Общие принципы формирования механизма функционирования инвестиционного рынка в целом
Ø Основную роль в системе основных элементов играет цена на определённые инвестиционные товары и услуги;
Ø Цены на ИР определяются прежде всего уровнем доходности отдельных инвестиционных товаров и финансовых инструментов инвестирования, в основе которого лежит средний уровень процентной ставки;
Ø Особенностью формирования цен на ИР является существенное воздействие на этот процесс обращающегося на нём спекулятивного капитала, что порождает не только реальный спрос, но и спекулятивный;
Ø Цены на ИР очень динамичны, подвержены влиянию многих объективных факторов, проявляющихся как на макро- так и на микро- уровне и поэтому их уровень меняется практически ежедневно;
Ø Высокая роль информации об уровне цен на отдельные инвестиционные товары и инструменты, как в осуществлении управления ИД предприятия, так и в управлении экономическими процессами развития страны в целом определяют не только оперативность, но и открытость их установления.
Ø Публичное установление уровня цен на основные инвестиционные товары и инструменты осуществляются в процессе их биржевой котировки, в зависимости от складывающихся на них соотношения объёмов спроса и предложения. Биржевые заявки формируют спрос.
Ø Одной из особенностей формирования цен на ИР является высокая зависимость уровня этих цен, складывающаяся на национальном рынке от соответствующего его уровня на мировом рынке.
Ø Высокая степень влияния динамики цен на ИР на экономические процессы в стране определяет активные формы осуществления государственного регулирования цен с помощью соответствующих механизмов (учётная ставка, резерв КБ, эмиссия денег).
Ø Объективность формирования цен на ИР определяет не только необходимость учёта в процессе ценообразования всех необходимых факторов, которые влияют на их уровень, но и информированность участников этого рынка об основных из этих факторов.
Выделяют 3 уровня эффективности ИР
1) Слабую степень эффективности.
2) Среднюю эффективность рынка.
3) Сильную эффективность рынка.
5. Конъюнктура инвестиционного рынка
и методы его исследования
Конъюнктура инвестиционного рынка –форма проявления системы факторов (условий), характеризующих состояние спроса, предложения, цен и конкуренции на рынке в целом, отдельных его видах и сегментах.
Классификация колебаний ИР, осуществляется по следующим признакам:
1) По масштабам конъюнктуры:
§ колебание конъюнктуры ИР в целом;
§ колебание конъюнктуры отдельных видов ИР;
§ колебание конъюнктуры в отдельных сегментах ИР;
§ колебание конъюнктуры по отдельным товарам и инструментам.
3) По стадиям конъюнктурного цикла – охватывают все уровни рынка
Рис. 5.1 Стадии изменения конъюнктуры рынка
3) По продолжительности колебаний:
§ сверхсрочные колебания – от нескольких часов до нескольких дней в рамках одних биржевых торгов;
§ Краткосрочные колебания – от нескольких дней до нескольких недель, вызываются активной спекулятивной игрой;
§ Среднесрочные колебания конъюнктуры – от нескольких недель до нескольких месяцев;
§ Долгосрочные колебания – от нескольких месяцев до нескольких лет.
Стадии конъюнктуры инвестиционного рынка
Стадии конъюнктурыСтадії кон'юнктури | спрос | Предложение | Цены | Конкуренция |
Подъем конъюнктуры | Возрастает | Неизменно | Растут | Усиливается |
Конъюнктурный бум | Резко возрастает | Не может полностью удовлетворить спрос | Растут на все объекты инвестирования | Пребывает на высоком уровне |
Ослабление конъюнктуры | Полное насыщение | Некоторый излишек | Стабилизируются и даже начинают снижаться | Уменьшается |
Конъюнктурный спад | Очень низкий | Существенно снижается, но не превышает спрос | Существенно снижаются | Слабеет |
Для формирования эффективной инвестиционной стратегии, а также для принятия экономически обоснованных инвестиционных решений необходимо постоянно изучать состояние конъюнктуры ИР. Такой вид исследований проводят в три этапа:
1. Текущее наблюдение за состоянием инвестиционного рынка.
2. Анализ текущей конъюнктуры ИР и выявление современных тенденций её развития.
3. Прогнозирование конъюнктуры ИР для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционной программы (инвестиционного портфеля предприятия).
Тема 7