Сущность, формы и основные направления НТП в таможенном деле
Научно-технический прогресс (НТП)–это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах. В широком смысле под НТП понимается создание и внедрение новой техники, технологий и материалов, а также применение прогрессивных методов организации и управления производством.
Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Основной задачей НТП в таможенном деле является обеспечение высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля.
Существуют несколько наиболее важных направлений НТП в таможенном деле:
1) создание и развитие информационных технологий в таможенном деле;
2) связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля.
Первое направление связано с автоматизацией таможенной деятельности. Началась она с момента создания российской таможенной службы. Разработка и внедрение новых информационных таможенных технологий в России происходит в период постоянного расширения круга решаемых таможенной службой задач, предъявления новых требований к процедурам таможенного контроля. Это в значительной мере предопределяет важность информатизации как инструмента повышения эффективности работы таможенных органов.
Эволюция развития информационных систем таможенной службы выглядит следующим образом:
1990 –1993 гг. - Сбор данных и представление информации внешнеэкономической деятельности (упущенные платежи, слабые возможности контроля, длительные сроки сбора и обработки информации);
1994 –2002 гг. - Разработка информационных систем и автоматизация таможенных технологий (новые экономические условия, новый таможенный кодекс, новые возможности информационных систем);
2003 –2008 гг. - Мониторинг таможенной деятельности, автоматизация управления и замещение функций таможенных сотрудников информационными системами.
Наибольшего развития электронные технологии достигли при создании единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ, ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов, при создании информационно-вычислительных центров, оснащении таможенных органов перспективными информационно-техническими средствами.
ЕАИС ФТС России была создана в начале 90-х годов. Для ее функционирования необходимо было:
-создать методическую базу получения и представления статистической информации о валютном контроле таможенными органами;
-разработать информационную технологию сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;
-обеспечить передачу статистических данных между таможней и ГНИВЦ ФТС России;
-создать комплекс компьютерных программ для обработки и ведения всех видов таможенной статистики;
-приобрести средства вычислительной техники и систем передачи данных;
-создать технологию контроля и методики обмена данными между ФТС, Центральным банком и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации. Учитывая значимость современных средств связи ФТС следует определить качественные показатели состояния ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России, обеспечить научный подход к планированию ее развития, а также оценить количество таможенных постов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. Одновременно упомянутые показатели учитывают при оценке эффективности деятельности региональных таможенных управлений.
В настоящее время в таможенное оформление активно внедряется
«система электронного декларирования». Электронное декларирование–работа по организации таможенного оформления и контроля. Электронное декларирование позволяет сократить время прохождения транспортных средств через таможенную границу с 3-х часов до 40-5
0 минут, а при предварительном электронном декларировании товаров продолжительность таможенного оформления должна быть не более суток.
Второе направление НТП в таможенном деле связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК).
Технические средства таможенного контроля позволяют повысить производительность труда инспекторов, занимающихся досмотром, а проведение некоторых процедур таможенного контроля невозможно без использования данных средств, например, дозиметрического контроля.
Мировой опыт измерения эффективности новой техники ограничивает микроуровень, то есть учреждением или организацией. В качестве рабочей гипотезы целесообразно принять, что НТП на уровне таможни количественно определяется параметрами машин и технологий.
На мезоуровне (служба в целом) эффективность НТП выступает в виде многообразных характеристик качества других факторов –труда, основных средств, времени оказания таможенных услуг, проявляется в сумме предотвращения ущерба государству. НТП серьезно повышает требования к качеству рабочей силы, уровню оборудования и квалификации работников.
Внедрение современных средств связи и технологий таможенного контроля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и технологий. Эффективность внедрения достижений НТП можно рассматривать в экономическом и социальном аспектах. В экономическом аспекте более совершенная техника и технология сокращают время операций по сбору, обработке и представлению информации, повышают эффективность обмена информацией и степень ее защиты, интегрируют информационные ресурсы таможенных органов в ЕАИС ФТС России.
Повышается уровень борьбы с таможенными правонарушениями и их профилактики. Обеспечивается информационная безопасность таможенных органов, секретность оперативно-розыскных мероприятий, исключается несанкционированный доступ к информации. Социальный аспект эффективности НТП –это повышение комфорта и улучшение условий труда, повышение имиджа сотрудника таможенной службы и престижа этой профессии. Эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможенного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет государства, повышении результативности правоохранительной и информационно-аналитической деятельности таможенных органов.
Научно-технический прогресс (НТП) в таможенном деле представляет собой планомерное, системное непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, управления, профессионального уровня работников, осуществляемые в целях повышения эффективности таможенной деятельности, повышения благосостояния и всестороннего развития сотрудников таможенных органов на основе реализации научных знаний.
Выделяют две формы НТП -эволюционную и революционную.
Эволюционная форма НТП характеризуется накоплением новых научных результатов в границах устоявшихся научных теорий и разработкой новых устройств, способов и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.
Революционная форма НТП характеризуется качественным скачком, переходам к новым типам устройств, способов и технологий, базирующихся на новых фундаментальных открытиях науки и изобретениях.
Направления НТП в таможенном деле:
1) создание и эксплуатация ЕАИС ФТС РФ,
2) совершенствование технических средств таможенного контроля,
3) повышение квалификации кадров таможенных организаций.
