Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.

Выделяют два вида платежей наличные и безналичные. Наличные – это прямые платежи, которые поступают «живыми» деньгами в кассу предприятия, либо на р/с.

Безналичные расчеты производятся через банки, в которых юридические и физические лица имеют счета. Существуют несколько форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты по инкассо; расчеты чеками.

Расчеты платежными поручениями - основная форма осуществления безналичных расчетов. Платежное поручение - расчетный документ, содержащий письменное поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя в том или ином банке. При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную ден. сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета, либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Они могут быть: 1. Перечисление ден. средств за поставленные товары, выполненные услуги и т.д. 2. перечисление ден. средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. 3. Перечисление ден. средств в целях возврата кредита

При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента - плательщика осуществить платеж третьему лицу - получателю средств. То есть банк обязан не только списать требуемую сумму со счета плательщика, но и обеспечить ее перевод на счет получателя, открытый в том же или ином банке. Выполняя поручение своего клиента, банк действует как комиссионер.

Расчеты по аккредитиву. Аккредитив – банковская операция, по которой банк-эмитент обязуется уплатить за счет своего клиента, но от своего имени соответствующую сумму 3-му лицу после предоставления последним определенных документов.

Аккредитив представляет собой банковскую операцию, в соответствии с которой банк обязуется осуществить, по указанию клиента, одно из следующих действий: произвести платеж третьему лицу; оплатить переводной вексель; акцептовать его; учесть - против представления получателем документов, определенных условиями аккредитива.

Выделяют: покрытый аккредитив – банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение. Непокрытый – банк-эмитент списывает определенную сумму с корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. В зависимости от того, может ли банк менять условия аккредитива делятся на отзывные и безотзывные.

Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основание расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика средств. Термин “инкассовые операции” используется для обозначения различных действий коммерческих банков, направленных на получение от должника платежа и акцепта. Они совершаются на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет.

Инкассовое поручение может быть оформлено как с помощью различных расчетный документов (платежное требование, платежное требование - поручение, инкассовое поручение) так и иным способом (чек, вексель).

При недостаточности денежных средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание ден. средств осуществляется по очередности.

Расчеты чеками.

ЧЕК - ценная бумага, содержащая безусловный письменный приказ чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю или по его приказу. Чекодержателем может быть любое физическое и юр. лицо, плательщиком может выступать только банк, в котором чекодатель имеет счет. Виды чеков: 1. Ордерный. 2. Именной. 3. Кассовый или расчетный чеки.

70 . Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности

Банкротство – неспособность осуществлять платежи по долговым обязательствам, удостоверенное арбитражным судом.

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юр. лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

Признаки банкротства: 1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по ден. обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает ст-ть принадлежащего ему имущества. 2. Юр. лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по ден. обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Процедура банкротства: Юр. лицо: 1. наблюдение - для сохранения имущенства должника и проведения анализа финансовго состояния должника, назначается временный упралвяющий. Длится до начало конкурсного производства, или внешенего управления. 2. Внешнее управление (судебная санация) – применяется для восстановления платежеспособности, с передачей управления временному управляющему. Он може перепрофилировать производство, закрыть нерентабельное производство, продавать часть имущества и др. 3. Конкурсное производство – для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Назанчакется конкурсный управляющий, который проводит оценку и инвентаризацию имущества. После проихождит продажа имущества, вырученные деньги направляются на расчёты между кредиторами. 4. С момемта внесения в единый гос. реестр записи о ликвидации должника, конкурсное производство считается завершенным, а должник ликвидированным. 5. Возможно также мировое соглашение об отсрочке платежей, уступке прав требований, исполнения обязательств 3-ми лицами, об отмене требований. Гражданское лицо: 1. Конкурсное производство. 2. Мировое соглашение. 3. Иное.

Лица, участвующие в деле о банкротстве: должник, арбитражный управдяющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, прокурор, гос. орган по делам о банкротстве, иные.

Фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство.

1. Если заявление должника, подано должником в арбитражный суд, при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

2. В случае банкротства должника по вине его учредителей или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на учредителей должника - юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидарная ответственность по его обязательствам.

3. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и дисквалифицирован.

Также могут быть меры по преддупреждению банкроства: финансовая помощь должнику, в размере достаточной для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника, т.е. досудебная санация(ДОСУДЕБНАЯ САНАЦИЯ - меры по восстановлению платежеспособности, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г.).

71. Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы страт. управления. Страт. и долгосрочное планирование.Долгое времяпод стратегией понимали управление ресурсами. Это было связано с идеей о том, что увеличение объема выпуска продукции в 2 раза способствует уменьшению себестоимости единиц на 20%.

Стратегия– этоискусство планирования рук-ва, основанного ан правильных и далеко идущих прогозах.

Стратегия– это перспективный план действий, направленный на достижение кач-но новых целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, сложившихся отношений, норм и содержания поведения.

Стратегия– это набор правил для принятия решений, которыми орг-ция рук-ся в своей деятельности..

Минцберг выделяет 4 определения стратегии:

1). Стратегия как план –система последовательныхдействий. Н-р, компания ежегодно разрабатывает 5-летний план – скользящий план развития компании, содержащий показатель уровня эффективности деятельности подразделений и конкретный план мероприятий по их достижению.

2).Стратегия как позиция – положение организации относительно конкурентов во внешней среде. Н-р, «Газпром» контролирует месторождения и магистральные сети, что позволяет ей избегать конкурентов при экспорте газа.

3). Стратегия как ловкий прием– позволяет отключать соперников и выходить на рынок самому.

4).Стратегия как способ поведения- компания «Эплл» долго придерживалась принципа уникальности, работая совместно с «Макинтош».

Предпосылки:

Ускорение НТП: появление новых отраслей, сокращение ЖЦТ.

Производство перестает быть однородно массовым: ориентация на индивид. запросы потребителя и небольшие по емкости рынки.

Снижение эффективности манипуляций с потребителем в СМИ: осведомленность потребителя о реальных достоинствах товара и рост требований к кач-ву продукции у потребителей.

Появление новых групп промышленно-развитых стран: глобализация конкуренции и распространение неценовых форм конкуренции.

Усиление предприятий оптовой торговли: оказание давления на потребителя.

Стратегическое управление – переход от будущего к настоящему и обратно в будущее или разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному повышению уровня результативности деятельности предприятия над уровнем конкурентов. Долгосрочное – от настоящего к будущему. Страт. управление в России необходимо, чтобы решить ряд трудностей: из-за изменений в экономике (приватизация) руководители формируют стратегии, определяют преимущества и недостатки, избегают каких-либо опасных ситуаций; из-за отсутствия знаний, опыта, навыков в области управления и работы на рынках в условиях международной конкуренции, организациям приходится подстраиваться под изменяющиеся условия внешней среды; использование принципов, идей страт. менеджмента проводят как для крупных так и для средних компаний.

Ориентиры, хар-ки, цели и стратегия находятся во взаимосвязи. Изменяются ориентиры, изменяются и следовательно, стратегии. Действующая стратегия идет до тех пор пока орг-ция не будет выведена на желательный путь развития.

Наши рекомендации