Формы организационных структур управления
· Линейная
· Функциональная
· Линейно-функциональная
· Линейно-штабная
· Матричная и др.
Процесс – завершённая с точки зрения содержания, временной и логической очерёдности последовательность операций, необходимых для обработки экономически значимого объекта.
Бизнес-процесс
· описывает центральную сферу деятельности предприятия;
· служит осуществлению основных целей предприятия;
· признак: точки соприкосновения с бизнес-партнёрами;
· ориентация на результат.
Примеры
Обработка заказов на предприятии
Торговая сделка на коммерческом предприятии
Предоставление кредита в банке
Процессный подход
Процессный подход не является противопоставлением функциональному.
Результат и функционального, и процессного подходов - одновременное проектирование организационной структуры (функциональных областей) и порядка взаимодействий в рамках этой структуры (процессов).
Эти подходы, в известной степени, должны применяться параллельно.
это не просто описание последовательности действий по преобразованию чего-либо
для процесса должны быть определены
· технологии выполнения
· требования к входам и выходам, к используемым ресурсам (персонал, оборудование, инструменты, производственная среда, информация и т.д.)
· критерии оценки результативности процесса и удовлетворенности его клиентов.
· «владелец», который будет отвечать за результативность процесса.
Деятельность = процесс, если приносит компании добавленную ценность: (1) результат деятельности представляет ценность для клиента, (2) деятельность целесообразна с точки зрения затрат на ее осуществление
применяется для проектно-ориентированных компаний, например, научно-исследовательских, консалтинговых, строительных и т.д.
и для любой компании - при создании инновационных проектов в рамках этих проектов.
Причины внедрения процессного подхода
Россия – член ВТО
необходимость подтверждения соответствия своей продукции международному стандарту качества ISO 9001:2000
ISO 9001:2000 нацелен на применение процессного подхода в управлении.
Переход к процессной системе управления
Изменения по трем направлениям:
· Организационное: от функционально-иерархической к процесс-ориентированной структуре.
· Командное: от функционального подразделения к команде межфункционального процесса.
· Личностное: от менеджера функционального подразделения к владельцу процесса.
26. Процессный подход и процессно-ориентированная организация
Процесс и бизнес-процесс
ISO 9000:2000:
· «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы»;
· «любая деятельность или совокупность видов деятельности, которая использует ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс».
Дэвенпорт и Хаммер,1990
Бизнес-процесс — это координированная и упорядоченная последовательность действий, нацеленная на достижение определенного конечного результата, под которым основоположники понимали удовлетворения заказчика.
Компоненты процесса
· владелец процесса
· технологии процесса
· система показателей процесса — показателей продукта, показателей эффективности процесса, показателей удовлетворенности потребителей;
· управление процессом — деятельность владельца процесса по анализу данных о процессе и принятию управленческих решений;
· ресурсы процесса
Этапы описания процесса
· Определение владельца процесса.
· Определение цели процесса.
· Определение границ и интерфейсов.
· Определение входов и выходов процессов.
· Определение ресурсного окружения процесса.
· Документирование процесса.
· Определение ключевых показателей результативности процесса.
· Расстановка контрольных точек для измерений.
Владелец процесса – организационная единица (как правило, должностное лицо или коллегиальный орган управления), имеющая в своем распоряжении ресурсное обеспечение процесса, управляющая его ходом и несущая ответственность за его выполнение.
Цели процесса – идеальное представление результата (Снижение стоимости – главное, Повышение качества и Соблюдение сроков - подчиненные).