Модели управления недвижимостью
Общие модели управления недвижимостью.
На рисунке 3.2. представлена общая модель управления недвижимостью[ 34].
Рис.3.2. Общая модель управления недвижимостью [34]
В основе общей модели управления лежат следующие принципы:
Производственно-экономический — принцип достижения прибыли, прибыль как разница между доходами и расходами.
Принцип максимизации прибыли — выпуск оптимального количества продукции с минимальными издержками.
Принцип удовлетворения потребностей — для всех компаний, чья экономическая деятельность направлена на оптимальное удовлетворение своих потребностей.
Для застройщиков (заказчиков), находящихся в подчинении муниципалитета, действует принцип соразмерности прибыли;
Общественные компании (коммунальные, эксплуатирующие и обслуживающие) работают при ценах возмещения издержек и(или) получают дотацию из фондов общественных и муниципальных, используя принцип возмещения издержек, или общеэкономический принцип.
Основные параметры модели управления недвижимостью: воспроизводство основных фондов; мобилизация финансовых источников накопления; удовлетворение потребностей хозяйствующего субъекта.
В центре находится треугольник, который символизирует достижение хозяйствующим субъектом определенного уровня соразмерной прибыли.
Макро- и мезоэкономические условия функционирования модели помещены на разных орбитах (уровнях) в следующем порядке: ближе к центру расположены факторы, определяющие механизм сочетания государственного регулирования с рыночным механизмом; на следующим уровне находится развитие строительной отрасли, составляющее основу непрерывного процесса расширения и возобновления основных фондов путем строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта объектов недвижимости; затем макроэкономические условия функционирования центральных органов власти с вероятным возникновением трех классов рисков — экономического, фискально-монетарного и социально-политического.
Между макро-, мезо- и микроуровнями существуют сложные взаимосвязи, которые представлены авторами учебника в виде структурной модели системы управления недвижимости.
Сферы управления недвижимостью
Одной из сфер управления недвижимости является эффективное и оптимальное управление воспроизводством недвижимости как «вещественного богатства», которое обеспечит высокий уровень благосостояния народа за счет разработки стратегических планов развития страны с оперативным решением поэтапно задач создания, обеспечения сохранности и эффективного использования объектов недвижимости, материально-технических ресурсов, земельных участков, водных и лесных угодий и недр земли.
Решению этих задач должно способствовать применение современных технологий, моделей и методов управления, использования информационных и телекоммуникационных систем с подключением к мировым системам информации. Постановку целей и определение задач необходимо обеспечить на каждом уровне иерархии управления.
Рассмотрим недвижимость как «вещественное богатство», его структуру и уровни управления.
Недвижимостькак вещественное богатство включает:
— землю: угодья водные, лесные, пашню, недра;
— инфраструктуру;
— жилые и культурно-оздоровительные объекты;
— запасы ресурсов
Распределение недвижимости как «вещественного богатства» между государством, регионами, образованиями и республиками, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами определяется Конституцией и законодательством страны. Это может быть представлено в следующем виде.
Государство. Министерства, ведомства
В целом: земля, угодья, водные объекты, леса, недра, надземное пространство.
Конкретно:
• отрасли народного хозяйства: добывающие, перерабатывающие, производящие продукцию и услуги, в том числе:
— сельское хозяйство и отрасли его обслуживающие;
— системы и объекты обороны страны;
— разные объекты.
— регионы (края, области, республики, муниципальные
образования);
— энергетические объекты и системы (электричество, газ, нефть, уголь, богатства недр, надземные ресурсы и т.п.);
— инфраструктура и коммуникации государственного подчинения (железные, автомобильные, водные морские и речные и воздушные системы);
— системы связи и информационные;
— финансовые институты;
— законодательство и др.
2. Регионы (края, области, республики, муниципальные образования)
В их сферу воспроизводства «вещественного богатства» можно включить:
— землю, угодья, леса, водные объекты региона;
— города, поселки, сельские образования и т.п.;
— жилые здания (муниципальные, частного сектора, жилье на балансе предприятий и др.);
— учебно-воспитательные учреждения (общеобразовательные, колледжи и вузы, научно-исследовательские и др.);
— общественные объекты (предприятия торговли, общественного питания, административные, специальные и др.);
— культурно-оздоровительные учреждения (музеи, театры, парки отдыха, многофункциональные центры, спортивные сооружения, поликлиники, больницы, дома отдыха, санатории, курорты), хозяйственно-бытовые учреждения связи, транспорт, коммунальные организации и др.;
— промышленность и отрасли — добывающие, перерабатывающие, производящие продукцию;
— сельскохозяйственную отрасль и сопутствующие ей инфраструктуры;
— энергетические объекты и системы, расположенные в регионе, и др.
3. Города, поселки и сельские образования
На этом уровне управление «вещественным богатством» осуществляется как отдельным объектом, так и портфелем недвижимости.
Муниципалитет в своем портфеле имеет:
— жилые здания — многоэтажные и коттеджи;
— частный сектор — коттеджи и дома;
— офисные помещения;
— торговые объекты и складские помещения;
— объекты общественно-бытового и культурно-оздоро- 1 вительного характера (музеи, театры, больницы, поликлиники, санатории, дома отдыха, кафе, рестораны, мастерские, автозаправочные станции и базы, предприятия по переработке сельхозпродукции, птицефабрики, молочные и мясные фермы, тепличные хозяйства и др.);
— гостиничные объекты, мотели и др.;
— системы инфраструктуры (транспортные, коммунальные услуги — вода, тепло, электричество, газ, нефтепродукты, обслуживание жилищного фонда, автодороги, тротуары и т.п.).
Объекты, расположенные на территории муниципалитета, находятся как в прямом подчинении и управлении, так и в собственности юридических и физических лиц. Каждый из собственников должен обеспечить решение задач общественного назначения и собственным путем эффективного управления «вещественным богатством».
Комплектование портфеля должно быть экономически обоснованным, учитывать доходность, сроки возврата (возмещения) инвестиций, риски, связанные с управлением недвижимостью.
Особенности существования объектов недвижимости в пространстве и времени.
Пространство:
— изменение физического состояния пространства (территории, водного, воздушного);
— изменение экономических параметров окружающей среды и пространства;
— изменение затрат и стоимости земельных участков и
объектов;
— изменение инфраструктуры на территории;
— воздействие внешних и внутренних факторов на территории и в пространстве.
Время:
— изменение качеств объектов недвижимости во времени;
— циклы существования объектов;
— изменение целей использования объекта во времени;
— изменение экономических факторов во времени;
— изменение социальных требований и условий во времени;
— изменение стоимости объектов во времени;
— изменение стоимости денег во времени.
3.5. Организационные вопросы управления недвижимостью
Управление подразделяется на следующие направления:
нормативное— определение объемов и нормативов;
правовое— определение прав на недвижимость;
экономическое— обеспечение доходов и определение расходов в процессе воспроизводства и эксплуатации;
техническое— содержание объектов в соответствии с функциональным назначением;
социальное— обеспечение населения жильем, работой, услугами; охранение имеющихся природных условий и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества,
Управление обеспечивается:
1. Системой государственного законодательного и нормативного регламентирования и контроля поведения всех субъектов рынков недвижимости.
2. Оформлением и регистрацией правоустанавливающих и Других документов на объекты недвижимости.
3. Управлением объектами недвижимости в интересах собственников, общества, государства. В рыночных условиях управление недвижимостью — это деятельность субъектов, направленная на получение дохода на свой страх и риск при участии муниципалитетов, регионов, государства.