Схема платежа с помощью кредитных карт.
1. Покупатель в электронном магазине формирует корзину товаров и выбирает способ оплаты «кредитная карта».
2. Параметры кредитной карты (номер, имя владельца, дата окончания действия) должны быть переданы платежной системе Интернет для дальнейшей авторизации. Это может быть сделано двумя способами:
· через магазин, то есть параметры карты вводятся непосредственно на сайте магазина, после чего они передаются платежной системе Интернет;
· на сервере платежной системы.
3. Платежная система Интернет передает запрос на авторизацию традиционной платежной системе.
4. Последующий шаг зависит от того, ведет ли банк-эмитент онлайновую базу данные счетов. При наличии БД процессинговый центр передает банку-эмитенту запрос на авторизацию карты и затем получает результат авторизации. Если же такой базы нет, то процессинговый центр сам хранит сведения о состоянии счетов держателей карт и выполняет запросы на авторизацию. Эти сведения регулярно обновляются банками-эмитентами.
5. Результат авторизации передается платежной системе Интернет.
6. Магазин получает результат авторизации.
7. Покупатель получает результат авторизации через магазин или непосредственно от платежной системы Интернет.
8. При положительном результате авторизации:
· магазин оказывает услугу, или отгружает товар;
· процесинговый центр передает в расчетный банк сведения о совершенной транзакции. Деньги со счета покупателя в банке-эмитенте перечисляются через расчетный банк на счет магазина в банке-эквайере.
При совершении покупки с помощью кредитной карты существует минимальный размер комиссионных карточной системы. Как правило, это сумма порядка нескольких десятков центов. Следовательно, использование платежных систем, построенных на кредитных картах, для оплаты покупок на сумму менее 1 доллара становится нецелесообразным.
Электронные чеки являются аналогом обычных бумажных чеков, представляющие собой предписания плательщика своему банку перечислить деньги со своего счета на счет получателя платежа. Операция происходит при предъявлении получателем чека в банке. Основных отличий здесь два. Во-первых, выписывая бумажный чек, плательщик ставит свою настоящую подпись, а в виртуальном варианте — подпись электронная. Во-вторых, сами чеки выдаются в электронном виде. CyberPlat является одной из первых российских систем, производящих электронные платежи с помощью электронных чеков через Интернет.
В 1985 г. голландским математиком и криптографом Дэвидом Чаумом была предложена система электронных наличных, реализуемая в виде электронного кошелька. Электронные деньги – это системы переводов между счетами пользователей в сети – так называемыми электронными кошельками.
Схемы платежей в Интернете построены аналогично оффлайновым прототипам. В схему вовлечены две независимые стороны: эмитенты и пользователи. Под эмитентом понимается субъект, управляющий платежной системой. Он выпускает некие электронные единицы, представляющие платежи. Пользователи систем выполняют две главные функции. Они производят и принимают платежи в Интернет, используя выпущенные электронные единицы. Электронные деньги полностью моделируют реальные деньги. При этом эмитент выпускает их электронные аналоги, называемые в разных системах по-разному(например, купоны). Далее, они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. При эмиссии каждая денежная единица заверяется электронной печатью, которая проверяется выпускающей структурой перед погашением.
Схема платежа с помощью электронных денег.
1. Покупатель заранее обменивает реальные деньги на электронные. Хранение наличности у клиента может осуществляться двумя способами, что определяется используемой системой:
на жестком диске компьютера;
на смарт-карте.
Разные системы предлагают разные схемы обмена. Некоторые открывают специальные счета, на которые перечисляются средства со счета покупателя в обмен на электронные купюры. Некоторые банки сами могут эмитировать электронную наличность. При этом она эмитируется только по запросу клиента с последующим ее перечислением на компьютер или карту этого клиента и снятием денежного эквивалента с его счета. При реализации слепой подписи покупатель сам создает электронные купюры, пересылает их в банк, где при поступлении реальных денег на счет они заверяются печатью и отправляются обратно клиенту.
Порча диска или смарт-карты оборачивается невозвратимой потерей электронных денег.
2. Покупатель перечисляет на сервер продавца электронные деньги на покупку.
3. Деньги предъявляются эмитенту, который проверяет их подлинность.
4. В случае подлинности электронных купюр счет продавца увеличивается на сумму покупки, а покупателю отгружается товар или оказывается услуга.
