Проблемы использования особых (специальных) экономических зон для привлечения иностранных инвестиций

Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в середине 1980-х гг. привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за несколько лет создать широкую сеть такого рода зон. Однако несмотря на создание в 1990-м г. сразу 11 зон свободного предпринимательства, их деятельность в первые 15 лет существования являлась, с точки зрения международных стандартов, крайне неэффективной и характеризовалась наличием многочисленных проблем и ошибок:
· Грубейшей ошибкой, допущенной у истоков создания СЭЗ в России, являлся неправильный поход к созданию этих зональных образований. Дело в том, что при рассмотрении вопроса создания СЭЗ наше Правительство руководствовалось только фискальным подходом, ориентированным на получение как можно больших доходов в бюджет в кратчайшие сроки, а не стремлением соблюсти гибкий баланс интересов государства и инвесторов.
В настоящее время На территории особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
· инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
· благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
· предоставляется ряд налоговых преференций;
· финансовые преференции выражены, в первую очередь, льготной арендной платой за земельные участки, переданные в пользование инвестору;
· система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

Правовая основа
Федеральный закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации №160-ФЗ
9 июля 1999 г
6 декабря 2011 г.

Статья 4. Типы особых экономических зон 1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны; (п. 3 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
4) портовые особые экономические зоны.
Перспективы создания и дальнейшего усовершенствования ОЭЗ
Перспективы создания и дальнейшего усовершенствования ОЭЗ в российской экономике во многом зависят от постоянного совершенствования и повышения эффективности законодательства РФ в области создания и функционирования особых экономических зон, а также от создания оптимальных методов контроля за его исполнением.
Одна из задач, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, – упрощение администрирования в ОЭЗ, устранение дублирующих функций контролирующих органов, практическая реализация системы «одного окна».
Важно также заняться вопросами разработки четкого регламента работы администраций непосредственно в зонах, в том числе определить рамки их компетенций, порядок действий в тех или иных случаях, утвердить порядок обучения, функциональные и должностные инструкции их сотрудников. Все это позволит работать администрациям зон структурированно, оперативно и, что самое главное, предсказуемо для резидентов. В случае если данный вопрос будет решен положительно, ОЭЗ в России станут обладателями серьезного конкурентного преимущества, которое не менее важно, чем, например, те или иные зональные преференции.
Серьезной проблемой, требующей скорейшего вмешательства, является далеко не самый привлекательный инвестиционный климат, сформировавшийся на текущий момент в российских особых экономических зонах. Малый объем предоставляемых резидентам льгот, особенно в сравнении с новыми индустриальными странами, – очевидный недостаток российских ОЭЗ, который приводит к нежеланию бизнеса вкладывать денежные средства и развиваться в зонах. При этом мы считаем, что степень государственного стимулирования и поддержки резидентов ОЭЗ должна быть не одинаковой для всех, а, наоборот, дифференцированной в зависимости от срока и объемов инвестиций, доли затрат, произведенных на территории ОЭЗ, важности и приоритетности осуществляемого резидентом зоны проекта для экономики региона и страны в целом. Такой подход поможет решить ряд ранее обозначенных проблем, связанных с малыми вливаниями финансовых ресурсов иностранными инвесторами, незначительным объемом экспорта из ОЭЗ, кроме того, данный подход может быть использован в качестве инструмента воздействия для инвесторов, не выполняющих своих обязательств.
Еще одним важным для потенциальных инвесторов вопросом является создание инфраструктуры за счет государства. Изначально государство обещало полностью решить эти вопросы, но постепенно пошли затяжки по срокам, сокращение финансирования и т.д. Именно это больше всего дискредитирует идею ОЭЗ. В целом, медлительность федеральных властей в решении вопросов функционирования ОЭЗ сильно снижает эффективность этого механизма. Характерно, что наиболее успешные примеры российских ОЭЗ приходятся на регионы, власти которых проявляли максимальную инициативу, в том числе постоянно подталкивая центр к более активным действиям. В этом смысле можно позитивно оценивать последние тенденции по передаче дополнительных полномочий в этой сфере субъектам Федерации [4].





