Эффективность управления:понятие, цели, показатели.
Эффективность управления:в широком смысле – результативность функционирования управляемой системы в целом. В узком смылсе – результативность собственно управленческой деятельности в организации.
Коэффициент эввективности –условная величина, к-ая дает возможность количественно оценить резьлтат деятельности организации по основным направлениям производственно-хозяйственной и соц деятельности, анализировать состояние дел в динамике для выработки управляющих воздействий. Рассчитываются с помощью специально разработанных показателей эффективности.
Важнейшие показатели эффективности:
Эффект -рез осущ мероприятий, направленных на совершенствование производства и ведения бизнеса в целом.
Эввективность –результат, соотношения эффекта, или достигнутого рез-а и затрат на их получение.
Общая(абсолютная)эконом эффективность– рез отношения полученного эффекта за плановый период ко всей сумме инвестиций, необходимых для получения данного эффекта.
Сравнительная экономическая эффективность –результат, показывающий насколько один вариант эффективнее другого.
Результативность –способность организации производить продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданные или количественные параметры.
Производительность труда –показ эк эффективности трудовой жеят персонала, в том числе и управленческого аппарата.Определяется как отношение объема работы в единицу времени к числу работников.
Прибыль –опр-ся как разность м/у всеми полступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг(в том числе и издержки ППРУР).
Себестоимость работ –вкл. В себя 2 гр расходов:1- прямые затраты, вкл в себя расходы на мат, полуфабрикаты, расходы на энергию, з/п; 2 – накладные расходы, вкл. В себЯ затраты на управление, содеражание соц и производственной инфраструктуры.
Показатели эффективности управления:
Количественные:трудовые показатели(экономия живого труда в упралении – сокращение трудовых процессов в управлении и др.) ; финн показатели в урпавлении(сокращение расходов на управление и т.п.) ; показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в рез внедрения ИТ, организационных процедур и др.)
Качественные:Повышение научно-тех уровня управления ; повыгение квалификации менджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых УР; формирование орг культуры; усилдение общественного довериЯ и соц отвественноти органищации; экономические последствия.
Показатели эффективности системы управления:
Обобщающие в широком смысле: Экономическая:
- Нац доход за конрк период времени(на ур госуд-ва)
-производительность труда(на ур отрасли)
-прибыль(на ур предприятия)
Социальная:
-ст выполнения заказов потребителей
-доля объема продаж фирмы на общем рынке и др
Обобщающие в узком смыле: Экономическая:
Эу=Д/З, где Д-доходы предприятия, З – затраты на содержание аппарата управления.
Социальная:
-доля решений, принятых по предложениям работнико коллектива
-количество работников, занятых в разработке нового УР.
Частные в широком смысле: Экономическая:
-рентабельность. отношение прибыли к затратам
-оборачиваемость. Отношение средней стоимости активов к дневной выручке.
-окупаемость капиталовложений. отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому благодаря этим вложениям
-фондоемкость и фондоотдача.Фондоотдача отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому благодаря этим вложениям.
-производительнолсть труда. Определяется как отношение объема работы в единицу времени к числу работников.
-соотношение роста зарплаты и производительности труда и др.
Социальная:
-своевременность выполнения заказа
-полнота выполнения закаа
-оказание дополнительных услуг
-послепродажный сервис и др.
Частные в узком смысле:Экономическая:
-Доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия
-доля численности управленческих работников в общей численности, работающих в организации.
-норма управляемости. максимальное число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при условии, что суммарная трудоемкость выполняемых им функций не должна превышать норматива
-снижение трудоемкости обработки управленческой информации.
-сокращение потерь раб времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации или автоматизации трудоемких операций в сфере управления.
Социальная:
-степень техническойоснащенности упраленческого труда
-текучесть работников аппарата управления
-квалификационный уровень кадров и др.