ВОПРОС: Методика реструктуризации товарного ассортимента продукции на предприятии
Одним из аспектов формирования товарной стратегии как составляющей финансово-экономической стратегии предприятия является выбор структуры товарного ассортимента в условиях риска и неопределенности, обеспечивающий конкурентное преимущество предприятия в долгосрочной перспективе и на этой основе max прибыли. Выбрав альтернативу товарной стратегии, предприятие должно наполнить ее конкретным содержанием, т.е. соответствующим товарным ассортиментом.
Товарный ассортимент – динамичный набор номенклатурных позиций продукции, пользующийся потенциальным спросом на рынке.
Предпочтение должно отдаваться ассортименту, который обеспечивает в длительной перспективе постоянное превышение чистой прибыли над финансовыми ресурсами, которые требуются для производства номенклатуры в необходимом объеме.
Существует несколько составляющих стратегии:
· Формирование/реструктуризация ассортимента
На стадии реструктуризации товарного ассортимента может возникнуть необходимость в применении стратегии элиминации (изъятия продукта из производства)
· Поиск новых рынков сбыта
Этапы методики:
2) одним из главных понятий является рейтинг продукции, под которым следует понимать место, занимаемое номенклатурной позицией в ранжированном ряду всех позиций структурного ассортимента
По методике, более высокий рейтинг – наличие большого количества негативных качеств товара в ассортименте. Следует отдать предпочтение тому товару, который имеет наименьший рейтинг (поставить на 1 ступень структуры). Однако до отказа от товара с наивысшим рейтингом нужно проанализировать почему он наивысший. Если существует возможность изменения его рейтинга, то от него отказываться не надо, а просто снизить его уровень в структуре.
От продукта следует отказаться когда:
А) высокий уровень себестоимости
Б) низкое качество продукции
В) отсутствие спроса на продукцию
Г) регулярно нарушается срок ресурсообеспечения, что негативно влияет на ритмичность производственного процесса
Система оценки критериев в задаче формирования ассортимента основана на регистрации темпов роста негативных характеристик производимой продукции – лежит в основе построения модели и реструктуризации.
На 1 этапе с помощью экспертного/логистического методов определяется на основе каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности включения тех или иных товаров в структуру товарного ассортимента. Выбор экономических показателей – характеристик, по которым идет ранжирование номенклатурных позиций, зависит от условий предприятия, степени риска и задач перед предприятием.
Предлагается использовать следующие оценочные показатели:
· себестоимость
· качество
· объем нереализованной продукции
· ресурсообеспечение производственного цикла
Завершает 1 этап таблица весов, которая используется для расчета рейтинга каждого товара.
Показатель | Вес показателя | |
Себестоимость | 0,3 | |
Качество | 0,4 | |
Нереализованная продукция | 0,1 | |
Ресурсообеспечение | 0,2 |
Этап.
1. формируем 4 таблицы с исходными данными
Динамика себестоимости выпускаемой продукции | ||
Месяц | Наименование продукции | Себестоимость продукции |
Сентябрь | Товар 1 | |
Сентябрь | Товар 2 | |
Сентябрь | Товар 3 | |
Октябрь | Товар 1 | |
Октябрь | Товар 2 | |
Октябрь | Товар 3 |
Динамика выпуска некачественной продукции | ||
Месяц | Наименование продукции | Количество некачественной продукции (шт.) |
Сентябрь | Товар 1 | |
Сентябрь | Товар 2 | |
Сентябрь | Товар 3 | |
Октябрь | Товар 1 | |
Октябрь | Товар 2 | |
Октябрь | Товар 3 |
Динамика объемов нереализованной продукции | ||||
Месяц | Наименование продукции | Объем выпуска продукции (шт.) | Объем реализованной продукции, шт. | Объем нереализованной продукции (шт.) |
Сентябрь | Товар 1 | Е26 =C26-D26 | ||
Сентябрь | Товар 2 | |||
Сентябрь | Товар 3 | |||
Октябрь | Товар 1 | |||
Октябрь | Товар 2 | |||
Октябрь | Товар 3 |
Динамика нарушений ресурсообеспечения(сроков поставки) | ||||||
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 | |||
Кол-во поставок сырья | Всего опозданий (дней) | Кол-во поставок | Всего опозданий (дней) | Кол-во поставок | Всего опозданий (дней) | |
Сентябрь | ||||||
Октябрь |
2. Решение следующих задач:
· расчет темпов роста себестоимости продукции
Для конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе нужно отдать преимущество товарам с наименьшей(низкой) себестоимостью
Расчет темпов роста себестоимости продукции | ||||
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 | |
Темпы роста в % | ||||
B54=C9/C6*100 | ||||
· расчет темпов роста производства некачественной продукции
(обновить оборудование и заменить персонал)
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Доля некачественной продукции в общем объеме производства в % | |||
Сентябрь | B60 =C16/C26*100 | ||
Октябрь | B61 =C19/C29*100 | ||
Темпы роста % | |||
B63 =B61/B60*100 |
· расчет темпов роста объемов нереализованной продукции
(из-за плохой маркетинговой/логистической службы; изжили себя на данном рынке)
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Доля нереализованной продукции в общем объеме производства % | |||
Сентябрь | B69 =E26/C26*100 | ||
Октябрь | B70 =E29/C29*100 | ||
Темпы роста % | |||
B72 =B70/B69*100 |
· расчет темпов роста нарушения ресурсообеспечения (среднего опоздания в поставках – число дней опозданий на одну поставку) B78=(C38/B38)/(C37/B37)*100
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Темпы роста % | |||
B78 |
3. Определение рейтинга продукции в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.
С105 =B54
F105 =C105*B105
F109 =СУММ(F105:F108)
Показатель | Вес показателя | Оценка продукции по данному показателю | Произведение оценки на вес показателя | ||||
Тов1 | Тов2 | Тов3 | Тов1 | Тов2 | Тов3 | ||
Себестоимость | 0,3 | С105 | F105 | ||||
Качество | 0,4 | ||||||
Нереализованная продукция | 0,1 | ||||||
Ресурсообеспечение | 0,2 | ||||||
РЕЙТИНГ ПРОДУКЦИИ | F109 | ||||||
Место в товарном ассортименте | РАНГ |
Вывод: согласно предполагаемой методике, темпы роста отражают повышение негативных характеристик продукта, поэтому предпочтение отдается тому продукту, который имеет самый низкий рейтинг, т.к. структура ассортимента – динамический набор номенклатурных позиций продукта, пользующийся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающий выживаемость, получение прибыли, то позиции товара выстраиваются в порядке возрастания рейтинговой оценки.
3 этап. Выработка объемов производства с учетом спроса на данную продукцию.
4 этап. Формирование цены
5 этап. Разработка сценариев развития предприятия с выбором наилучшего из них.