Общие принципы формирования механизма функционирования инвестиционного рынка в целом

Ø Основную роль в системе основных элементов играет цена на определённые инвестиционные товары и услуги;

Ø Цены на ИР определяются прежде всего уровнем доходности отдельных инвестиционных товаров и финансовых инструментов инвестирования, в основе которого лежит средний уровень процентной ставки;

Ø Особенностью формирования цен на ИР является существенное воздействие на этот процесс обращающегося на нём спекулятивного капитала, что порождает не только реальный спрос, но и спекулятивный;

Ø Цены на ИР очень динамичны, подвержены влиянию многих объективных факторов, проявляющихся как на макро- так и на микро- уровне и поэтому их уровень меняется практически ежедневно;

Ø Высокая роль информации об уровне цен на отдельные инвестиционные товары и инструменты, как в осуществлении управления ИД предприятия, так и в управлении экономическими процессами развития страны в целом определяют не только оперативность, но и открытость их установления.

Ø Публичное установление уровня цен на основные инвестиционные товары и инструменты осуществляются в процессе их биржевой котировки, в зависимости от складывающихся на них соотношения объёмов спроса и предложения. Биржевые заявки формируют спрос.

Ø Одной из особенностей формирования цен на ИР является высокая зависимость уровня этих цен, складывающаяся на национальном рынке от соответствующего его уровня на мировом рынке.

Ø Высокая степень влияния динамики цен на ИР на экономические процессы в стране определяет активные формы осуществления государственного регулирования цен с помощью соответствующих механизмов (учётная ставка, резерв КБ, эмиссия денег).

Ø Объективность формирования цен на ИР определяет не только необходимость учёта в процессе ценообразования всех необходимых факторов, которые влияют на их уровень, но и информированность участников этого рынка об основных из этих факторов.

Выделяют 3 уровня эффективности ИР

1) Слабую степень эффективности.

2) Среднюю эффективность рынка.

3) Сильную эффективность рынка.

5. Конъюнктура инвестиционного рынка

и методы его исследования

Конъюнктура инвестиционного рынка –форма проявления системы факторов (условий), характеризующих состояние спроса, предложения, цен и конкуренции на рынке в целом, отдельных его видах и сегментах.

Классификация колебаний ИР, осуществляется по следующим признакам:

1) По масштабам конъюнктуры:

§ колебание конъюнктуры ИР в целом;

§ колебание конъюнктуры отдельных видов ИР;

§ колебание конъюнктуры в отдельных сегментах ИР;

§ колебание конъюнктуры по отдельным товарам и инструментам.

3) По стадиям конъюнктурного цикла – охватывают все уровни рынка

 
  Общие принципы формирования механизма функционирования инвестиционного рынка в целом - student2.ru Общие принципы формирования механизма функционирования инвестиционного рынка в целом - student2.ru

Рис. 5.1 Стадии изменения конъюнктуры рынка

3) По продолжительности колебаний:

§ сверхсрочные колебания – от нескольких часов до нескольких дней в рамках одних биржевых торгов;

§ Краткосрочные колебания – от нескольких дней до нескольких недель, вызываются активной спекулятивной игрой;

§ Среднесрочные колебания конъюнктуры – от нескольких недель до нескольких месяцев;

§ Долгосрочные колебания – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Стадии конъюнктуры инвестиционного рынка

Стадии конъюнктурыСтадії кон'юнктури спрос Предложение Цены Конкуренция
Подъем конъюнктуры Возрастает Неизменно Растут Усиливается
Конъюнктурный бум Резко возрастает Не может полностью удовлетворить спрос Растут на все объекты инвестирования Пребывает на высоком уровне
Ослабление конъюнктуры Полное насыщение Некоторый излишек Стабилизируются и даже начинают снижаться Уменьшается
Конъюнктурный спад Очень низкий Существенно снижается, но не превышает спрос Существенно снижаются Слабеет

Для формирования эффективной инвестиционной стратегии, а также для принятия экономически обоснованных инвестиционных решений необходимо постоянно изучать состояние конъюнктуры ИР. Такой вид исследований проводят в три этапа:

1. Текущее наблюдение за состоянием инвестиционного рынка.

2. Анализ текущей конъюнктуры ИР и выявление современных тенденций её развития.

3. Прогнозирование конъюнктуры ИР для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционной программы (инвестиционного портфеля предприятия).

Тема 7

Наши рекомендации