Историячередования протекционизма и либерализма в развитии мировой торговли

Издревлеи до наших дней внешнеторговая, затем и внешнеэкономическая политика государствслагается из двух концептуальных подходов - протекционизма и либерализма.

Протекционизмпервоначально: "защиту" своей страны от проникновения потенциально» опасных" чужеземцев, обычно купцов, в т.ч. и по религиозным мотивам. И (до сегодня) фискальные интересы – получениедоходов от обложения пошлинами ввозимых, вывозимых и транзитных товаров. В наше времяглавный резон протекционизма - защита собственной экономики от иностраннойконкуренции. Протекционизм свойственен не только экономически слабым,стремящимся к самостоятельному промышленному развитию государствам, но широкоиспользуется самыми развитыми государствами, особенно в сельском хозяйстве(США, Европейский союз и др.). Высшимвыражением протекционизма является автаркия - политика самоизоляции имаксимального само обеспечения государства продуктами собственного производства(Япония до 1854 г., когда под пушками американской эскадры коммодора Перрияпонцев насильственно заставили открыть для иностранцев порты Нагасаки,Хакодате и Иокогамы). Преимуществасвободной торговли / либерализма:

§ философов. Иоанн Златоуст (IV в., Византия): «самим Богом предоставлена нам легкостьвзаимных торговых сношений, чтобы мы могли взирать на мир как на единое жилище,а также чтобы каждый, сообщая другому свои произведения, мог беспрепятственнополучать в изобилии имеющееся у другого»;

§ XVIII в.в Англия, Дэвид Риккардо: теория сравнительных преимуществ, доказывающая, чтодля страны выгодно производить и экспортировать те продукты, для изготовлениякоторых имеются климатические, сырьевые, трудовые и иные преимущества переддругими государствами, а прочие продукты следует ввозить оттуда, где есть сравнительныепреимущества для их производства.

Донастоящего времени баланс протекционистских и либерализационных слагаемыхвнешнеторговой политики представляет собой результат борьбы и сотрудничества всфере международных торгово-экономических отношений, а международно-правовоевоплощение этих результатов и есть международное экономическое право. Но балансэтот подвижен.

§ ВXVIII-XIX вв. - вектор в пользу либерализма (промышленная революция,нарастание транспортных связей, торговля росла быстрее, чем ВВП, колониальнаясистема, интернационализация производства, вывоз капитала).

§ КонецXIX в. – 2-я мировая война – протекционизм (государственно-национальнаяидея, торгово-экономическая многополярность мира, промышленная Германия передвойной, распад колониальной системы, соц. и кап.системы)

§ ОкончаниеВторой мировой войны - наши дни - либерализм (преобладание США на мировомрынке, объединение Европы)

Досередины XX в. преобладающей международно-правовой формойторгово-экономического регулирования были двусторонние договоры, а с окончаниемВторой мировой войны и с образованием ООН, в Уставе которой в качестве одной изцелей создания Организации указывается осуществление международногосотрудничества в решении международных проблем экономического характера (ст. I),происходит массированный переход к многосторонним формам регулированиясотрудничества. Создаются многочисленные международные экономическиеорганизации, появляются многие новые виды договоров. В это же время возникают экономические интеграционно-ориентированные международные объединения -Европейские Сообщества (1951, 1957 гг.) и Совет Экономической Взаимопомощи(1949 г.). В 1947 г. заключен первый в истории многостороннийторговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базекоторого институализировалась в 1995 г. Всемирная торговая организация (ВТО). Всемирная торговаяорганизация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала своюдеятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политическиеотношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайскогораунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документыявляются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение обучреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форумастран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на ихмногосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений идоговоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как иГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговыхсоглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов правинтеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи ссовершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членамиорганизации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешенияторговых споров. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТОявляются:

§ взаимное предоставлениережима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле = недискриминация награнице (исключения для членов интеграционных группировок типа ЕС; наименееразвитых стран, приграничной торговли);

§ взаимное предоставлениенационального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения =недискриминация внутри страны;

§ регулирование торговлипреимущественно тарифными методами;

§ отказ от использованияколичественных и иных ограничений;

§ транспарентность торговойполитики;

§ разрешение торговых споровпутем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшимифункциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностейпакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговыхпереговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешениеторговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов;техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимсякомпетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Вопрос № 26

Наши рекомендации