Основные проблемы организации и координации проведения научно-исследовательских работ в области информатизации процессов прогнозирования и планирования рассматривает Научно-технический совет ФТС России (далее —Совет), который выполняет следующие функции:
инициирует разработку, рассматривает и проводит оценку концептуальных предложений по целенаправленному внедрению в повседневную практику единых принципов и подходов в осуществлении таможенной политики в части реализации научно-технической и информационной деятельности таможенных органов, предложений по усовершенствованию таможенных структур, процедур и документов, влияющих на результаты такой деятельности;
проводит анализ и выявление общих закономерностей, особенностей и специфики осуществления таможенных функций в различных звеньях таможенных органов, выбор и апробирование научно обоснованных средств достижения требуемых показателей в деятельности таможенных органов;
рассматривает проекты программ развития таможенной службы, позволяющие наметить основные и приоритетные направления научных исследований и разработок, выносит экспертные оценки по ним, а также по документам концептуального и новаторского характера в области совершенствования различных аспектов такой деятельности;
содействует привлечению научных организаций, а также отдельных ученых и специалистов к проведению поисковых исследований и изучению экономических и технических вопросов деятельности таможенных органов, организует сотрудничество с Российской академией наук, научными организациями и научно-техническими советами правоохранительных министерств и ведомств, Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, а также с зарубежными научными организациями;
проводит оценку информационно-технических аспектов перспективных технологий таможенного контроля и оформления, вырабатывает предложения по их совершенствованию;
содействует выявлению, проверке, внедрению и распространению имеющегося в регионах передового опыта, экономически наиболее эффективных приемов, методов и подходов в решении задач таможенных органов.
В настоящее время наиболее перспективными направлениями деятельности таможенной службы Российской Федерации определены совершенствование порядка таможенного оформления и таможенного контроля, минимизация субъективного фактора при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств за счет внедрения современных информационных технологий, в том числе:
принятие мер по созданию в региональных таможенных управлениях и таможнях Центров для сбора, анализа информации о товарах,
перемещаемых через таможенную границу, и ее передачи с конкретными рекомендациями по принятию решения непосредственно инспектору, осуществляющему таможенное оформление товаров;
совершенствование и автоматизация процедур таможенного оформления и контроля путем применения передовых информационных технологий, а также современных систем связи и передачи данных с переходом в перспективе на безбумажные технологии таможенного оформления;
усиление фактического контроля с применением механизма «случайных чисел», унификация нормативно-правовой базы по проведению досмотровых операций с использованием элементов «системы прогнозируемых рисков».
Дальнейшее совершенствование таможенной службы России требует перехода на качественно новый уровень автоматизации процессов организации таможенной деятельности с учетом возрастающих потребностей таможенных органов в обработке информации. В этих условиях большое значение имеет программа «Российская таможня 21 века» (РТ-21), реализуемая в интересах отработки передовых методов информационного обеспечения таможенной деятельности.
В ходе внедрения новых информационных технологий выявлены следующие проблемы, требующие комплексного решения:
уязвимость информационных систем, используемых в таможенном оформлении и контроле, возможность ввода в систему недостоверной информации, недостаточная защищенность информации в базах данных от несанкционированного изменения или уничтожения;
отсутствие полной и общедоступной информации о применяемых в таможенных органах программных средствах;
недостаточная унификация региональных баз данных, что затрудняет проведение анализа информации о товарах, направленных в регион и прошедших оформление;
недостаточная интеграция информационных систем таможенных органов и других министерств и ведомств как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В декабре 1994 года Межведомственной комиссией принята в промышленную эксплуатацию первая очередь Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России, которая обеспечивает информационную и техническую поддержку при формировании статистики внешней торговли Российской Федерации, осуществлении контроля и оформления грузов, взимании таможенных платежей, проведении мероприятий по борьбе с нарушителями таможенных правил. Средствами ЕАИС решается несколько десятков комплексов задач в интересах таможенных органов и других министерств и ведомств.
Применение данной системы, в частности, позволяет решать стоящие перед таможенными органами задачи в части сбора и обработки статистической информации, используемой в процессах анализа,
прогнозирования и планирования: анализ основных тенденций, структуры и динамики внешней торговли Российской Федерации;
прогнозирование развития внешней торговли Российской Федерации;
организация получения данных таможенной статистики внешней торговли из стран СНГ, стран дальнего зарубежья, а также от международных организаций;
сопоставительный анализ данных таможенной статистики внешней торговли России с данными стран-контрагентов;
организация использования в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в увязке с международными стандартами и классификациями;
обеспечение информацией о таможенной статистике внешней торговли и специальной таможенной статистике Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение устойчивости системы показателей таможенной статистики, гибкости форм и методов сбора исходных данных в условиях развития внешнеэкономических связей Российской Федерации;
повышение достоверности и оперативности таможенной статистики на базе современных информационных технологий и систем математического аппарата.
На основе получаемой и обрабатываемой информации осуществляется анализ деятельности таможенных органов с применением таких методов, как сравнение с контрольным заданием, с показателями деятельности за предшествующий период, использование относительных показателей.
Прежде всего, методическую основу для определения уровня исполнения экономической, правоохранительной и управленческой деятельности таможенного органа составляет анализ внешнеэкономической деятельности в регионе, качественный и количественный состав участников внешнеэкономической деятельности, направления и объемы товаропотоков, различия в способах перемещения товаров по видам транспорта.