Описание функций технического объекта
· базируется на анализе запросов потребителя и должно содержать четкую и краткую характеристику технического объекта, с помощью которой можно удовлетворить возникшую потребность.
· включает:
o действия, выполняемые им;
o объект, на который направлено действие;
o условия работы технического объекта на всех стадиях его жизненного цикла.
30. Контроллинг и мониторинг бизнес-процессов.
Контроллинг – система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля.
Контроллинг – это: принцип управления; инструмент.
Основная задача контроллинга: решение проблемы ограниченности ресурсов при требовании неограниченных возможностей.
Контроллинг и система управления
· часть системы управления, которая подразумевает управление, ориентированное на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия,
· ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно – аналитической и методической поддержки в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.
Программные технологии контроллинга
Цель – использовать соответствующие инструментальные средства для непрерывного измерения, оценки качества и результативности бизнес-процессов, поддерживаемых информационными системами, на основе заранее определенных ключевых показателях результативности.
Подходы:
· встраивание функционала контроллинга бизнес-процессов в систему управления предприятием;
· использование специализированных систем контроллинга бизнес-процессов и их интеграция с автоматизированными системами управления предприятием.
Основной цикл управления бизнес-процессами
Этап 1 - Разработка процесса. На этом этапе происходит описание процессов, определение владельцев процессов и начальное совершенствование процессов;
Этап 2 - Выполнение процесса. Внедрение оптимизированных процессов в повседневную деятельность и их выполнение очень часто требует автоматизации процессов с использованием информационных систем разных классов;
Этап 3 - Контроль производительности и оценка процессов. На данном этапе происходит сбор показателей результативности процессов и анализ их отклонений от запланированных значений.
Этапы контроллинга
Определение показателей результативности и «точек контроля» в процессах;
Мониторинг показателей результативности;
Анализ результатов мониторинга;
Сравнение фактических и плановых показателей и нахождение причин отклонений.
Контроллинг бизнес-процессов — это мониторинг выполнения процессов компании, измерение ключевых показателей результативности, анализ эффективности с выходом на оценку и корректировку стратегии бизнес-процессов.
Мониторингв широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Мониторинг бизнес-процессовтехнология, действующая в режиме реального времени и обеспечивающая регулярное информирование, текущий анализ и выработку аварийных сигналов.
Показатели BAM
· тенденция изменения выручки;
· относительный валовый доход;
· средний период погашения дебиторской задолженности;
· оборачиваемость товарно-материальных запасов;
· коэффициент быстрой ликвидности…
Построение эффективной системы BAM
· Необходима комбинация данных, поступающих в режиме реального времени, и накопленных (исторических) сведений
· Необходимо интегрировать разнородную информацию, источниками которой могут быть:
o хранилища данных (data warehouse),
o хранилища оперативных сведений (operational data store)
o и базы данных приложений (application database).
Требования к платформе контроллинга
Система должна позволять вести мониторинг бизнес-процессов компании по мере их выполнения в различных информационных системах.
Система должна позволять вести учет ручных операций, не поддерживающихся информационными системами
Система должна позволять вести мониторинг ключевых показателей результативности и выдавать ранние предупреждения в случае любых отклонений от плановых значений. Это позволяет своевременно предпринимать контрмеры, непрерывно улучшая качество потоков задач проходящих в рамках бизнес-процесса и прямо влияющих на операционный результат.
Требования к системам контроллинга
· проводить оценку эффективности бизнес-процессов на основе КПР;
· анализировать показатели процессов при помощи встроенных специализированных статистических инструментов;
· отображать историю ключевых показателей бизнес-процессов, проводить сравнение с предыдущими периодами;
· рассматривать и анализировать ключевые показатели с разных точек зрения, используя перенастраиваемые фильтры;
· поддерживать планирование ключевых показателей, например, максимального времени выполнения бизнес-процесса;
· автоматически запускать аварийные предупреждения, если значения ключевых показателей существенно отклоняются от запланированных;
· объединять различные измеряемые параметры для поиска источников отклонений;
· быстро преобразовывать наборы КПР в различные отчеты.
Функционал системы контроллинга
XML-адаптеры (Агенты) – обеспечивают сбор и преобразование показателей из различных ИС;
Process Warehouse (База данных KPI) – обеспечивает накопление значений ключевых показателей результативности;
Frontend (Блок анализа) – обеспечивает пользователям возможность анализировать показатели результативности и эффективность процессов;
Report (Отчеты) – позволяет создавать различные аналитические отчеты по запросам пользователей.
КПР
· КПР, зависящие от времени, например, время выполнения процесса, частота обработки;
· КПР, зависящие от затрат, например, затраты/доли затрат при выполнении процессов на основе стандартов производительности;
· КПР, связанные с качеством, например, количество процессов, ошибки в выполнении процесса, качество своевременного выполнения процесса
· Агрегирующие КПР
Process Performance Manager (PPM), IDS Scheer AG
· измеряет степень выполнения бизнес-процессов на уровне отдельных бизнес-процедур.
· позволяет проводить оценку эффективности бизнес-процессов путем анализа трендов и статистических распределений на основе КПР.
· При помощи PPM можно также отображать историю КПР бизнес-процессов.
· позволяет определять целевые КПР
· навигация
· средства создания отчётов
· переносимость
· хранилища данных
ARIS для пользователей
· обобщенные данные по процессам и уведомления о значительных отклонениях.
· четкие и измеряемые показатели результативности и поддерживать непрерывный мониторинг бизнес-процессов в части времени выполнения операций, времени выполнения и качества всего бизнес-процесса в целом, а также возможных улучшений.