Одной из отличительных черт электронных денег является возможность осуществлять микроплатежи. Так как степень дискретности электронных наличных существенно выше, чем для обычных денег. Например, технология PayCach позволяет дробить денежную единицу на монеты достоинством до одной тысячной копейки. Поэтому отпадает необходимость в электронном аналоге процедуры формирования сдачи.
Себестоимость проведения электронных платежей чрезвычайно низка. Минимальные комиссионные за совершение транзакции могут составлять 1 коп. В сети Интернет существует достаточно много потребностей проведения платежей в размере менее 1 доллара. Электронные наличные здесь имеют несомненное преимущество.
Эмитировать электронные наличные могут как банки, так и небанковские организации. Однако, до сих пор не выработана единая система конвертирования разных видов электронных денег. Поэтому только сами эмитенты могут гасить выпущенную ими электронную наличность. Кроме того, использование подобных денег от нефинансовых структур не обеспечено гарантиями со стороны государства.
Одной из основных причин медленного роста электронной коммерции сегодня остается озабоченность покупателей надежностью средств, применяемых при расчетах в Интернете. Основные причины обеспокоенности связаны со следующими факторами.
• Отсутствие гарантии конфиденциальности – кто-либо может перехватить передаваемые данные и попытаться извлечь ценную информацию, например, данные о кредитных картах. Это может произойти как во время передачи информации, так и непосредственно после совершения покупки через торговые web-сайты.
• Недостаточный уровень проверки (аутентификации) участников операции – покупатель, посещая электронный магазин, не уверен, что представленная на нем компания именно та, за кого она себя выдает, а у продавца нет возможности проверить, что покупатель, сделавший заказ, является законным обладателем кредитной карты.
• Нет гарантии целостности данных – даже если отправитель данных может быть идентифицирован, то третья сторона может изменить их во время передачи.
Наиболее распространенными механизмами, призванными устранить указанные факторы и обеспечить безопасность проведения электронных платежей через Интернет сегодня являются:
• протокол SSL (Secure Socket Layer), обеспечивающий шифрование передаваемых через Интернет данных;
• стандарт SET (Secure Electronic Transactions), разработанный компаниями Visa и MasterCard и обеспечивающий безопасность и конфиденциальность совершения сделок при помощи пластиковых карт.
Протокол SSL – один из существующих протоколов обмена данными, обеспечивающий шифрование передаваемой информации. В настоящее время это наиболее распространенный метод защиты электронных транзакций в Интернете.
Протокол SSL является стандартом, основанным на криптографии с открытыми ключами. Протокол обеспечивает защиту данных, передаваемых в сетях TCP/IP по протоколам приложений за счет шифрования и аутентификации серверов и клиентов. Это означает, что шифруется вся информация, передаваемая и получаемая web-браузером, включая URL-адреса, все отправляемые сведения (такие, как номера кредитных карт), данные для доступа к закрытым web-сайтам (имя пользователя и пароль), а также все сведения, поступающие с web-серверов.
Протокол SSL позволяет решить часть названных проблем безопасности, однако его роль в основном ограничивается обеспечением шифрования передаваемых данных. Поэтому для комплексного решения перечисленных выше проблем была разработана спецификация и создан набор протоколов, известные как стандарт SET (Secure Electronic Transaction) — безопасные электронные транзакции.
Официальной датой рождения стандарта SET является 1 февраля 1996 г. В этот день Visa International и MasterCard International совместно с рядом технологических компаний объявили о разработке единого открытого стандарта защищенных расчетов через Интернет с использованием пластиковых карт. В декабре 1997 г. была создана некоммерческая организация SETCo LLC, призванная координировать работы по развитию стандарта и осуществлять тестирование и сертификацию предлагаемого на рынке программного обеспечения для обеспечения контроля над соответствием этого программного обеспечения спецификациям SET.
Благодаря использованию цифровых сертификатов и технологий шифрования, SET позволяет как продавцам, так и покупателям производить аутентификацию всех участников сделки. Кроме того, SET обеспечивает надежную защиту номеров кредитных карт и другой конфиденциальной информации, пересылаемой через Интернет, а открытость стандарта позволяет разработчикам создавать решения, которые могут взаимодействовать между собой. Также важным фактором, обеспечивающим продвижение SET, является его опора на существующие карточные системы, ставшие привычным финансовым инструментом с отлаженной технологией и правовым механизмом.
