В бухгалтерском балансе ОС отражаются по остаточной стоимости.

Учет основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.

Первичные документы по учету ОС:

-акт приемки- передачи ОС (форма ОС-1);

- акт на списание ОС (ф. ОС-4);

- акт приемки-сдачи отремонтированных ОС (форма ОС-3);

- инвентарная карточка учета ОС (форма ОС-6).

Синтетический учет ОС организуется на счетах:

01 «Основные средства», счет активный, балансовый, предназначен для учета наличия и движения основных средств. Оборот по дебету счета отражает принятие объекта основных средств к учету по первоначальной или восстановительной стоимости, оборот по кредиту – списание объекта с учета.

02 «Амортизация основных средств», счет пассивный. Оборот по кредиту – начисление амортизации, по дебиту – списание амортизации по выбывающим объектам.

07 «Оборудование к установке», счет активный. Используется, если основные средства требуют установки и монтажа. Первоначальные затраты, связанные с приобретением данных средств отражаются на счете 07 «Оборудование к установке» (счет активный). Оборот по дебету отражает стоимость оборудования, поступившего и требующего монтажа. Оборот по кредиту - передача оборудования в монтаж.

08 «Вложения во внеоборотные активы», счет активный. Оборот по дебету счета отражает фактические затраты на приобретение или возведение объекта. Оборот по кредиту – списание фактических затрат или списание первоначальной стоимости ОС при принятии объекта к учету.

Основные средства поступают на предприятие за счет приобретения за плату у других предприятий и лиц, получения в качестве вклада в уставный капитал, безвозмездного получения.

Основные средства выбывают в результате продажи, списания вследствие износа, передачи в качестве вклада в уставный капитал, безвозмездной передачи, передачи в аренду.

Выбытие основных средств оформляется через счет 91 «Прочие доходы и расходы», счет результативный, в конце каждого месяца закрывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации. Амортизация– это процесс постепенного перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции.

Способы начисления амортизации: линейный, способ уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему продукции, работ, услуг.

Амортизация основных средств начисляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором эти активы были приняты к учету. Амортизация заканчивает начисляться, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания основных средств с бухгалтерского учета.

Независимо от способа начисления амортизации сумма амортизационных отчислений рассчитывается ежемесячно, исходя из 1/12 годовой суммы амортизации.

Типичные корреспонденции по учету основных средств

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета
Д К
Операции по поступленню ОС
  1. Принят к оплате счет поставщика за оборудование, требующее установки и монтажа: а) стоимость оборудования б) начислен НДС        
2. Оборудование передано в монтаж
3. Затраты на монтаж оборудования: а) подрядным способом: - стоимость работ - НДС б) хозяйственным способом: - заработная плата, отчисление на социальное страхование, материалы               70,69,10
4. Принят к оплате счет поставщика за поступившее оборудование, не требующее монтажа: а) стоимость оборудования б) начислен НДС        
5. Поступило основное средство в качестве вклада в уставный капитал
6. Получено безвозмездно основное средство по рыночной стоимости на дату оприходования 98.2
7. Оборудование введено в эксплуатацию (объект ОС принят к бухгалтерскому учету)
8. Начислена амортизация по объектам основных средств различного назначения 20, 23, 25, 26

Продажа (реализация основных средств)

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета
1. Списывается сумма начисленных амортизационных отчислений
2. Списывается остаточная стоимость основных средств 91.2    
3. Предъявлен счет покупателю (выручка от реализации = цена реализации + НДС) 91.1
4. Начислен НДС по реализованным основным средствам 91.2
5. Закрываем субсчета 91.1 91.9 91.9 91.2
6. Определяем финансовый результат: -прибыль -убыток   91.9   91.9


Наши рекомендации