Преимущества контроллинга процессов с помощью информационных систем
· поддержка снижения стоимости процессов;
· предоставление полного пакета индикаторов работы процессов (продолжительность, затраты, количество, качество и операционные риски);
· использование системы раннего оповещения при отклонениях от плановых значений;
· выявление потенциала для оптимизации и «узких мест» бизнес - процесса;
· организация мониторинга выполняемых бизнес-процессов;
· повышение удовлетворенности внутренних и внешних клиентов.
Управление проектами
31. Управления проектами: определение, классификация, стандарты, информационные технологии в управлении проектами
Толковый словарь Вебстера: «Проект (англ. – project) – это что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие».
Английская Ассоциация проект-менеджеров: «Проект – это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования повремени, стоимости и качеству достигаемых результатов».
DIN 69901, Германия: «Проект – это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: задание цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления».
Проект это уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам. ISO/TR 10006: 1997 (Е). Quality Management – Guidelines to quality in project management - p. 1.
Проект – это:
А) предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики и другие условия, и отличается от других подобных предприятий специфической проектной организацией;
Б) предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации, с ограничениями на затраты и время, с тем чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач;
В) уникальный набор скоординированных действий с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения.
IСБ - IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee. - Bremen: Eigenverlag, 1999 -p.23.
Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
Признаки проекта
• Направленность на достижение целей;
• Скоординированная взаимосвязанная деятельность;
• Ограниченность во времени, с определенным началом и окончанием;
• В определенной степени уникален и неповторим.
Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.
В управление проектом входит:
• Определение требований;
• Установка четких и достижимых целей;
• Уравновешивание противоречащих требований по качеству, содержанию, времени и стоимости;
• Коррекция характеристик, планов и подхода в соответствии с мнением и ожиданиями различных участников проекта.
Треугольник проекта
Качество находится в центре проектного треугольника. Изменения любой из составляющих проекта так или иначе влияют на его качество.
Жизненный цикл проекта определяет фазы, которые связывают начало проекта с его завершением.
Фазы жизненного цикла проекта не совпадают с группами процессов управления проектом.
Жизненный цикл проекта обычно определяет следующее:
· Какие технические работы должны быть проведены в каждой фазе (например, в какой фазе должно быть проведено проектирование?)
· В какой момент каждой фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение каждого результата поставки.
· Кто участвует в каждой фазе (например, одновременно проводимые инженерные работы требуют, чтобы те, кто их выполняют, участвовали в определении требований и проектировании)?
· Как контролировать и подтверждать каждую фазу.
Многие жизненные циклы проектов имеют ряд общих характеристик:
Фазыобычно идут последовательно и ограничиваются передачей технической информации или сдачей технического элемента.
Уровень затрат и численность задействованного персонала невелики в начале, увеличиваются по ходу выполнения проекта и быстро падают на завершающем этапе проекта.
1. Стандарты по управлению единичным проектом
PMBoK,ISO 10006, PRINCE 2
2. Стандарты оценки компетенции менеджера проекта
PM ICB, НТК, PMCDF
3. Корпоративные стандарты управления проектами (КСУП)
OPM 3, P2M
4. Стандарты управления программами и портфелями
Portfolio Management, Program Management
5. Национальные стандарты
UK, Germany, Australia
Стандарты по управлению единичным проектом представлены:
· Руководством к своду знаний по управлению проектами – PMBoK ,
· Руководством к качеству при управлении проектами – ISO 10006,
· Системой знаний о процессах управления проектами – PRINCE 2
и являются наиболее ранней и достаточно проработанной по структуре и содержанию группой стандартов.
В настоящее время Институт управления проектами PMI (США) пошел по пути специализации и расширил PMBoK , выделив в нем следующие области:
· управление проектами со стороны правительств – Government extension to PMBoK,
· управление проектами в строительстве - Construction extension to PMBoK,
· управление стоимостью – Practice Standard for Earned Value Management,
· построение иерархических структур работ - Practice Standard for Work Breakdown Structures и др.
PRINCE2 (Projects in a Controlled Environment) – методология управления проектами, охватывающая управление (managing), контролирование (controlling) и организацию (organizing) проекта.
Методология PRINCE (Projects in Controlled Environments) первоначально создана в 1989 году организацией CCTA (Central Computer and Telecommunications Agency) как государственный стандарт Великобритании (UK Government) для управления проектами в сфере информационных технологий (ИТ); однако вскоре стала регулярно применяться вне ИТ-среды.
PRINCE2 был выпущен в 1996 году как общий метод управления проектами. Методика PRINCE2 стала быстро популярна и сейчас это стандарт "de facto" для управления проектами в Великобритании. Так же методика получила распространение вне Соединенного Королевства более чем в 50 странах. Последние изменения были осуществлены в 2002 году организацией OGC (Office for Government Commerce). CCTA теперь является частью OGCommerce.
PRINCE2 позиционируется как процессный подход к управлению проектами, обеспечивающий адаптируемые и масштабируемые средства для управления любыми типами проектов.
Каждый процесс определяется:
· входными и выходными данными;
· специфическими целями;
· предпринимаемыми действиями.
Проект PRINCE2 состоит из восьми основных процессов верхнего уровня:
· Directing a project (DP)
· Planning (PL)
· Starting up a project (SU)
· Initiating a project (IP)
· Controlling a stage (CS)
· Managing product delivery (MP)
· Managing stage boundaries (SB)
· Closing a project (CP)