покупателя. Метод основан на цепных подстановок и позволяет определить влияние изменений товарооборота за счет показателей труда, изменений использования ОФ, товарных запасов и оборачиваемость оборотных средств. ∆Т(∆ТВ)= ∆ТЗ* К оборачиваемости + (∆ТЗ*∆Коб)/2; ∆Т(∆Коб)= ∆Коб ТЗ+ (∆ТЗ*∆Коб)/2.
При определении влияния использования ОФ учитывается влияние фондоотдачи и ср. годовой ст-ти ОФ. ∆Т(∆ФОн) = ∆ФОн * ср. годовой ст-ть + (∆ФОн * ср. годовой ст-ть) /2.
При определение влияния трудовых показателей учитывается: 1. продолжительность рабочего дня. 2. кол-во рабочих мест или численность персонала. 3. выработку на 1 рабочее место. В условиях нестабильного спроса на выпускаемую предприятием продукцию для планирования выручки также применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции, осуществляется по аналогии с планированием себестоимости
ВР = Он.г.п.1 + Т Р - Он.г.п.2, где Он.г.п.1 - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода , Т Р- товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде, Он.г.п.2 - нереализованные остатки готовой продукции на конец планируемого периода
46 Анализ ассортимента и структуры выпускаАссортимент- перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает: Полный; групповой; внутригрупповой.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции, и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
- оценку уровня конкурентоспособности;
- изучение жизненного цикла изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:
1) Внутренние причины: недостатки в организации производства; плохое техническое состояние оборудования; простои; аварии; недостаток средств.
2) Внешние причины: конъюнктура рынка; изменение спроса на отдельные виды продукции; состояние материально-технического обеспечения; несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью коэффициента, который рассчитывается К= фактич.выпуск прод-ии/плановый выпуск прод-ии. Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.