Государственный долг и виды государственных займов
Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуется посредством размещения госзаймов, которые приводят к появлению государственного долга.
Бюджетный кодекс регламентирует понятия и формы госдолга, также понятие госкредитов.
Госдолгом РФ являются долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями, другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям.
Долговые обязательства могут существовать в форме:
· кредитных соглашений и договоров от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
· договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
· договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
· соглашений и договоров, заключенных от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Госдолг - совокупность долговых обязательств с учетом процентов, начисленных на них к определенному моменту времени.
Госзаймы, которые составляют госдолг могут быть классифицированы по ряду следующих признаков:
1. По месту размещения:
· внешние займы – обязательства государства перед не резидентами (иностранные компании, банки);
· внутренние займы – обязательства перед резидентами;
2. По способу обращения:
· рыночные займы – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке;
· нерыночные займы – оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные ценные бумаги – привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительство развитых стран оказывает влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению. Поскольку нерыночные ценные бумаги выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений;
3. По сроку заимствования, займы подразделяются на следующие виды:
· краткосрочные (срок обращения до 1 года);
· среднесрочные (срок обращения от 1-5 лет);
· долгосрочные (срок обращения свыше 5 лет);
4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут подразделяться на:
· закладные займы – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом т.е. каким – либо имуществом;
· беззакладные займы – займы, оформленные в обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения;
На практике, госкредит реализуется посредством беззакладных займов так как государство бесспорно является надежным заемщиком (но к сожалению финансовый кризис 1998г. показал обратное).
5. По уровню эмитента госзаймы могут быть подразделены на федеральные, региональные, местные.
6. По форме выплаты дохода госзаймы могут быть следующих видов:
· процентные займы – доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала - этот тип займа является основным так как основная часть долга размещена в нем;
· дисконтные займы - доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств со скидкой – дисконтом, которая позволяет оценить будущую стоимость по состоянию “на сегодня”. В ставку дисконтирования включается инфляция, риски, желаемая норма прибыли. В последующем займы погашаются по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
· выигрышные займы – доход, по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша, такие займы не предоставляют гарантируемого дохода;
· индексационные займы – доход, по ним выплачивается по средством индексации номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.
7. По направлениям использования заемных средств, займы могут быть:
· целевые – используются для формирования конкретных программ, для реализации которых они размещаются;
· нецелевые - могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов.