II. Виды тарифов и порядок их расчета

В зависимости от целевого назначения используемой воды и условий сельскохозяйственного производства оплата услуг по подаче воды в точки выдела производится по основным, льготным и штрафным тарифам, определяемым по соглашению сторон, с учетом налога на добавленную стоимость.

Основные тарифы применяются при оплате услуг по подаче воды, используемой для предпосевных и вегетационных поливов, в пределах объемов, рассчитанных в соответствии с нормативами водопотребления по конкретным видам возделываемых культур и угодий, а также для других производственных нужд.

Льготные тарифы применяются при расчетах за подачу воды, используемой на проведении промывных и влагозарядковых поливов.

Штрафные тарифы применяются при сверхнормативном заборе воды для орошения и других производственных нужд, а также в случаях самовольного забора воды.

Виды применяемых тарифов, периоды использования в течение года, а также конкретные их размеры по отдельным водопользователям определяются по соглашению сторон.

Плата за услуги по подаче воды в точки выдела взимается по одноставочному и двуставочному договорным тарифам.

Одноставочный (покубометровый) тариф применяется в районах с постоянной и устойчивой ежегодной потребностью в водоподаче для орошения, а также для нужд, не связанных с орошением. Одноставочный тариф устанавливается на единицу объема поданной воды в точки выдела водопотребителей.

Двуставочный тариф применяется в районах, где потребность в воде для орошения в течение вегетационного периода колеблется в значительных пределах. Двуставочный тариф на воду слагается из покубометровой (на один кубометр поданной воды) и погектарной (на один гектар орошаемой площади) ставок.

Расчеты погектарного и покубометрового тарифов осуществляются исходя из плановых затрат эксплуатационных организаций с учетом распределения их на условно-постоянные и условно-переменные.

К условно-постоянным расходам, используемым для расчета погектарного тарифа, относятся затраты на содержание эксплуатационного штата, текущий и капитальный ремонт мелиоративной сети и сооружений, противопаводковые работы, уход за лесонасаждениями и другие расходы, не зависящие от объема поданной воды.

К условно-переменным расходам, используемым для расчета покубометрового тарифа, относятся затраты на содержание гидротехнических сооружений, гидропостов, дамб и каналов, насосных станций и скважин (включая стоимость электроэнергии и топлива), очистку межхозяйственной сети, метрологическое обеспечение средств водоучета и другие расходы, величина которых прямо или косвенно зависит от объема поданной воды.

При определении ставок договорных тарифов на воду для орошения и нужд, не связанных с орошением, затраты эксплуатационных организаций распределяются пропорционально объемам водоподачи на эти цели.

Тарифы на услуги водохозяйственных организаций расчитываются с учетом затрат и рентабельности, достаточной для обеспечения нормальной деятельности этих организаций.

7. Затраты эксплуатационных водохозяйственных организаций, учитываемые при расчете тарифов, включают расходы на содержание эксплуатационного штата управлений и участков, текущий ремонт мелиоративной сети и сооружений, затраты на капитальный ремонт основных фондов эксплуатационных организаций, приобретение средств связи и телемеханики, водоучитывающих приборов, механизмов, оборудования, транспорта и инвентаря для этих организаций, на мероприятия по защите природной среды, а также другие расходы, предусмотренные в соответствии со сметой.

Дисциплина «Оценка эколого-экономического ущерба» Б1.В.ОД.12

1. 1) вопрос: Понятие эколого-экономического ущерба. Экономическая сущность интернализации внешних издержек (экстерналий); способы её практической реализации. Критерии принятия решений согласно «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию». ОК-3, ОК-6

Ответ: Эколого-экономический ущерб, причиняемый окружающей среде, означает возможные или фактические экономические, экологические и социальные потери, возникающие в результате нарушения природоохранного законодательства; хозяйственной деятельности человека; аварий и катастроф.

Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, а, следовательно, и финансовых ресурсов в народном хозяйстве; ухудшения социально-гигиенических условий проживания населения; качественных изменений (потерь) экономического потенциала страны. Таким образом, ущербом от загрязнения ОС можно считать результат данного вредного воздействия на реципиентов.

Ущерб от воздействия атмосферных загрязнений проявляется в повышении заболеваемости населения; в негативных последствиях загрязнения водных ресурсов; в снижении биопродуктивности природно-хозяйственных комплексов; в преждевременном износе основных фондов покрытий; в снижении рекреационного потенциала территорий и т.п.

Ущерб от загрязнения водной среды и водного фонда проявляется в снижении биопродуктивности водных экосистем; в ухудшении потребительских свойств воды как природного ресурса; в затратах на ликвидацию последствий загрязнения воды и восстановление ее качества; во вреде здоровью населения.

Ущерб от загрязнения земельных ресурсов проявляется в количественном и качественном ухудшении состава и свойств почвы; снижении природохозяйственной значимости сельхозугодий; деградации земель; захламлении и загрязнении почв и земельных ресурсов отходами производства и потребления.

Экологические издержки хозяйствующих субъектов включаются в общие производственные затраты, то есть являются внутренними (интернальными) для предприятия. Издержки же, вызываемые загрязнением окружающей среды (то есть собственно экономический ущерб), являются для предприятия-загрязнителя внешними (в экономике природопользования их принято называть экстернальными), поскольку для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства.

Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий на предварительную очистку загрязненной воды, воздуха, в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур под воздействием вредных выбросов, ускорения коррозии металлов и т. п.

Общество заинтересовано в снижении ущерба, а предприниматель — природоохранных предзатрат. Для того чтобы заинтересовать предпринимателя вкладывать деньги в природоохранные мероприятия, необходимо внешние издержки предприятия-загрязнителя превратить во внутренние, иными словами интернализировать внешние издержки (что, по сути, означает трансформирование принципа «платит жертва» в принцип «платит загрязнитель»). Это сложная проблема, которая до конца не решена даже в странах с развитой рыночной экономикой.

Одним из возможных путей превращения внешних издержек во внутренние является создание институционального механизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных решений. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа компенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба.

Второй способ — ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат.

Наиболее перспективным методом интернализации внешних издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды(способность природной среды обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное количество вредных веществ без изменения своих основных свойств) и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него.

Для обеспечения рационального использования ассимиляционного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель) платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он создал “грязное” производство), или получает дополнительные доходы от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды.

Не всегда существует возможность провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, даже если они известны. Например, в случае, когда экстерналии затрагивают интересы будущих поколений, они не могут голосовать по принятию решений сейчас, хотя в будущем решения предыдущих поколений окажутся для них жизненно важными. Таким образом, во многих случаях свободный рынок не способен самостоятельно решать экологические проблемы. Для устранения провалов рынка, как признает большинство специалистов, необходимо государственное регулирование, реализация природоохранной политики, учитывающей интересы всего общества.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года [19].

Следуя рекомендациям, изложенным в Документах ООН по окружающей среде и развитию, и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

В первой части “Концепции” отмечается, что богатства природы, ее способности поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека, что цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды.

Во второй части “Концепции” отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной, а ее негативное воздействие на окружающую среду, в расчете на единицу производимого продукта, существенно превышало показатели технологически передовых стран, значительная часть основных производственных фондов устарела, а 16 процентов территории страны, где проживает более половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные.

В третьей части “Концепции” определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию подразумевает последовательное решение ряда принципиальных задач:

- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

- добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

2. В 23 2) вопрос: Понятие глобальных общественных благ, их основные свойства. Относительность права собственности на природные ресурсы. ОК-3

Ответ: К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления. Для определения их сущности следует вспомнить свойства изученных ранее частных благ. В основу классификации благ положено два критерия – характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. В соответствии с первым выделяют признаки избирательности или неизбирательности, а вторым – исключаемости или неисключаемости.

Чистое частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату. К ним относятся: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. Рынки идеально подходят для обращения на них чистых частных благ, обладающих признаками избирательности и исключаемости в потреблении.

Свойство избирательности в потреблении означает, что частные блага приобретаются в индивидуальном порядке в соответствии с системой вкусов и предпочтений потребителя. Эти товары делимы, т.е. они выступают в виде совокупных самостоятельных единиц. Потребление данных благ одним человеком делает невозможным их потребление другими людьми.

Свойство исключаемости связано с недоступностью данных благ для тех, кто не способен заплатить за них рыночную цену. В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет производитель товара, а все выгоды достаются потребителю. Цена блага соответствует его предельной полезности.

Сущность и свойства общественных благ принципиально иные. Впервые они были сформулированы в середине 50-х годов ХХ в. американским экономистом Полом Самуэльсоном, лауреатом Нобелевской премии 1970 г. за вклад в повышение уровня научного анализа.

Чистое общественное благо – такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от оплаты. Классическими примерами общественных благ являются услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера и целый ряд аналогичных благ и услуг. Потребление данных благ связано со значительными положительными внешними эффектами, что препятствует их реализации при помощи механизма цен.

Основными свойствами чистых общественных благ являются: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность или неконкурентность (несоперничество) в потреблении означает, что появление дополнительного потребителя не уменьшает доступность и полезность блага для других. Например, рождение ребенка на территории страны не уменьшает величину безопасности, предоставленной другим гражданам. Поэтому эти блага неконкурентны в потреблении.

Значение. Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле – это институт общей части экологического права, совокупность правовых норм, регулирующих общий порядок и условия владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.

Право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле – субъективное право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами.

Три традиционных правомочия (владеть, пользоваться и распоряжаться):

  • Право владения– закрепленная законом возможность фактического обладания природным ресурсом и хозяйственного господства над ним (удержание в обладании).

Наиболее существенная составляющая права владения:

Отграничение объекта права:

- отграничение на бумаге (документарное)

- отграничение на местности (объект должен быть обособлен на местности в натуре)

Определение порядка доступ к объекту иных лиц:

- ограничение в отношении публичных субъектов (случаи публичного сервитута)

- частное ограничение (частный сервитут)

  • Право пользования– юридическая возможность извлекать из природного ресурса пользу или полезные свойства хозяйственная и иная эксплуатация (использование для удовлетворения потребностей).

Осуществляется в порядке и по правилам, установленным государством. Пользование природным ресурсом должно осуществляться по принципам целевого назначения.

Не следует путать право пользования с правом природопользования!!!

  • Право распоряжения– возможность в установленных законом пределах определить юридическое положение/статус объекта, включая его отчуждение.(Это определение юридической судьбы природного ресурса).

Наиболее ограниченное и формализованное правомочие.

Письменная форма, регистрация, нотариальное удостоверение и пр. (изъятие из оборота и ограничение в обороте).

Оборотоспособность природных ресурсов означает степень распоряжения.

Право распоряжения не путать с управлением природными ресурсами (государство действует как суверен государственной власти, возвышающийся ад собственниками).

Тотальное совпадение в одном лице публично-надзорной и частно-пользовательской функций неизбежно ведет к правонарушениям.

Оговорка: право экологической собственности.

3. 3) вопрос: Стоимостная оценка экологического ущерба, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. ОПК-2, ПК-2, ПК-11

Ответ: Стоимостная оценка ущерба, наносимого водным объектам (ВО) в результате различных видов негативного антропогенного влияния, проводится на основе «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (далее – Методика, 2009 г.) [1]. Она позволяет оценить воздействие:

1. Вследствие сброса загрязняющих веществ (ЗВ) в составе сточных вод; при этом учитываются:

1. природно-климатические условия в зависимости от времени года;

2. экологические факторы (состояние водных объектов) – дифференцируется по бассейнам морей и рек Российской Федерации;

3. масса сброшенного загрязняющего вещества;

4. интенсивность негативного воздействия на водный объект – зависит от кратности превышения фактической концентрации загрязняющего вещества при сбросе над его фоновой концентрацией в воде водного объекта и от класса опасности загрязнителя;

5. такса для исчисления размера вреда от сброса загрязняющего вещества в водные объекты – зависит от класса опасности загрязняющего вещества.

2. Вследствие изъятия водных ресурсов из водного объекта.

3. Вследствие загрязнения (засорения) ВО мусором, отходами производства и потребления.

4. Вследствие осуществления запрещенного молевого сплава древесины и сплава древесины без судовой тяги.

5. Вследствие сброса хозяйственно-бытовых сточных вод с судов и иных плавучих объектов и сооружений.

6. Вследствие загрязнения водных объектов при авариях и иных чрезвычайных ситуациях.

7. Вследствие сброса и захоронения в ВО отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), других крупногабаритных отходов производства и потребления (предметов).

8. Вследствие загрязнения взвешенными веществами при разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, а также при разрушении в результате аварий гидротехнических и иных сооружений на водных объектах.

9. Вследствие использования водных объектов для добычи полезных ископаемых (строительных материалов) с нарушением условий водопользования.

Методика 2009 г. не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного: здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, а также водным биоресурсам в результате ухудшения экологического состояния водных объектов; водным объектам в результате стихийных бедствий, если установлено, что причинение вреда связано с обстоятельствами непреодолимой силы; затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий, зданий, сооружений и коммуникаций при разрушении гидротехнических и иных сооружений на водных объектах.

Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения. Исчисление размера вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ.

4. 4) вопрос: Стоимостная оценка экологического ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. ОПК-2, ПК-2, ПК-11

Ответ: Стоимостная оценка ущерба, наносимого почвам в результате различных видов негативного антропогенного влияния, проводится на основе «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (далее – Методика 2010 г.) [2]. Она позволяет оценить воздействие на почву:

1. Вследствие несанкционированного размещения отходов производства и потребления; при этом учитываются:

1. категории земель и их целевое назначение;

2. масса размещаемых отходов;

3. такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам – зависит от класса опасности отхода.

2. Вследствие химического загрязнения почв в результате поступления в почву химических веществ или смеси химических веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв.

3. Вследствие порчи почв в результате незаконного перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

Методика 2010 г. предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера.

Раздел 2.2. Оценка эколого-экономического ущерба, наносимого почвам вследствие размещения отходов производства и потребления

Расчеты стоимостной оценки экологического ущерба, причиненного почвам вследствие несанкционированного размещения отходов производства и потребления, проводятся в табл. 2.1 согласно [2, 7, 8] с использованием формулы:

II. Виды тарифов и порядок их расчета - student2.ru (2.1)

где:

i– вид размещаемого отхода;

j– класс опасности размещаемого отхода;

II. Виды тарифов и порядок их расчета - student2.ru – размер эколого-экономического ущерба (вреда) от размещения i-го вида отходаj-го класса опасности, тыс.руб./год;

II. Виды тарифов и порядок их расчета - student2.ru – масса i-го вида размещаемого отходаj-го класса опасности, т/год (см. исходные данные);

II. Виды тарифов и порядок их расчета - student2.ru – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам вследствие несанкционированного размещения отходаj-го класса опасности, тыс.руб./т [2];

II. Виды тарифов и порядок их расчета - student2.ru – коэффициент, зависящий от категории земель и их целевого назначения, на которых расположен загрязненный участок; в расчетах, исходя из условия размещения отходов на землях населенного пункта, принимается величина II. Виды тарифов и порядок их расчета - student2.ru [2].

– коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития (к уровню 2010 г.), см. разд. 1.2; по состоянию на 2014 г. Кин= 1,181 [7, 8];

Дисциплина «Основы экономики природопользования» Б1.В.ОД.13

Наши рекомендации