В основе системы безопасности, используемой SET, лежат стандартные криптографические алгоритмы DES и RSA. Инфраструктура SET построена в соответствии с инфраструктурой открытого ключа (Public Key Infrastructure, PKI) на базе сертификатов, соответствующих стандарту X.509, утвержденному организацией по стандартизации (ISO).
Главная особенность SET — регламентация использования системы безопасности, которая устанавливается международными платежными системами. Требования Visa и Europay к центру обработки на основе SET включают, во-первых, традиционные требования к обработке пластиковых карт (защита помещений, контроль над доступом, резервное энергоснабжение, аппаратная криптография и т. п.), и, во-вторых, специфические дополнения — межсетевые экраны (firewalls) для защиты каналов Интернета. Такой подход позволяет использовать единые методики оценки рисков при проведении электронных платежей вне зависимости от способа аутентификации клиента (традиционная карта с магнитной полосой, смарт-карта или цифровой сертификат). Это позволяет участникам платежной системы разрешать спорные ситуации по отработанным механизмам и сконцентрироваться на развитии своего электронного бизнеса.
SET обеспечивает следующие требования защиты операций электронной коммерции:
• секретность данных оплаты и конфиденциальность информации заказа, переданной вместе с данными об оплате;
• сохранение целостности данных платежей, которая обеспечивается при помощи цифровой подписи;
• специальную криптографию с открытым ключом для проведения аутентификации;
• аутентификацию держателя кредитной карты, которая обеспечивается применением цифровой подписи и сертификатов держателя карты;
• аутентификацию продавца и его возможности принимать платежи по пластиковым картам с применением цифровой подписи и сертификатов продавца;
• подтверждение того, что банк продавца является действующей организацией, которая может принимать платежи по пластиковым картам через связь с обрабатывающей системой, что обеспечивается с помощью цифровой подписи и сертификатов банка продавца;
• готовность оплаты транзакций в результате аутентификации сертификата с открытым ключом для всех сторон;
• безопасность передачи данных посредством использования криптографии.
Мировые информационные ресурсы
37. Мировые информационные ресурсы: определение, классификация и характеристика основных структур
Ресурс - запасы, источники чего-либо(Ожегов). В индустр. общ-ве известны неск-ко основных видов ресурсов (мат., прир., труд., фин., энергет.) В инф-ном общ-ве акцент смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который стал одним из ключевых понятий. Согласно Федеральному закону РФ № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» Информационные ресурсы- отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания (отчуждены от тех людей, которые их накапливали)
Инф-ые ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие МИР позволило (-превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; -сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; -образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; -повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой инф-ии.
Классификация мировых информационных ресурсов. 1)На основании зависимости от носителей информации (документы [стандарты, патенты], персонал, организационная единица- научные и производственные организации [академии наук], промышленные образцы [технологии, программные продукты]). 2) по способу представления (хранения и доступа) на две группы: традиционные (ресурсы книгохранилищ, архивов, фильмотек и т.д.) и сетевые.
1ая комп-ная сеть была создана для инф-ого обслуж-ия оборонных нужд США. Со временем появилось множ-во различ. комп-ых сетей, базир-ся на различн. технол-х и обслуж-щих универ-ты, исслед-кие центры, правительственные аг-ва, частные к-нии, частных лиц не только в США, но и во всем мире, что позволяет говорить о наличии общемировой комп-ной сети, или глоб-ной инф-ной сети (ГИС).
ГИС принято рассматривать как «Сеть сетей», по которой можно перегонять информацию между сетями и которая позволяет работать одновременно в столь разных информационных средах, как оцифрованные голос, данные, текст, картинки и звук. В ГИС входит и сеть Интернет.
Т.к. Инт-т явл-ся частью ГИС, то в нем представлена только часть МИР. Через сеть Инт-т пользователи могут обратиться к инф-ии, хранящейся и в некоторых других специализ-ых сетях. Поэт. назв. Инт-т часто служит синонимом ГИС.Источники инф-ии в Инт-т различаются по способу представления инф-ии, по национально-территориальному признаку, хар-ру содержания и доступа.
