ВОПРОС: Методика реструктуризации товарного ассортимента продукции на предприятии

Одним из аспектов формирования товарной стратегии как составляющей финансово-экономической стратегии предприятия является выбор структуры товарного ассортимента в условиях риска и неопределенности, обеспечивающий конкурентное преимущество предприятия в долгосрочной перспективе и на этой основе max прибыли. Выбрав альтернативу товарной стратегии, предприятие должно наполнить ее конкретным содержанием, т.е. соответствующим товарным ассортиментом.

Товарный ассортимент – динамичный набор номенклатурных позиций продукции, пользующийся потенциальным спросом на рынке.

Предпочтение должно отдаваться ассортименту, который обеспечивает в длительной перспективе постоянное превышение чистой прибыли над финансовыми ресурсами, которые требуются для производства номенклатуры в необходимом объеме.

Существует несколько составляющих стратегии:

· Формирование/реструктуризация ассортимента

На стадии реструктуризации товарного ассортимента может возникнуть необходимость в применении стратегии элиминации (изъятия продукта из производства)

· Поиск новых рынков сбыта

Этапы методики:

2) одним из главных понятий является рейтинг продукции, под которым следует понимать место, занимаемое номенклатурной позицией в ранжированном ряду всех позиций структурного ассортимента

По методике, более высокий рейтинг – наличие большого количества негативных качеств товара в ассортименте. Следует отдать предпочтение тому товару, который имеет наименьший рейтинг (поставить на 1 ступень структуры). Однако до отказа от товара с наивысшим рейтингом нужно проанализировать почему он наивысший. Если существует возможность изменения его рейтинга, то от него отказываться не надо, а просто снизить его уровень в структуре.

От продукта следует отказаться когда:

А) высокий уровень себестоимости

Б) низкое качество продукции

В) отсутствие спроса на продукцию

Г) регулярно нарушается срок ресурсообеспечения, что негативно влияет на ритмичность производственного процесса

Система оценки критериев в задаче формирования ассортимента основана на регистрации темпов роста негативных характеристик производимой продукции – лежит в основе построения модели и реструктуризации.

На 1 этапе с помощью экспертного/логистического методов определяется на основе каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности включения тех или иных товаров в структуру товарного ассортимента. Выбор экономических показателей – характеристик, по которым идет ранжирование номенклатурных позиций, зависит от условий предприятия, степени риска и задач перед предприятием.

Предлагается использовать следующие оценочные показатели:

· себестоимость

· качество

· объем нереализованной продукции

· ресурсообеспечение производственного цикла

Завершает 1 этап таблица весов, которая используется для расчета рейтинга каждого товара.

Показатель Вес показателя  
 
Себестоимость 0,3  
Качество 0,4  
Нереализованная продукция 0,1  
Ресурсообеспечение 0,2  

Этап.

1. формируем 4 таблицы с исходными данными

Динамика себестоимости выпускаемой продукции
     
Месяц Наименование продукции Себестоимость продукции
Сентябрь Товар 1
Сентябрь Товар 2
Сентябрь Товар 3
Октябрь Товар 1
Октябрь Товар 2
Октябрь Товар 3
Динамика выпуска некачественной продукции
     
Месяц Наименование продукции Количество некачественной продукции (шт.)
Сентябрь Товар 1
Сентябрь Товар 2
Сентябрь Товар 3
Октябрь Товар 1
Октябрь Товар 2
Октябрь Товар 3
Динамика объемов нереализованной продукции    
         
Месяц Наименование продукции Объем выпуска продукции (шт.) Объем реализованной продукции, шт. Объем нереализованной продукции (шт.)
Сентябрь Товар 1 Е26 =C26-D26
Сентябрь Товар 2  
Сентябрь Товар 3  
Октябрь Товар 1  
Октябрь Товар 2  
Октябрь Товар 3  


  Динамика нарушений ресурсообеспечения(сроков поставки)    
             
Месяц Товар 1 Товар 2   Товар 3  
Кол-во поставок сырья Всего опозданий (дней) Кол-во поставок Всего опозданий (дней) Кол-во поставок Всего опозданий (дней)
Сентябрь
Октябрь

2. Решение следующих задач:

· расчет темпов роста себестоимости продукции

Для конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе нужно отдать преимущество товарам с наименьшей(низкой) себестоимостью

Расчет темпов роста себестоимости продукции
       
Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Темпы роста в %
  B54=C9/C6*100    
         

· расчет темпов роста производства некачественной продукции

(обновить оборудование и заменить персонал)

Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Доля некачественной продукции в общем объеме производства в %
Сентябрь B60 =C16/C26*100    
Октябрь B61 =C19/C29*100    
  Темпы роста %
  B63 =B61/B60*100    

· расчет темпов роста объемов нереализованной продукции

(из-за плохой маркетинговой/логистической службы; изжили себя на данном рынке)

Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Доля нереализованной продукции в общем объеме производства %
Сентябрь B69 =E26/C26*100    
Октябрь B70 =E29/C29*100    
  Темпы роста %
  B72 =B70/B69*100    

· расчет темпов роста нарушения ресурсообеспечения (среднего опоздания в поставках – число дней опозданий на одну поставку) B78=(C38/B38)/(C37/B37)*100

Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Темпы роста %
  B78    

3. Определение рейтинга продукции в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.

С105 =B54

F105 =C105*B105

F109 =СУММ(F105:F108)

Показатель Вес показателя Оценка продукции по данному показателю Произведение оценки на вес показателя
Тов1 Тов2 Тов3 Тов1 Тов2 Тов3
Себестоимость 0,3 С105     F105    
Качество 0,4            
Нереализованная продукция 0,1            
Ресурсообеспечение 0,2            
РЕЙТИНГ ПРОДУКЦИИ F109    
Место в товарном ассортименте РАНГ

Вывод: согласно предполагаемой методике, темпы роста отражают повышение негативных характеристик продукта, поэтому предпочтение отдается тому продукту, который имеет самый низкий рейтинг, т.к. структура ассортимента – динамический набор номенклатурных позиций продукта, пользующийся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающий выживаемость, получение прибыли, то позиции товара выстраиваются в порядке возрастания рейтинговой оценки.

3 этап. Выработка объемов производства с учетом спроса на данную продукцию.

4 этап. Формирование цены

5 этап. Разработка сценариев развития предприятия с выбором наилучшего из них.

Наши рекомендации