Проект для России
Стоит сказать, что наша страна уже делала попытки создания подобных зон (например, проект СЭЗ Туманган), но, как известно, они не увенчались успехом.
Дело в том, что ОЭЗ, созданные на приграничных территориях, кроме своего прямого назначения могут использоваться как инструмент получения косвенных улучшений всех аспектов деятельности региона, страны и международных отношений.
Рассмотрим гипотетическую возможность образования ОЭЗ на южных Курильских островах. Как известно, Япония предъявляет территориальные требования на эти острова, называя их исконно своими. Именно эти притязания со стороны Японии не позволяют заключить мирный договор между Россией и Японией, что, безусловно, мешает расширению экономического сотрудничества между двумя соседними государствами. Создание на территории южных Курильских островов особой экономической зоны с участием японского капитала, без сомнения, помогло бы сблизить политические позиции двух государств и способствовать заключению мирного договора между ними.
Чем же привлекательно совместное участие российской и японской стороны в такой особой экономической зоне?
Курильские острова являются одним из богатейших районов мира по запасам и разнообразию природных, водно-биологических ресурсов (0,5% мирового запаса). В свою очередь, Япония – один из признанных лидеров в области переработке водных биоресурсов. Так, за 1 условную тонну переработки биоресурсов Япония получает 6 условных единиц дохода, в то время как США и Норвегия – 2 у.е. дохода, а Россия – 1 у.е. дохода. [7] Таким образом, акватория данных островов могла бы использоваться обоюдно выгодно: Япония получает доступ к большим запасам биоресурсов и часть дохода от их продажи после переработки, а Россия – возможность получить новые технологии в этом направлении в совокупности с частью дохода от продажи переработанных биоресурсов. Такое совместное сотрудничество еще и усилит контроль за браконьерством, которое сейчас происходит в промышленных масштабах, что наносит миллиардные убытки бюджету нашей страны.
Для России большой интерес представляет организация совместно с японской стороной (признанного лидера в области производства высокотехнологичной продукции) технико-внедренческих зон, ориентированных на производство электроники. В силу того, что данная высокотехнологичная продукция производилась бы на территории РФ, ее себестоимость была минимальна. Электроника занимает небольшой объем, имеет малый вес и при этом значительную рыночную стоимость. Соответственно транспортные расходы для поставки в разные регионы РФ в общей стоимости произведенной продукции были бы незначительны. При этом поставляя электронику как компоненты какой-то продукции и осуществляя сборку самой продукции, можно было бы осуществлять дальнейшую продажу готовой продукции как внутри страны, так и за ее пределами, что принесло бы миллиардные поступления в государственный бюджет России.
Еще один способ обоюдно выгодного использования территорий южных Курильских островов – организация на них туристско-рекреационной зоны совместно с игровой зоной. С учетом особенностей японского менталитета, который рассматривает отдых неразрывно с красотой окружающей местности, и небольшого расстояния от самой Японии Курильские острова вполне могли бы стать одним из излюбленных мест отдыха японцев. Игровая зона также пользовалась бы большой популярностью, так как в Японии азартные игры на деньги запрещены.
Мы рассмотрели лишь малую часть вариантов выгодного совместного использования, каждый из которых даст очевидные экономические выгоды. Кроме того, совместное использование территорий позволит создать развитую инфраструктуру и новые рабочие места, решив социальные задачи.
Предложенная модель организации ОЭЗ позволила бы решить много задач в различных направлениях:
· смягчить политические и территориальные разногласия между странами;
· привлечь новейшие технологии в области переработки водных биоресурсов;
· привлечь технологии в промышленность для производства наукоемкой продукции;
· создать туристско-рекреационные зоны отдыха с игровой зоной
· и многое др.

Наши рекомендации