Способ представления.1.web -страницы являются сегодня основным и наиболее распространенным типом ИР в Сети. Этот ресурс представляет собой страницы так называемого гипертекста, т.е. текста, который может содержать в себе ссылки. 2.Базы данных могут иметь интерфейс в Интернете, иными словами, могут быть доступны через Сеть. В настоящий момент не существует какого-либо стандартного способа доступа к базам данных по сети Интернет. Наиболее прогрессивным способом является доступ к базам данных с помощью браузеров, так как этот способ обеспечивает максимальную потенциальную аудиторию потребителей информации. 3.Файловые серверы являются традиционным способом хранения данных в Интернете и представляют собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна по Сети. (Доступ к данным на таком сервере осуществляется с помощью специальных программ, поддерживающих протокол передачи файлов FТР). 4.Телеконференции также могут являться источником необходимой информации, как правило, носящей неофициальный характер. Телеконф-ции предст-т собой способ общения людей, имеющих доступ в Сеть, и предназн. для обсуждения каких-либо вопросов или распростр-ия инф-ии.
Телек-ции делятся на модерируемые (управляемые), т.е. такие, размещение статей в кот-х произв-ся спец. чел-ком - модератором, осуществляющим в основном цензурные функции, и немодерируемые, размещение, статей в кот-х производится автоматически по запросу любого польз-ля Сети.
Национально-территориальный признак.В силу историко-географических причин основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. (Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя).
За языковой следует (и с ней связана) классификация источников по географическому признаку. Произвольный инф-ный ресурс в подавляющем большинстве принадлежит какой-либо организации, осуществляющей свою деятельность на определенной территории. Территориальное разделение не относится к возможностям доступа к ресурсам – оно может быть осуществлено из любой точки.
Характер содержания.Один и тот же web-сайт может содержать самую разнообразную информацию, поэтому приведенная ниже классификация в достаточной степени условна. 1.Тематическая информация непосредственно относится к конкретной предметной области, - техническая, технологическая, маркетинговая и т.п ( редко «в чистом виде»). Она, как правило, оказывается включенной в состав блоков информации одного из перечисленных ниже типов. 2.Научная информация. Этот вид информации представляет собой статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете. Особый вид подобных документов представляют маркетинговые исследования. 3.Рекламная информация. Большинство коммерческих web-сайтов носят рекламный характер. 4.Справочная информация. Множество ресурсов в Сети содержит информацию справочного характера: разнообразные справочные материалы, ссылки на web -сайты компаний. 5.Новостная информация. Эта инф-ия легко доступна по Сети, однако представляет собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке. Данный вид инф-ии поставляют многочисленные инф-ные агентства. Практически все они имеют свои web-сайты (СNN, ИТАР-ТАСС и др.). 6.Вторичная информация. Вторичные источ-ки предлагают систематизир-ю и предварительно обработанную инф-ию и, след-но, обладают значительной ценностью. В кач-е источ-в вторичной инф-ии м/т выступать ресурсы, содержащие обзоры, подборки рефератов, каталоги и др.
Характер доступа к информации.бесплатный (свободный) и платный (подписка).
Структура информационных ресурсов России.В наст. время можно говорить о четырех основных государственных информационных системах России, имеющих межведомственный универсальный характер это библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, Государственная система статистики и Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). В последние годы начала складываться и система правовой информации призванная объединить неэффективно функц-ющие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах.
Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает: -Публичные биб федеральных, региональных муниципальных органов культуры; -систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской государственной системы научно-технической информации (Рос-кой ГСНТИ); -инф-но-библиотечную сист. Рос-кой академии наук (РАН); -библиотечную сеть ВУЗов России; -сеть медицинских библиотек…
Архивн. фонд РФ в соответст-и с формой соб-ти на документы сост-т из гос-ной и негос-ной частей.
Объем архива в среднем ежегодно увеличивается на 1,6 млн. единиц хранения. С составом и содержанием хранящихся в архивах документов можно ознакомиться с помощью справочников о фондах, часть из них имеют электронные аналоги.
В состав Гос-ой системы научно-технической информации входят федер. органы научно-технич. инф-ии (НТИ) и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ, региональные центры НТИ.
Гос-ая система статистики включают :-информационные фонды по отраслям статистики; -информационные фонды интегрированных баз данных; -Единый государственный регистр предприятий и организаций; -статистическую информацию первичных отчетов.
