ВОПРОС: Компьютерное моделирование экономических процессов в производственной деятельности: реструктуризация товарного ассортимента на предприятии.
Одним из аспектов формирования товарной стратегии как составляющей финансово-экономической стратегии предприятия является выбор структуры товарного ассортимента в условиях риска и неопределенности, обеспечивающий конкурентное преимущество предприятия в долгосрочной перспективе и на этой основе max прибыли. Выбрав альтернативу товарной стратегии, предприятие должно наполнить ее конкретным содержанием, т.е. соответствующим товарным ассортиментом.
Товарный ассортимент – динамичный набор номенклатурных позиций продукции, пользующийся потенциальным спросом на рынке.
Предпочтение должно отдаваться ассортименту, который обеспечивает в длительной перспективе постоянное превышение чистой прибыли над финансовыми ресурсами, которые требуются для производства номенклатуры в необходимом объеме.
Существует несколько составляющих стратегии:
· Формирование/реструктуризация ассортимента
На стадии реструктуризации товарного ассортимента может возникнуть необходимость в применении стратегии элиминации (изъятия продукта из производства)
· Поиск новых рынков сбыта
Этапы методики:
1) одним из главных понятий является рейтинг продукции, под которым следует понимать место, занимаемое номенклатурной позицией в ранжированном ряду всех позиций структурного ассортимента
По методике, более высокий рейтинг – наличие большого количества негативных качеств товара в ассортименте. Следует отдать предпочтение тому товару, который имеет наименьший рейтинг (поставить на 1 ступень структуры). Однако до отказа от товара с наивысшим рейтингом нужно проанализировать почему он наивысший. Если существует возможность изменения его рейтинга, то от него отказываться не надо, а просто снизить его уровень в структуре.
От продукта следует отказаться когда:
А) высокий уровень себестоимости
Б) низкое качество продукции
В) отсутствие спроса на продукцию
Г) регулярно нарушается срок ресурсообеспечения, что негативно влияет на ритмичность производственного процесса
Система оценки критериев в задаче формирования ассортимента основана на регистрации темпов роста негативных характеристик производимой продукции – лежит в основе построения модели и реструктуризации.
На 1 этапе с помощью экспертного/логистического методов определяется на основе каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности включения тех или иных товаров в структуру товарного ассортимента. Выбор экономических показателей – характеристик, по которым идет ранжирование номенклатурных позиций, зависит от условий предприятия, степени риска и задач перед предприятием.
Предлагается использовать следующие оценочные показатели:
· себестоимость
· качество
· объем нереализованной продукции
· ресурсообеспечение производственного цикла
Завершает 1 этап таблица весов, которая используется для расчета рейтинга каждого товара по показателям.
Этап.
1. формируем 4 таблицы с исходными данными: |
a) Динамика себестоимости выпускаемой продукции
b) Динамика выпуска некачественной продукции
c) Динамика объемов нереализованной продукции
d) Динамика нарушений ресурсообеспечения(сроков поставки)
2. Решение следующих задач:
· расчет темпов роста себестоимости продукции
Для конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе нужно отдать преимущество товарам с наименьшей(низкой) себестоимостью
· расчет темпов роста производства некачественной продукции
(обновить оборудование и заменить персонал)
· расчет темпов роста объемов нереализованной продукции
(из-за плохой маркетинговой/логистической службы; изжили себя на данном рынке)
· расчет темпов роста нарушения ресурсообеспечения (среднего опоздания в поставках – число дней опозданий на одну поставку)
3. Определение рейтинга продукции в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.
Вывод: согласно предполагаемой методике, темпы роста отражают повышение негативных характеристик продукта, поэтому предпочтение отдается тому продукту, который имеет самый низкий рейтинг, т.к. структура ассортимента – динамический набор номенклатурных позиций продукта, пользующийся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающий выживаемость, получение прибыли, то позиции товара выстраиваются в порядке возрастания рейтинговой оценки.
3 этап. Выработка объемов производства с учетом спроса на данную продукцию.
4 этап. Формирование цены
5 этап. Разработка сценариев развития предприятия с выбором наилучшего из них.