Гос-ная система правовой инф-ииВ соответствии с Президентской программой «Правовая информатизация федеральных органов государственной власти», утвержденной Указом Президента РФ № 808 от 4 августа 1995 г., задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Минюст России.
Особый характер и значение имеют ИР органов власти и управления. Основными источниками информации являются Госкомстат России, министерства и ведомства (МВД России, МЧС России..), а также информационно-справочные системы, содержащие акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, решений Конституционного Суда.. Основу ИР предприятий и организаций отраслей материального производства составляют электронные массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные инф-ные файлы управленческого и технологического назначения и т.д.) и традиционные справочно-инф-ные фонды.Проблема сопоставимости разнообразной информации о природных объектахможет быть частично преодолена за счет возможности ее естественной пространственной привязки на основе географических информационных систем (ГИС).
Наиб. развитые системы гос-ых ИР соц. сферытрадиционно имелись в здравоох-ии и образовании. Специализ-ми инф-ми организациями Минздрава России являются: Гос-ая центральная научная медиц-ая библ-ка (гос-ный орган научно-технической инф-ии по медицине и здравоохранению), Информационно-аналитический центр Минздрава России. К наиболее крупным государственным информационным ресурсам финансов и внешнеэкономической деятельностиотносятся: -базы данных по содержанию федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; -реестр паспортов импортных сделок; -реестр страховых организаций Рос-и (Минфин России); Финансово-экон-ая инф-я относится к сектору рос-го рынка, который способен развиваться за счет платежеспособного спроса, к тому же он активно поддерживается ведущими инф-ными агентствами, н-р Кеш:егз.
38. Мировой рынок информационных услуг: основные понятия, этапы развития
Рынок информационных услугможет быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация.Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.
Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:
· сектор деловой информации;
· сектор научно-технической и специальной информации;
· сектор массовой потребительской информации.
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:
· биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
· статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
· коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
· деловые новости в области экономики и бизнеса. Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.
Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.
Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:
· выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
· выход на рынок с новым товаром;
· поиск покупателей;
· слияние и приобретение компаний;
· маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.
Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы:
специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
работники государственных учреждений;
работники общественных организаций;
индивидуальные пользователи.
Этапы развития мирового рынка информационных услуг
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.
Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники — предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе. Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ — малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах — в ИПС хранились вторичные документы — поисковые образцы документов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т. е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.
При внедрении ИПС была автоматизирована лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли свою положительную роль в качестве базы для дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.
Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, явилось возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.).
Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.
Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователя.
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке.
Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т. д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:
· центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;
· центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
· информационные агентства — помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.
Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство, наряду с ростом возможностей вычислительной техники, породило возникновение принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.
Базы данных
39. Жизненный цикл базы данных (БД). Краткая характеристика этапов жизненного цикла БД
База данных — организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей
Жизненный цикл базы данных — это совокупность этапов, которые проходит база данных на своём пути от создания до окончания использования.
Обзор жизненного цикла приложения баз данных.
Этапы жизненного цикла базы данных приведены ниже. Следует заметить, что эти этапы не являются строго последовательными и включают в себя так называемые циклы обратной связи – возврат к предыдущим этапам.
Планирование разработки базы данных.
Планирование разработки базы данных | Подготовительные действия, позволяющие с максимально возможной эффективностью реализовать этапы жизненного цикла приложений баз данных. |
Определение требований к системе.
Определение требований к системе | Определение диапазона действия и границ приложения базы данных, состава его пользователей и областей применения. |
Сбор и анализ требований пользователей
Сбор и анализ требований пользователей | Сбор и анализ информации о той части организации, работа которой будет поддерживаться с помощью создаваемого приложения базы данных, а также использование этой информации для определения требований пользователей к создаваемой системе |
Проектирование базы данных
Проектирование базы данных | Процесс создания проекта базы данных, предназначенный для поддержки функционирования предприятия и способствующий достижению его целей. |
Выбор целевой СУБД
Выбор целевой СУБД | Выбор СУБД подходящего типа, предназначенной для поддержки создаваемого приложения базы данных. |
Разработка приложений
Разработка приложений | Проектирование интерфейса пользователя и прикладных программ, предназначенных для работы с базой данных. |
Создание прототипов
Создание прототипа | Создание рабочей модели приложения баз данных. |
Реализация
Реализация | Физическая реализация базы данных и разработанных приложений. |